"Значение пальчиковой гимнастики для детей с ОВЗ"
статья (4 класс)

Волосевич Олеся Александровна

«Значение пальчиковой гимнастики для детей ОВЗ»

Пальчиковая гимнастика для детей ОВЗ. 

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья пальчиковая гимнастика должна проходить в форме игры.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой. Пальчиковая гимнастика должна сопровождаться стихами или потешками. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, переключение внимания, что положительно воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

 Как можно больше с детьми  необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага.

По своему опыту работы хочу сказать что пальчиковая гимнастика должна проводиться ежедневно.

Ниже могу привести несколько примеров из своей практики, доступные каждому педагогу.

Массаж – ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Значение пальчиковой гимнастики для детей ОВЗ»

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. 

Для детей с ограниченными возможностями здоровья пальчиковая гимнастика должна проходить в форме игры.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой. Пальчиковая гимнастика должна сопровождаться стихами или потешками. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, переключение внимания, что положительно воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

 Как можно больше с детьми  необходимо проводить активные игры: складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага.

По своему опыту работы хочу сказать что пальчиковая гимнастика должна проводиться ежедневно.

Ниже могу привести несколько примеров из своей практики, доступные каждому педагогу.

Массаж – ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья. Очень полезное и приятное занятие, великолепно активизирующее речевые центры мозга. Кроме того, такой массаж имеет позитивное влияние на иммунитет, на общее развитие и контакт с ребёнком. Особенно важно уделять много внимания массажу, если у ребёнка есть явные отставания в речевом развитии. Он даёт отличные результаты.

Фасолевые ванны – в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.

Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика (для детей дошкольного возраста)

Цель точечного массажа:Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие....

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика (для детей дошкольного возраста)

Цель точечного массажа:Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие....

Пальчиковая гимнастика для детей

Данный комплекс помогает в работе учителя-логопеда. Развивает мелкую моторику, способствует стимулированию работы зон головного мозга, оказывает влияние на работу над звукопроизношением....

Пальчиковая гимнастика для детей

Несколько упражнений пальчиковой гимнастики для детей в стихах помогут Вашему ребенку начать болтать без умолку....

Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями

Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:               Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...

"Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ"

Развитие мелкой моторики рук - один из показателей психического развития ребенка. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психо...

«Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста. Развитие мелкой моторики».

laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или  неосознанные, ...