Конкурсное испытание "Методический семинар" конкурс "Учитель года России"
статья
Материалы для конкурсного испытания "Методический семинар" конкурс "Учитель года России" 2020 год.
Представлена презентация на тему "Социальное партнёрство семьи и школы средствами внеурочной деятльности" и пояснительная записка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конкурсное испытание «Методический семинар»
(конкурс «Учитель года России»)
учителя начальных классов Бобылевой Ирины Игоревны
Пояснительная записка
Я, Бобылева Ирина Игоревна, работаю в МОУ «Ковернинская средняя школа № 1» учителем начальных классов. Квалификационная категория – высшая. Стаж работы в данном учреждении – 8 лет. Тема моей работы: «Социальное партнёрство школы и семьи средствами внеурочной деятельности».
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция отстранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Именно поэтому современная российская школа находится в поиске новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Необходимы дружеские, партнёрские отношения с семьёй, между учителями и родителями. Школе необходима помощь родителей в решении учебных задач, в нравственном воспитании, особенно в предупреждении асоциального поведения школьников. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие, стремление воспитать ребёнка здоровым, добрым, хорошим человеком, нравственной и творчески активной личностью.
Социальное партнёрство – организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников.
Вопросу социального партнёрства уделяли внимание как отечественные педагоги прошлого, так и наши современники. Мнения некоторых из них представлены ниже.
И. А. Хоменко: «Социальное партнёрство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития».
В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».
П. Ф. Каптерев: «Необходима неразрывная связь различных социальных институтов, которые оказывают влияние на развитие личности: семьи, системы образования, общества, государства».
Станут ли родители союзниками школы в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями.
Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Цель деятельности: создать условия для организации социального партнёрства школы и семьи средствами внеурочной деятельности.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по заданной теме;
- разработать программу социального партнёрства школы и семьи «Калейдоскоп»;
- проанализировать и доказать эффективность использования разработанной программы социального партнёрства.
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Деятельностный аспект заключается в организации взаимодействия классного коллектива со следующими социальными партнёрами: Центр Внешкольной работы, ДОО «Прометей», библиотеки, МВЦ «Отчина», социальный педагог, педагог – психолог, творческие объединения, ККЗ «Мир», семья. Одним из главных направлений работы является взаимодействие с семьёй.
Опрос родителей учащихся первого класса показал, что 92% считают необходимым включать родителей в организацию классных мероприятий; 83% изъявили желание принять участие в организации мероприятий; 54 % родителей готовы быть участниками мероприятий, а 29% хотели бы сами организовывать мероприятия для детей.
Организация социального партнёрства школы и семьи ведется по трём направлениям: участие родителей в управлении образовательным процессом; психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. С целью вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс и по результатам анкетирования родителей была разработана программа «Калейдоскоп».
Целью программы социального партнёрства школы и семьи «Калейдоскоп» является формирование эффективной системы взаимодействия школы и родителей, способствующей развитию гармоничной личности учащихся.
Этапы развития социального партнёрства можно представить следующим образом:
- В первом классе реализуется 1 и 2 этап: посещение внеклассных мероприятий и диагностика, а также совместное участие родителей и детей в мероприятиях класса и школы.
- Во втором и третьем классах реализуется 3 этап: организация родителями и классным руководителем внеклассных мероприятий для детей.
- В 4 классе реализуется 4 этап: совместная организация мероприятий учителем, родителями и учащимися.
Реализация программы осуществляется по пяти направлениям развития личности учащихся: общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное.
В нашей программе разработан диагностический инструментарий, который включает в себя диагностики для родителей и детей по каждому классу.
По результатам анкетирования родителей мы видим, что уровень их удовлетворенности работой образовательного учреждения имеет положительную динамику. Анкетирование по вопросу сотрудничества семьи и школы показало, что количество заинтересованных и активных родителей увеличилось.
Изучение развития личности учащихся показало, что количество учащихся с сильно выраженной познавательной потребностью возросло с 13% во 2 классе до 49% в 4 классе. Межличностные отношения в классе также положительно развиваются, стало больше активных детей, отсутствуют изолированные дети. Также проводится мониторинг развития всех УУД, а полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике развития личности учащихся.
Результативность педагогической деятельности заключается в следующем:
- созданы условия для организации социального партнёрства школы и семьи, посредством программы «Калейдоскоп»;
- доказана эффективность использования разработанной программы социального партнёрства;
- видна положительная динамика развития личности учащихся;
- результатом нашей совместной работы являются многочисленное участие и победы во всевозможных конкурсах, конференциях и спортивных мероприятиях на школьном, районном и региональном уровнях.
По данной теме я выступала на РМО молодых специалистов, педагогических советах, публикации моего опыта можно найти в сети Интернет. А также была создана методическая копилка мероприятий, проведенных совместно с родителями. Данный опыт организации совместной деятельности учеников и родителей может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям.
По данной программе мы продолжаем работать с новым классом, скорректировав тематическое планирование.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования «Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога И. А. Хоменко: «Социальное партнёрство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития». В. А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...». П. Ф. Каптерев: «Необходима неразрывная связь различных социальных институтов, которые оказывают влияние на развитие личности: семьи, системы образования, общества, государства».
Цель и задачи педагогической деятельности Цель: создать условия для организации социального партнёрства школы и семьи средствами внеурочной деятельности Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по заданной теме; Разработать программу социального партнёрства школы и семьи «Калейдоскоп»; Проанализировать и доказать эффективность использования разработанной программы социального партнёрства.
Деятельностный аспект личного вклада
Деятельностный аспект личного вклада Опрос родителей учащихся 1 класса, с целью выявления возможностей социального партнёрства школы и семьи
Деятельностный аспект личного вклада Организация социального партнёрства школы и семьи
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия школы и родителей, способствующей развитию гармоничной личности учащихся. Задачи программы: 1. Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы. 2. Организация родительского просвещения: педагоги – родители, родители – родители , родители – дети. 3. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья. Усиление роли семьи в организации воспитательного процесса школы. Сроки реализации: 2016 - 2019 года Программа социального партнёрства школы и семьи «Калейдоскоп»
Этапы развития социального партнерства школы и семьи
Основные направления проводимых мероприятий родителей с учащимися
Планирование мероприятий 2 класс № Направление деятельности Мероприятие 1 Общекультурное Праздник «Вот и стали мы на год взрослее» 2 Общеинтеллектуальное Игровая программа «Путешествие по Сказочной стране» 3 Спортивно-оздоровительное Профилактическая беседа «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь!» 4 Духовно-нравственное Путешествие в Город Мастеров (г.Городец) 5 Общекультурное Мастер-класс «Новогодние игрушки из солёного теста» 6 Общекультурное Праздник «Новогодняя сказка» 7 Духовно-нравственное Поездка в ТЮЗ (г.Нижний Новгород) 8 Спортивно-оздоровительное Соревнования «Малые олимпийские игры» 9 Социальное Акция «Дарим книги»
№ Направление деятельности Мероприятие 1 Спортивно-оздоровительное Профилактическая беседа «Знай и соблюдай правила личной гигиены» 2 Духовно-нравственное Путешествие в Академический театр кукол (г.Нижний Новгород) 3 Общекультурное Классный час «Земля – наш общий дом» 4 Спортивно-оздоровительное Поездка в ФОК «Сокол» п. Сокольское 5 Спортивно-оздоровительное Лыжная прогулка по парку Чудов-Град 6 Общеинтеллектуальное Проект «Великая Отечественная война в семье моих родственников» Планирование мероприятий 3 класс
№ Направление деятельности Мероприятие 1 Социальное Акция «Праздник в дом» ко Дню пожилого человека, мастер-класс 2 Общекультурное Праздник «У мамы добрые глаза» 3 Общекультурное Представление «Новогодний карнавал» 4 Духовно-нравственное Поездка в выставочный центр в г. Нижний Новгород 5 Социальное Проект «Веселыми тропинками здоровья» 6 Социальное Проект «Ветеран живёт рядом» Планирование мероприятий 4 класс
Диагностика «Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» (по методике Е.Степанова) Анкетирование родителей «Сотрудничество семьи и школы» Методика «Познавательная потребность» (по методике В.С. Юркевича) Мониторинг уровня сформированности УУД (листы наблюдений) Методика «Социометрия» (по методике Дж. Морено) Методика «Проба на внимание» (по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой )
«Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (по методике Степанова) Анкетирование родителей «Сотрудничество семьи и школы» Диагностика
Изучение развития личности учащихся Методика «Познавательная потребность» (по методике В.С. Юркевича) Мониторинг уровня сформированности УУД (листы наблюдений) Методика «Социометрия» (по методике Дж. Морено)
Результативность профессиональной педагогической деятельности Созданы условия для организации социального партнёрства школы и семьи, посредством программы «Калейдоскоп»; Доказана эффективность использования разработанной программы социального партнёрства; Положительная динамика развития личности учащихся.
Транслируемость практических достижений Выступление на РМО учителей начальных классов по теме «Социальное партнёрство школы и семьи как условие развития гармоничной личности». Выступление на РМО молодых специалистов по теме «Разнообразные формы работы с родителями младших школьников». Публикации на сайте в сети Интернет. Создание «Методической копилки» внеклассных мероприятий, проведенных совместно с родителями.
Литература Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1996. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству./ Классный руководитель № 6, 2007, с. 126 – 139. Джунгурова Т.Н. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Лекция для начинающих классных руководителей./ Классный руководитель №7, 2006, С.13 – 15. Классному руководителю. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос , 2003. Новые формы воспитательной работы: Методические рекомендации в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, кураторам, воспитателям, гувернерам, родителям. /Сост. Л.А. Сетрукова . Новокузнецк: ИПК, 1996. Урбанская О.Н.Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства./ И.А. Хоменко// Педагогическое обозрение – 2008-№4 с. 7-8
Спасибо за внимание!
Общеинтеллектуальное направление Выступление родителей на классных часах
Общекультурное направление «Новогодний карнавал» Мастер-класс «Новогодние игрушки» Праздник «У мамы добрые глаза» Беседа о правилах поведения
Спортивно-оздоровительное направление Традиционные походы Встреча с сотрудниками МЧС Лыжные прогулки
Духовно-нравственное направление Конкурс -фестиваль«Снежные фигуры» Поездка в Город Мастеров Проект «Великая Отечественная война в семье моих родственников»
Социальное направление Акция «Ветеран рядом живёт» Акция «Весёлыми тропинками здоровья» Акция «Дарим книгу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный урок"Учитель года". Урок русского языка в 3 классе по теме: «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»
Познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной...
муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России » Конкурсное испытание первого тура «Методическое объединение».
Тема: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»...
Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г
Презентация и пояснительная записка к конкурсному испытанию "Методический семинар " и эссе на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкур...
Конкурсное испытание " Я учитель" на региональный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России"
Эссе "Гражданская позиция современного учителя"...
"Мой педагогический опыт". Конкурсное задание II тура (муниципального) конкурса «Учитель года России» в 2019 году
Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей»....
Конкурсное испытание "Я - учитель" (Конкурс "Учитель года России")
Конкурсное испытание "Я - учитель", эссе на тему "Гражданская позиция современного учителя"...