Статья по теме «Критериальное оценивание в начальной школе»
методическая разработка

Материал предназначен для учителей начальных классов.  В данной статье  описаны принципы критериального оценивания, функции критериального оценивания, практическая значимость. приведен пример критериального оценивания на материале урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Критериальное  оценивание в начальной школе»

Тема моего выступления «Критериальное  оценивание в начальной школе».

Слайд

Термин «оценивание» относится к

любым формам деятельности учителя

и учеников, оценивающих самих себя,

обеспечивающим информацию, кото-

рая может служить обратной связью

и позволяет модифицировать процесс

преподавания и учения.

           Блэк П., Уильям Д. (1998)

Главное отличие современной школы – это ориентация на конечный результат. Такой результат должен быть измерен.

В новой системе оценивания ключевым является критериальный подход.

Слайд

 Оценка осуществляется в соответствии с параметрами (то, что подлежит оцениванию), критериями (признак, по которому оценивается результат – в переводе с греческого мерило оценки) и

показателями (это частный критерий, расшифровывающий его содержание).

Оценке подлежат общеучебные умения – это параметр; одним из критериев может выступить умение сотрудничать в учебном процессе; показатели могут быть такими: умение договариваться в группе, умение распределять работу, умение оценивать свой вклад в работу)

Слайд

Критериальное оценивание -  это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Слайд

Критериальное оценивание заключается не в отказе от отметки, а  позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Оценивание по определенному набору критериев – это универсальный способ оценивания любого вида работ, который позволяет выделить элементы работы и оценивать ее не всю целиком, а «пошагово». Именно такое оценивание позволяет увидеть как сильные, так и слабые стороны работы, понять ее «точки роста».

Слайд

Принципы критериального оценивания

  • Критеририальность - (содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими);
  • Приоритет самооценки самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);
  • Гибкость и вариативность содержательный контроль и оценка

предполагают использование различных процедур и методов изучения

результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);

  • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности учащихся включаются

результаты наблюдений  за их учебной деятельностью в обычных условиях).

Слайд

Функции  критериального оценивания

         Основные  функции  критериального  оценивания:

 - анализ  процесса;

обратная  связь,  позволяющая  ученикам,  родителям,  самому  педагогу   понимать  уровень усвоения  материала;

определение  и  осознание  степени  соответствия  целей,  которые  были  поставлены  перед  учеником  и  того,  чего  ученик  смог  достичь,  в  динамике;

выявление  текущих  затруднений  ученика  и  класса  в  целом  для  организации  групповой  и  индивидуальной  коррекции;

создание  психологически  комфортной  образовательной  среды  для  мотивации  учащегося  к успешной  учебной  деятельности,  а  именно  отсутствия  сравнения  с  достижениями  других  учащихся. 

Слайд

Практическая значимость
• Оценивается только работа учащегося;
• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.


Критериальное оценивание включает в себя   формирующее (текущее) и констатирующее  (итоговое) оценивание.

Формирующее оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы класса. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы.  При выведении итоговых отметок формирующие отметки не учитываются (имеются в виду отметки в рабочей тетради или какие – то устные ответы при непрерывном диалоге на уроке).

Рассмотрим, как происходит формирующее критериальное оценивание на уроке русского языка. На протяжении последних уроков мы работали над разделом «Алфавит. Большая буква в словах»

Сейчас мы проведем  урок  рефлексии.

Рассмотрите задания на листах.

- подумайте, по каким критериям будет оцениваться каждое задание

№ 1 Умение правильно писать названия географических объектов.

№ 2 Умение писать имена, отчества и фамилии людей.

№ 3 Умение писать имена собственные.

№ 4 Умение писать слова в алфавитном порядке.

Рассмотрите оценочный лист, в нем прописаны критерии, которые вы только что сформулировали сами.

- определим стоимость каждого задания в баллах

№ 1 прочитайте первое задание, сколько баллов можно поставить за выполнение этого задания?

- (есть ли названия географических объектов? Нет значит надо их подобрать и написать правильно – 2 балла)

1 балл – подобрать названия географических объектов

1балл – правильно написать (с большой буквы)

№ 2 прочитайте задание, определите его стоимость

- я вам буду диктовать предложения, из которых вы должны будете выписать имена собственные в 3 столбика

1 балл – выписать имена собственные

1 балл – распределить по группам

1 балл – написать правильно

№ 3

1 балл – найти слова, в которых допущены ошибки

1 балл – записать слова правильно

№ 4

1 балл – записать слова в алфавитном порядке

1 балл – написать слова правильно

- посчитайте, сколько баллов стоит вся работа (9 баллов)

- следующая колонка – прогностическая оценка

Мы с учениками пользуемся цветными карандашами, вам я предлагаю условные обозначения

     знаю, умею

     затрудняюсь

     не знаю, не выполню

- оцените на сколько правильно вы сможете выполнить задание

- задания вы будете выполнять по одному

№ 1 на слайде есть слова для справок вы можете воспользоваться ими или подобрать свои

- оценивание по слайду (если сами подобрали, то проверяет учитель), определите количество баллов – смотреть на доску

№ 2, № 3, № 4

- посчитайте количество набранных вами баллов

- познакомьтесь со шкалой перевода баллов в отметку

9 баллов – «5»

8,7 – «4»

6, 5 – «3»

4 балла «2»

- сравните прогностическую оценку с набранными баллами по каждому критерию

- осталась последняя колонка «Мои затруднения» посмотрите, где баллов меньше нужного количества и пропишите свои затруднения

д/з с учетом затруднений

листы оценивания
Перспективная цель критериального оценивания заключается в  достижении полной ответственности обучаемого за процесс  и результат непрерывного самообразования.

Если учитель действительно хочет формировать умения детей объективно оценивать свои действия, то это надо делать на каждом уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Повторение по теме: «Орфография». Перспективная начальная школа.

Русский язык. 2 класс. Перспективная начальная школа....

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Сценарий праздника в четвертом классе с использованием коммуникативной технологии на тему: «Прощание с начальной школой».

Сценарий праздника в четвертом классе коррекционной школы VIII вида с использованием коммуникативной технологии на тему: «Прощание с начальной школой». ...

Родительское собрание по теме: "Портфолио ученика начальной школы"

Краткое содержание родительского собрания по теме:"Портфолио ученика начальной школы"...

Творческая мастерская по литературному чтению по теме "Зимняя сказка" ("Начальная школа XXI века")

Технология творческой мастерской позволяет обобщить зания детей по теме, выявить уровень усвоения материала. Все проходт в игровой форме. В резельтате у каждого ребенка получается красивое мини-сочине...

Родительское собрание на тему: "Портфолио ученика начальной школы"

Тема сегодняшней нашей встречи: «Портфолио ученика на­чальной школы».«Мама! Мне срочно нужно портфолио!» - эта фраза прозву­чала как гром среди ясного неба во многих семьях российских школьников...