Рабочая программа "Выразительное чтение"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Выразительное чтение» имеет общеинтеллектуальное направление и разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vyrazitelnoe_chtenie.docx | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Выразительное чтение»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Выразительное чтение» имеет общеинтеллектуальное направление и разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (c изменениями от 26 ноября 2010 №1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 22 сентября 2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 18 декабря 2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373», от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»); с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», на основе авторской программы курса «Выразительное чтение» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы).
«Выразительное чтение»- это внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, используемые как средство в развитии у детей культуры художественного слова. На занятиях выразительного чтения воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи.
Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся и на сохранение их здоровья.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Выразительное чтение» реализует познавательную и социокультурную цели:
-познавательная цель курса позволяет сформировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы, развить творческий потенциал учащихся для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.
- социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся, позволяет развивать на уроках такие виды речевой деятельности, как чтение, говорение, слушание (умение анализировать речь во время ее восприятия) и важнейшие речевые умения (полно и кратко пересказывать текст, декламация и др.).
Задачи начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» (с учетом специфики курса «Выразительное чтение»):
- Развивать интонационную выразительность устного высказывания,
умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- Учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
- Воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка;
- Создать педагогические условия, обеспечивающие широкий перенос средств, освоенных на уроке, на следующие ступени образования и во внешкольную практику.
- Развитие коммуникативных навыков, воспитание уважения к требованиям речевого этикета.
Содержание рабочей программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими национальную элиту России.
Содержание учебного курса
Теория предмета
1. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Чтение с листа и чтение наизусть.
2. Основы практической работы над голосом. Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
3. Логика речи. Основы сценической «лепки» фразы . Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснения во фразе. Пояснения на басах и верхах. Противопоставление. Перечисление. Виды перечисления. Сопоставление. Эпическая форма.
4. Бессловесные элементы действия в чтецком искусстве. Оценка факта. Пристройка. Мобилизация и «вес».
5. Произвольная и непроизвольная память. Условия и приемы для лучшего запоминания текстов.
6. Словесные воздействия. Классификация простых (опорных) словесных воздействий. Воздействие на внимание партнера — звать; воздействия на волю партнера — приказывать и просить; воздействия на память партнера — узнавать и утверждать; воздействия на чувства (самочувствие) партнера— упрекать и ободрять; воздействия на мышление партнера — объяснять и отделываться; воздействия на воображение партнера —удивлять и намекать. Сложные (составные) словесные воздействия. Подтекст и текст литературного произведения.
7. Понятие о литературном художественном приеме. Осмысление литературного приема читателями. Фабула как материал для обработки определенными литературными приемами. Сюжет как результат воздействия литературного произведения на читателя.
8. Основы сюжетно-фабульного анализа произведения. Методы выявления использованных писателем художественных приемов построения текста. Последовательность анализа и временная продолжительность.
9. Чтение произведения. Подготовка чтецов. Чтение вслух, чтение по ролям. Работа над постановкой голоса.
10. Контрольное итоговое занятие. Зачет.
Практическая часть
1. Навык правильного дыхания при чтении и сознательного управления голосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью).
2. Умение логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста. Навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним.
3. Умение пользоваться бессловесными элементами действия как дополнительными выразительными возможностями художественного чтения. 4. Умение определять словесные воздействия в живой речи и пользоваться ими в своей чтецкой работе.
5. Навык работы над художественным произведением. Работа всех обучающихся над одним произведением.
6. Подготовка чтецкого репертуара (басни, народные сказки, стихотворения, проза). Зачет
Упражнения по дыханию.
- Упражнения на развитие и управление голосовым аппаратом.
- Исполнение каждым обучающимся работ из своего чтецкого репертуара
Формы и виды организации внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность по курсу «Выразительное чтение» основана на двух формах: индивидуальной и групповой. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и виды деятельности: приемы игрового обучения, познавательной деятельности, проблемно - ценностного общения, досугово – развлекательной деятельности. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами выразительного чтения возможно формирование социально- активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
· игра
· беседа
· иллюстрирование
· изучение основ сценического мастерства
· мастерская образа
· инсценирование прочитанного произведения
· постановка мероприятия
· выступление
Раннее формирование навыков выразительного чтения у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы в начальной школе являются: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами являются: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); овладение навыками декламации текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; готовность слушать собеседника и вести диалог;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по внеурочной деятельности «Выразительное чтение» являются следующие умения:
- ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; выделять в тексте основные части, события, видеть их последовательность в произведении
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя
- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
- воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей Итоги реализации программы могут быть представлены через выступления на школьных концертах, праздниках, участие в творческих фестивалях, конкурсах.
Учебно-тематический план
3 класс
№ № п/п | Название темы | Количество часов |
11. | Вводное занятие. Понятие «художественное чтение» | 1 |
22. | Особенности речевого (фонационного) дыхания | 2 |
33. | Тренировка мышц дыхательного аппарата. | 1 |
4. | Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, скороговорки | 2 |
55. | Произношение гласных и согласных звуков. | 2 |
66. | Темп речи. | 2 |
77. | Ритм. | 2 |
88. | Резонирование. | 2 |
99. | Речевые такты. Конкретность образов | 3 |
110. | Грамматические и логические паузы | 2 |
111. | Знаки препинания, логические ударения | 1 |
112. | Дикция. | 3 |
113. | Работа над постановкой голоса | 3 |
114. | Конкурс чтецов «Наша Армия родная» | 2 |
115. | Чтение вслух, чтение по ролям | 2 |
116. | Диалог. Монолог. | 2 |
117. | Выступление «Прощай, 3 класс» | 2 |
ИТОГО: | 34 ч. |
Учебно-тематический план
4 класс
№ № п/п | Название темы | Количество часов |
11. | Вводное занятие. Понятие «художественное чтение» | 1 |
22. | Особенности речевого (фонационного) дыхания | 2 |
33. | Тренировка мышц дыхательного аппарата. | 1 |
4. | Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, скороговорки | 2 |
55. | Произношение гласных и согласных звуков. | 2 |
66. | Темп речи. | 2 |
77. | Ритм. | 2 |
88. | Резонирование. | 2 |
99. | Речевые такты. Конкретность образов | 3 |
110. | Грамматические и логические паузы | 2 |
111. | Знаки препинания, логические ударения | 1 |
112. | Дикция. | 3 |
113. | Работа над постановкой голоса | 3 |
114. | Конкурс чтецов «Наша Армия родная» | 2 |
115. | Чтение вслух, чтение по ролям | 2 |
116. | Диалог. Монолог. | 2 |
117. | Выступление «Прощай, начальная школа» | 2 |
ИТОГО: | 34 ч. |
Список использованной литературы
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2015/o_tea.doc
3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).
4. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. Эстетическое воспитание. М., 2015.
5. Анализ литературного произведения. Вологда, 2014.
6. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 2014.
7. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа чтение 3 класс
Рабочая программа чтение 3 класс индвивидуальное обучение.УМК Школа России....
Рабочая программа чтение 1 класс ФГОС Школа России
Структура рабочей программы:– пояснительная записка;– содержание программы учебного курса;– учебно-тематический план;– календарно-тематическое планирование;– требования к уровню подготовки обучающихся...
Рабочая программа чтение 2 класс 8 вид
Программа составлена на основе программы под ред. И. М. Бгажноковой. Надомное обучение. 1 час в неделю...
рабочая программа чтение 4 кл перспектива
Рабочая программа составлена подробно по плану минобра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС (по адаптивной основной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья)...
Рабочая программа. Чтение и развитие речи. СКОУ 8 вида. 4 класс
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимал...
Рабочая программа "Чтение и развитие речи",3 класс 8 вид
Данная программа составлена на основе программы для специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой....