Использование ИКТ в педагогической деятельности
методическая разработка (3 класс)
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
В единой образовательной среде ИКТ дают возможность повысить эффективность обучения. В результате использования ИКТ появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки
Грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
- повышению учебной мотивации;
- повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
- обеспечению дифференциации обучения;
- повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- рационализации организации учебного процесса,
- повышению эффективности урока;
- повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения ИКТ, оригинальность, новизна.
Интерактивная доска выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:
- классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
- электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;
- электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.
При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Эффективность использования ИКТ в учебном процессе.
Повышение: - качества образования; в результате – успеваемости;
- уверенности учащихся в своих силах;
- учебной мотивации.
Анализируя различные аспекты использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно выделить следующее:
- Компьютер как объект изучения;
- Компьютер как средство обучения (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п.)
- Компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.
В своей работе я использую компьютер в двух последних аспектах как средство обучения на различных уроках.
Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
- Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
- Обсудить просмотренный материал с классом;
- Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
- Индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
- Выполнить некоторые задания в группах или парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
Плюсы использования ИКТ во время урока:
- повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
- свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
- индивидуализация обучения;
- сочетание контроля и самоконтроля;
- низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
- психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам.
Методика преподавания предметов в начальных классах с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
- повысить темп урока;
- увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
- проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала
- углубить степень отработки практических умений и навыков;
- вести дифференцированную работу с каждым учеником;
- выявить пробелы в его грамотности.
Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИКТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.
Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.
Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно:
- Использование готовых программных продуктов
- Работа с программами (Word, PowerPoint)
- Работа с ресурсами Интернета
- Текстовые материалы
- Тесты
- Презентации учебного материала, разработанные мной для уроков
- Электронные энциклопедии
- Самостоятельная работа учащихся (закрепление)
Каждому ученику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Электронные словари и энциклопедии, видеоматериалы позволяют мобильно получать дополнительные знания и использовать их на уроке. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.
Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
Разработала ряд уроков с применением ИКТ технологий.
Умения педагога | Виды работы | Выполнение и использование ИКТ технологий на уроке | Использование электронных пособий |
MicrosoftOffice Word | Тексты, тесты. | Урок русского языка «Предлог и приставка» Урок русского языка «Непроизносимые согласные» Урок родной литературы «Сымыйалыаҥ – бэйэҕэр куһаҕаны оҥостуоҥ» Урок национальной культуры народов РС(Я) «День Республики» Интегрированный урок «Обобщения знаний об имени существительном»- видео-урок Интегрированный урок «Н.Е. Мординов оҕо сааһын чыыһылалара» | «Современный словарь по русскому языку» |
MicrosoftOffice PowerPoint | Презентации | Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия» | |
MicrosoftOffice Publisher | Грамоты, буклеты |
| |
Internet | Электронная почта, |
| |
Публикации |
| ||
Оформление личной странички |
| ||
Power Point | Электронное пособие | «С. Новгородов»
|
|
Power Point | Электронный сборник | «Детские писатели» |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_pedagogicheskoy_deyatelnosti.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
В единой образовательной среде ИКТ дают возможность повысить эффективность обучения. В результате использования ИКТ появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки
Грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
- повышению учебной мотивации;
- повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
- обеспечению дифференциации обучения;
- повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- рационализации организации учебного процесса,
- повышению эффективности урока;
- повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения ИКТ, оригинальность, новизна.
Интерактивная доска выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:
- классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
- электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;
- электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.
При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Эффективность использования ИКТ в учебном процессе.
Повышение: - качества образования; в результате – успеваемости;
- уверенности учащихся в своих силах;
- учебной мотивации.
Анализируя различные аспекты использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно выделить следующее:
- Компьютер как объект изучения;
- Компьютер как средство обучения (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п.)
- Компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.
В своей работе я использую компьютер в двух последних аспектах как средство обучения на различных уроках.
Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
- Ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
- Обсудить просмотренный материал с классом;
- Совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
- Индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
- Выполнить некоторые задания в группах или парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
Плюсы использования ИКТ во время урока:
- повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером;
- свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял;
- индивидуализация обучения;
- сочетание контроля и самоконтроля;
- низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка;
- психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя. Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам.
Методика преподавания предметов в начальных классах с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
- повысить темп урока;
- увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
- проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
- использовать большое количество иллюстративного материала
- углубить степень отработки практических умений и навыков;
- вести дифференцированную работу с каждым учеником;
- выявить пробелы в его грамотности.
Многие учителя, которые уже применяют в преподавании своего предмета информационные технологии, надеюсь, согласятся со мной, что самым распространённым или популярным средством ИКТ в школе является презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение.
Я создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.
Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы; в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.
Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.
Я применяю компьютер на уроке в различных режимах, а именно:
- Использование готовых программных продуктов
- Работа с программами (Word, PowerPoint)
- Работа с ресурсами Интернета
- Текстовые материалы
- Тесты
- Презентации учебного материала, разработанные мной для уроков
- Электронные энциклопедии
- Самостоятельная работа учащихся (закрепление)
Каждому ученику предоставлены возможности проявить творчески свою индивидуальность, добиваться качественных результатов. Электронные словари и энциклопедии, видеоматериалы позволяют мобильно получать дополнительные знания и использовать их на уроке. Написание, оформление и представление рефератов, докладов и исследовательских работ повышает уровень активности учащихся. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентаций он приобретает опыт публичных выступлений.
Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие. Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов и, как следствие, их уровень обученности и качество знаний.
Разработала ряд уроков с применением ИКТ технологий.
Умения педагога | Виды работы | Выполнение и использование ИКТ технологий на уроке | Использование электронных пособий |
MicrosoftOffice Word | Тексты, тесты. | Урок русского языка «Предлог и приставка» Урок русского языка «Непроизносимые согласные» Урок родной литературы «Сымыйалыаҥ – бэйэҕэр куһаҕаны оҥостуоҥ» Урок национальной культуры народов РС(Я) «День Республики» Интегрированный урок «Обобщения знаний об имени существительном»- видео-урок Интегрированный урок «Н.Е. Мординов оҕо сааһын чыыһылалара» | «Современный словарь по русскому языку» |
MicrosoftOffice PowerPoint | Презентации | Электронное пособие «Уроки Кирилла и Мефодия» | |
MicrosoftOffice Publisher | Грамоты, буклеты | ||
Internet | Электронная почта, | ||
Публикации | |||
Оформление личной странички | |||
Power Point | Электронное пособие | «С. Новгородов» | |
Power Point | Электронный сборник | «Детские писатели» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (мастер-класс в рамках программы "1 ученик - 1 компьютер".
Родительское собрание в рамках "1 ученик - 1 компьютер"...
Представление передового педагогического опыта на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе - ведущий аспект педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
На современном этапе здоровье и жизнь человека приобретают особое значение. ВАжнейшей задачей цивилизованного общества является сохранение и укрепление здоровья каждого гражданина страны. Как никогда ...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТРЕНАЖЕРОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Забота о здоровье учащихся является приоритетным направлением в работе по новым образовательным стандартам. Не секрет, что поступая в первый класс, первоклассники имеют целый ряд ра...
Использования современных образовательных технологий в педагогической деятельности.
Из опыта работы....
Анализ педагогической деятельности. Тема "Использование технологии проблемно – диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"
Анализ педагогической деятельности за межаттестационный период по теме "Использование технологии проблемно-диалогического обучения как способа активизации учебной деятельности младших школьников"....
Использование ИКТ в педагогической деятельности
Презентации к занятиямМастер-класс для родителей "Здоровый образ жизни"Дорожка здоровья...
использование икт в педагогической деятельности учителя начальных классов
Работая в школе учителем начальных классов, приходится после четырех лет упорной работы встречать новый подбор первоклассников. Приходят учиться дети с разным уровнем подготовки. ...