Статья по теме «Критериальное оценивание в начальной школе»
методическая разработка
Материал предназначен для учителей начальных классов. В данной статье описаны принципы критериального оценивания, функции критериального оценивания, практическая значимость. приведен пример критериального оценивания на материале урока по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме «Критериальное оценивание в начальной школе»
Тема моего выступления «Критериальное оценивание в начальной школе».
Слайд
Термин «оценивание» относится к
любым формам деятельности учителя
и учеников, оценивающих самих себя,
обеспечивающим информацию, кото-
рая может служить обратной связью
и позволяет модифицировать процесс
преподавания и учения.
Блэк П., Уильям Д. (1998)
Главное отличие современной школы – это ориентация на конечный результат. Такой результат должен быть измерен.
В новой системе оценивания ключевым является критериальный подход.
Слайд
Оценка осуществляется в соответствии с параметрами (то, что подлежит оцениванию), критериями (признак, по которому оценивается результат – в переводе с греческого мерило оценки) и
показателями (это частный критерий, расшифровывающий его содержание).
Оценке подлежат общеучебные умения – это параметр; одним из критериев может выступить умение сотрудничать в учебном процессе; показатели могут быть такими: умение договариваться в группе, умение распределять работу, умение оценивать свой вклад в работу)
Слайд
Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Слайд
Критериальное оценивание заключается не в отказе от отметки, а позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Оценивание по определенному набору критериев – это универсальный способ оценивания любого вида работ, который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста».
Слайд
Принципы критериального оценивания
- Критеририальность - (содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими);
- Приоритет самооценки самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);
- Гибкость и вариативность содержательный контроль и оценка
предполагают использование различных процедур и методов изучения
результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);
- естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются
результаты наблюдений за их учебной деятельностью в обычных условиях).
Слайд
Функции критериального оценивания
Основные функции критериального оценивания:
- анализ процесса;
- обратная связь, позволяющая ученикам, родителям, самому педагогу понимать уровень усвоения материала;
- определение и осознание степени соответствия целей, которые были поставлены перед учеником и того, чего ученик смог достичь, в динамике;
- выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации групповой и индивидуальной коррекции;
- создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности, а именно отсутствия сравнения с достижениями других учащихся.
Слайд
Практическая значимость
• Оценивается только работа учащегося;
• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Критериальное оценивание включает в себя формирующее (текущее) и констатирующее (итоговое) оценивание.
Формирующее оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы класса. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы. При выведении итоговых отметок формирующие отметки не учитываются (имеются в виду отметки в рабочей тетради или какие – то устные ответы при непрерывном диалоге на уроке).
Рассмотрим, как происходит формирующее критериальное оценивание на уроке русского языка. На протяжении последних уроков мы работали над разделом «Алфавит. Большая буква в словах»
Сейчас мы проведем урок рефлексии.
Рассмотрите задания на листах.
- подумайте, по каким критериям будет оцениваться каждое задание
№ 1 Умение правильно писать названия географических объектов.
№ 2 Умение писать имена, отчества и фамилии людей.
№ 3 Умение писать имена собственные.
№ 4 Умение писать слова в алфавитном порядке.
Рассмотрите оценочный лист, в нем прописаны критерии, которые вы только что сформулировали сами.
- определим стоимость каждого задания в баллах
№ 1 прочитайте первое задание, сколько баллов можно поставить за выполнение этого задания?
- (есть ли названия географических объектов? Нет значит надо их подобрать и написать правильно – 2 балла)
1 балл – подобрать названия географических объектов
1балл – правильно написать (с большой буквы)
№ 2 прочитайте задание, определите его стоимость
- я вам буду диктовать предложения, из которых вы должны будете выписать имена собственные в 3 столбика
1 балл – выписать имена собственные
1 балл – распределить по группам
1 балл – написать правильно
№ 3
1 балл – найти слова, в которых допущены ошибки
1 балл – записать слова правильно
№ 4
1 балл – записать слова в алфавитном порядке
1 балл – написать слова правильно
- посчитайте, сколько баллов стоит вся работа (9 баллов)
- следующая колонка – прогностическая оценка
Мы с учениками пользуемся цветными карандашами, вам я предлагаю условные обозначения
знаю, умею
затрудняюсь
не знаю, не выполню
- оцените на сколько правильно вы сможете выполнить задание
- задания вы будете выполнять по одному
№ 1 на слайде есть слова для справок вы можете воспользоваться ими или подобрать свои
- оценивание по слайду (если сами подобрали, то проверяет учитель), определите количество баллов – смотреть на доску
№ 2, № 3, № 4
- посчитайте количество набранных вами баллов
- познакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметку
9 баллов – «5»
8,7 – «4»
6, 5 – «3»
4 балла «2»
- сравните прогностическую оценку с набранными баллами по каждому критерию
- осталась последняя колонка «Мои затруднения» посмотрите, где баллов меньше нужного количества и пропишите свои затруднения
д/з с учетом затруднений
листы оценивания
Перспективная цель критериального оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Если учитель действительно хочет формировать умения детей объективно оценивать свои действия, то это надо делать на каждом уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/12/picture-33318-1463073629.jpg)
Тема: Повторение по теме: «Орфография». Перспективная начальная школа.
Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/08/picture-29375-1383859131.png)
Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)
Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....
Урок русского языка в 4 классе. Тема "Наречие". Программа "Начальная школа XXI века"
Урок знакомства с новым материалом...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-112441-1350805199.jpg)
Сценарий праздника в четвертом классе с использованием коммуникативной технологии на тему: «Прощание с начальной школой».
Сценарий праздника в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием коммуникативной технологии на тему: «Прощание с начальной школой». ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-252358-1367881299.jpg)
Родительское собрание по теме: "Портфолио ученика начальной школы"
Краткое содержание родительского собрания по теме:"Портфолио ученика начальной школы"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/01/picture-165384-1541091287.jpg)
Творческая мастерская по литературному чтению по теме "Зимняя сказка" ("Начальная школа XXI века")
Технология творческой мастерской позволяет обобщить зания детей по теме, выявить уровень усвоения материала. Все проходт в игровой форме. В резельтате у каждого ребенка получается красивое мини-сочине...
Родительское собрание на тему: "Портфолио ученика начальной школы"
Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика начальной школы».«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозвучала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников...