Конкурсное испытание "Я - учитель" (Конкурс "Учитель года России")
статья

Бобылева Ирина Игоревна

Конкурсное испытание "Я - учитель", эссе на тему "Гражданская позиция современного учителя"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bobyleva_esse.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Гражданская позиция современного учителя»

Вот уже 8 лет я  спешу  на свою работу,  и каждый сентябрь приносит новые волнения: надо построить процесс обучения так, чтобы завоевать в сердце каждого ученика такой островок, который бы не затопило во взрослой жизни «морем» проблем и жизненных событий. Мои ученики должны всегда видеть в учителе близкого человека. А их родители хотят быть спокойными за своих любимых, драгоценных детей.

За годы работы я поняла, что ничего интереснее ребёнка в мире нет. Поэтому учителю необходимо не только овладеть профессиональным мастерством, но и уметь любить, понимать и беречь детей. Ведь каждый ребёнок неповторим, и воспитание требует не только широты знаний, но и постоянного поиска и творчества. Ученик должен с радостью учиться, познавать мир, дружить. Мы не имеем права разрушать веру ребёнка в себя, в свои силы, в свою исключительную роль в мире. Пусть он радуется каждой встрече со школой, своими учителями и школьными друзьями. Он должен получать удовлетворение от того, что правильно решил примеры, помог разобраться товарищу с задачей, выучил стихотворение.

Учитель для ребёнка - живое воплощение добра и справедливости. Это, может быть, самое трудное в нашей профессии: всегда быть добрым и справедливым. Но, если оступишься хоть раз, рвутся сразу и порой навсегда те сердечные нити, что связывают нас с учениками и без существования которых воспитание невозможно. Суть педагогического кредо учителя начальных классов заключается в трёх заповедях: непрерывный поиск наиболее эффективных способов работы; сотрудничество с детьми и их родителями; работа с каждым ребёнком как с личностью.

Януш Корчак в книге «Как любить детей» писал: «Ребёнок - это сто масок, сто ролей способного актёра». Любить детей значит непременно играть вместе с ними, фантазировать, творить. С первых шагов надо вселить в ученика-шестилетку любовь к школе, потребность в учении. Надо сделать так, чтобы, просыпаясь, ребёнок с удовольствием собирался в школу, понимая, что без неё ему будет скучно и неинтересно.

Учитель! Как много заключается в этом слове. Учитель – это не только знания, не только уроки и бессонные ночи в окружении ученических тетрадей. Учитель – это связующее звено в воспитании детей. Только учитель, любящий свою профессию, своих учеников сможет найти те нити, которые свяжут воедино родителей, детей и школу, для того чтобы из несмышлёных шестилетних почемучек выросли настоящие личности с гражданской позицией, любящие свою Родину и гордящиеся своими корнями. Для достижения такого результата педагог должен на личном примере показать своё отношение буквально ко всему, что нас окружает, показать свою гражданскую позицию.

А что же такое гражданская позиция?

Гражданская позиция – это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. Гражданская позиция подразумевает ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими. Гражданская позиция является сложным общественным явлением, которое выражается в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами.

Когда мы говорим о гражданственности, то возникающие у нас ассоциации связаны с патриотизмом, отношением к Отечеству. На самом деле любовь к Родине зарождается намного раньше, чем возникает национальное чувство  и формируется гражданская позиция.

Первоначально отношение к Родине формируется на основе восприятия окружающего мира и выражается ребенком в виде простых предложений, где он восхищается красотой окружающей природы. С возрастом ребенок начинает осознавать, что окружающая красота принадлежит его Родине. Она уникальна, самобытна, неповторима. По мере взросления личности возрастает и его знание о культуре, истории и традициях своего народа. Рождается чувство гордости за ее страну, за достижения соотечественников в сфере науки и искусства и просто за свой край, за родную школу, за свою семью.

…Школа, ученики, учитель – эти слова в нашей семье я слышу с рождения. Наверное, любовь  к родному краю, к школе, к учительскому труду я «впитала с молоком матери».  Мама является для меня примером для подражания во всём! Я благодарна ей за то, что пошла по её стопам и стала учителем начальных классов. Ведь учить детей азам, учить их дружить и уважать друг друга, учить любить свою Родину и видеть прекрасное вокруг себя, учить чтению и письму первых слов – это самая главная наука в становлении человека как личности. Когда – то, учась в школе, в сочинении о своей семье  я написала о том, что история начинается с семьи, каждая семья на протяжении жизни пишет свою книгу, книгу истории своей семьи. Одна из глав нашей книги – это педагогическая династия,  но она ещё не закончена… Я продолжаю педагогическую династию и горжусь этим. Я горжусь своими  дедушкой и бабушкой, своими родителями, родственниками. Бабушка и дедушка всю жизнь отдали развитию сельского хозяйства. Понимаю, каким тяжёлым было их послевоенное детство. Удивляюсь их стремлению к знаниям, желанию учиться. Ведь в то время ученики ходили в школу пешком по восемь километров туда и обратно. В любую погоду, в одежде «на  вырост», с деревянными ящичками-портфелями, иногда голодные, но шли за знаниями, хотели быть грамотными. Моя бабушка мечтала быть учителем, она была  прилежной ученицей, окончила на «отлично» Дёминскую школу и должна была ехать в город, что бы получить профессию педагога… Но жизнь распорядилась иначе. Не было средств для её дальнейшего обучения, ведь её воспитывала одна мать… Пришлось бабушке после школы идти работать в колхоз. Не суждено было сбыться её мечте, не стала она школьным учителем….Но зато она стала учителем своих троих детей и шестерых внуков, учителем жизни! Когда мне было четыре года, она научила меня читать и решать  примеры, она привила своим внукам любовь и уважение к старшим, она воспитывала в нас честность и трудолюбие, учила нас видеть красоту природы нашего края, воспитывала чувство любви к своей Родине.

Бабушкину мечту осуществили её дети и внуки. (Обе дочери  и две внучки работают в школе). Моя мама уже 32 года работает учителем начальных классов. Я считаю её самым лучшим учителем, подтверждением этому являются многочисленные грамоты её портфолио.

 Бабушка была рада, когда я тоже  выбрала  профессию учителя.  Ей было приятно, что дети и внуки  помогли сбыться её мечте. Не успела она  увидеть меня за учительским столом, не видит она мои успехи, не слышит бесконечные рассказы про моих подопечных…Но я стараюсь работать так, чтобы не подвести свою семью, продолжить семейную династию. Стараюсь дать своим ученикам всё, что могу, а главное – быть для них той путеводной звездой, которая поможет им преодолеть трудный путь в овладении школьными науками.

В. А. Сухомлинский писал: «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Я вполне согласна с этими словами и стараюсь разглядеть в своих неугомонных малышах что-то необычное, индивидуальное, чтобы правильно спланировать и организовать работу в классе, что бы помочь развить в каждом ученике те задатки, которые заложены в нём природой. Именно школа должна стать для учеников источником знаний и радости, так как они большую часть времени проводят именно здесь. Построить такую школу должны не архитекторы и строители, а учителя и воспитатели, которым доверены эти маленькие, наивные существа.

Так как я уверена, что воспитание начинается в семье, то много времени уделяю работе с родителями моих учеников. Ведь именно тройственный союз «учитель – ученик – родители» даёт прекрасные результаты воспитания и обучения. Неслучайно, что и темой для самообразования я выбрала «Социальное партнёрство семьи и школы».  Уже в начальных классах мы работаем над социально-исследовательскими проектами, основанными на краеведческих материалах. Совместно с родителями организовываем познавательные экскурсии, увлекательные диспуты и викторины. Эти мероприятия помогают   воспитывать  в каждом школьнике личность, учить их видеть красоту и богатство нашего района, гордиться трудом односельчан. С этого и начинается гражданское воспитание школьников, дальнейшее формирование гражданской позиции подрастающего поколения.

Обладать активной гражданской позицией  должен каждый гражданин и это сделать совсем нетрудно. Нетрудно помочь пожилым людям каким-то делом, поддержать коллег советом или просто общением, оказать помощь нуждающимся, младшим, животным или природе. Я являюсь членом Молодёжной палаты посёлка  Ковернино. Мы участвуем в проектах на благо нашего родного района. Пусть окружающие нас люди посещают чистый парк и сквер, пользуются благоустроенными спортивной и детской площадками.

Считаю, необходимо заряжать всех радостью, позитивным настроением, дарить всем искреннюю улыбку - ведь это является залогом успешности и оптимизма. С этого начинается любовь и преданность к своей Отчизне. Не надо унывать, надо умело находить выход из любой жизненной ситуации. Жизнь одна, и мы её должны прожить честно и радостно.

Нужно быть счастливым, несмотря ни на что. Счастливый педагог способен зажечь искорки в сердцах детей. Не в этом ли заключается счастье простого человека? Ведь именно благодаря общению с учениками, мир кажется интереснее и увлекательнее. Ученики помогли разгореться маленькому огоньку моей мечты. Теперь этот огонь горит в моей душе, он вселяет уверенность в работе, а значит в жизни.

Бобылева Ирина Игоревна,

учитель начальных классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Птица 2010 года"

Конкурсная программа посвящена Международному Дню Птиц....

Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"

Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...

муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России » Конкурсное испытание первого тура «Методическое объединение».

Тема: «Самостоятельная работа на уроках в начальных классах – как средство активизации познавательной деятельности  младших школьников в  условиях реализации ФГОС НОО»...

Конкурсные испытания "Методический семинар" , "Я-учитель", "Урок" на конкурс "Учитель года России" 2018г

Презентация и пояснительная записка к  конкурсному испытанию  "Методический семинар "  и  эссе  на тему "Гражданская позиция современного учителя" к конкур...

"Мой педагогический опыт". Конкурсное задание II тура (муниципального) конкурса «Учитель года России» в 2019 году

Обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность ребенка – один из эффективных путей развития его творческих способностей»....

Конкурсное испытание "Методический семинар" конкурс "Учитель года России"

Материалы для конкурсного испытания "Методический семинар" конкурс "Учитель года России" 2020 год.Представлена презентация на тему "Социальное партнёрство семьи и школы средст...