Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета.
методическая разработка
Целью изучения темы являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynyy_byudzhet.docx | 331.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета.
Выполняли работу:
Щербакова В.А. - учитель начальных классов ГБОУ СОШ №508,
Маринина И.В. - учитель начальных классов №411«Гармония»,
Кострова Л.М. - учитель начальных классов ГБОУ СОШ №319,
Гончарова Т.М. – учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 416
Захарычева Е.И. - учитель английского языка СПБ ГБ ПОУ
«Малоохтинский колледж»
Санкт-Петербург
2018
Термин бюджет (от старонормандского bougette – кошелек, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) означает план доходов и направлений расходования денежных средств любого экономического объекта (от государства до семьи), устанавливаемый на определенный период времени,(обычно на один год).
Семейный бюджет - это план, который суммирует доходы и расходы семьи за определенный период времени.
Анализируя проведенное анкетирование, следует прийти к выводу, что каждый член семьи (в том числе и ребенок) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.
Тема представляется особенно актуальной, так как рассматривается как набор умений и навыков экономически грамотного гражданина страны, обладающего экономической независимостью за счет роста личного благосостояния, имеющего возможность улучшить качество жизни, умеющего принимать решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом.
Целью изучения темы являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- Сформировать адекватные представления о деньгах как средстве достижения важных жизненных целей и ограниченном социальном ресурсе;
- Сформировать навыки рационального финансового поведения;
- Сформировать умение четко различать понятия денежного и жизненного успехов;
- Развивать умения думать, анализировать, исследовать, взаимодействовать, ставить грамотные цели и достигать их;
- Развивать основы финансовой культуры и индивидуальный стиль экономического поведения, навыки деловой этики;
- Развивать навыки поиска необходимой информации, ее систематизации и критического осмысления;
- Способствовать овладению системой знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами.
Планируемые результаты:
Личностные
- Овладение начальными навыками в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, понимание что можно себе сейчас позволить, а что нельзя, планирование собственного бюджета, предложение вариантов.
Метапредметные
- Развитие логического мышления, умение выделять главное , делать выводы;
- Высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи;
Предметные
- Оценка своих возможностей и потребностей в материальных благах;
- Формирование представления о роли денег в семье и в обществе;
- Понимание основных принципов изменения доходов и расходов семьи
Содержание тем
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Возможные темы при изучении финансовой грамотности в начальной школе.
Тема | Основные вопросы |
Что такое бюджет? | - Из чего состоит? - Где можно найти ответ? (Источники) |
Из чего складываются доходы в семье | - Откуда в семье берутся деньги. - Что может быть источником дохода семьи? |
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | - На что семьи тратят деньги. - На чем семья может сэкономить деньги? - Чем отличается экономный человек от жадного? |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | - Как правильно планировать семейный бюджет. - Незапланированные доходы и расходы. Разовый доход |
Физкультминутка
Слышим доходы-встаем на носочки (растет доход), слышим расходы – приседаем.
(Зарплата, коммунальные услуги, пенсия, пособия, электроэнергия, стипендия, плата за телефон, плата за дет.сад, поход в театр, покупка хозяйственных принадлежностей, поездки на транспорте, покупка продуктов питания, бензин, одежда.)
В копилку будущему финансисту
- Ребусы – http://rebus1.com – создаем ребусы
- Пословицы и поговорки – http://learningapps.org – приложение для создания интерактивных игр, упражнений и т.д.
- бесконечная классная доска– http://realtimeboard.com
- Паззлы – http://www.wordle.net – создание «облако» слов
- Ассоциации – http://www.slideshare.net – создание презентаций http://issuu.com – создание онлайн журнала
- Кидбург - https://kidburg.ru Интерактивный образовательный город профессий для детей «КидБург»
Вклад ребенка в семейный бюджет
Экономия | Бережливость | Основные обязанности |
Электроэнергия | Одежда/Обувь | Хорошая учеба и поведение |
Вода | Канцелярия/Книги/Учебники | Личная безопасность |
Продукты | Безопасность жилища | |
Игрушки | Безопасность окружающих | |
гаджеты | Финансовая грамотность |
В результате изучения данного материала обучающиеся должны
1) иметь представление:
- о будущей сфере деятельности;
- о нравственно-духовных аспектах деятельности.
2) знать:
- основные понятия по данной теме
3) уметь:
- работать в группе;
- формулировать и излагать свои мысли по теме занятия
- анализировать и обобщать полученную информацию.
4) владеть:
- навыками совместной работы в команде;
- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения
Средства обучения:
специальное оборудование:
- интерактивная доска;
Обоснование,
почему данные темы оптимально изучать с использованием мультимедиа,
каким образом осуществить.
Конечно, можно (но не нужно!) пойти по простому пути: открыть учебник, прочитать, послушать учителя, побеседовать… Много ли это даст ребёнку?
Гораздо интереснее и полезнее (!) для ребёнка, когда он активный участник учебного процесса. Системно-деятельностный подход в обучении – вот, что должно выходить на первый план. ИКТ-насыщенная среда так же должна работать на благо ребёнка. Использование на уроке мультимедиа помогает наглядно, доступно объяснить новый материал и провести его первичное закрепление; активизирует мыслительную деятельность учащихся; повышает интерес к учебному предмету. Дети ощущают «лёгкость» при изучении новой темы, узнают новое, постоянно преодолевая трудности, но, не замечают их, благодаря активной работе в группе, взаимопомощи, наглядности и др. Ребята успешны и готовы к покорению новых вершин.
На таких уроках успешнее внедряются и здоровьесберегающие технологии:
- дети активны, постоянно в движении (т. к. работа в группе предполагает общение, выполнение совместных действий, а это никак не соотносится со статичным сидением за партой);
- не надо бояться усталости глаз (ребята за компьютером проводят минимум времени; экран не даёт того излучения как монитор; объектив проектора всегда можно прикрыть, когда в нём нет необходимости; частая смена деятельности полезна для глаз);
- в дополнение к активным методам работы проводятся физминутки, в том числе и для глаз.
Методы обучения:
1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом
2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами
3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий
4) творческо-репродуктивные: подготовить сообщение по теме урока.
Современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:
Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.
Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации. Здоровьесберегающие технологии - предполагается физкультминутка
Системно-деятельностный подход, работа в группах, работа с разными видами информации (схемы, таблицы, тексты, графические объекты), прослеживаются межпредметные связи и др.
Советы
Получив деньги, не тратьте из них ни копейки, по крайней мере, сутки: дайте им «переночевать» у вас в кошельке. На следующий день ваше желание тратиться потухнет.
Не носите с собой крупных сумм. Когда в кошельке есть деньги, трудно удержаться, чтобы не купить что-нибудь ненужное, но симпатичное. Когда денег нет, можно пострадать над симпатичным, а потом понять , что не такое оно и симпатичное было.
Считайте почаще денежки: отрезвляет и организовывает. Так вы скорее определите, какая статья семейного бюджета напоминает «черную дыру», в которую денежки улетают, не принося пользы.
Откладывайте. Начните с маленьких сумм, при любом доходе всегда реально откладывать примерно 10% от общей суммы.
Держите семейный совет. Обсуждайте денежные вопросы в кругу семьи и не бойтесь привлекать к этому детей: пусть они не смогут активно поучаствовать в обсуждении, но послушать и понять структуру бюджета семьи и критерии принятия финансовых решений будет для них очень полезно.
Экономьте без фанатизма. Экономия – не единственный способ создания благосостояния. Система дисконтных карт, распродажи, счётчики потребления коммунальных услуг и прочее помогают рационально тратить, не затягивая пояса.
Заключение
Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Из проведенного исследования можно сделать определенные выводы.
Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное - понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и интернет), ничего не потеряв при этом.
Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, знание математики позволит рационально распределять семейный бюджет.
Список использованной литературы.
- Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. КорлУчимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая югова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c. (Дополнительное образование: Серия «грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 1 / С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 112 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru
Электронные ресурсы
- https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования
- https://fmc.hse.ru - Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования»
- http://www.semyarastet.ru/razd/dokhody_i_raskhody/ - сайт для учителей
- http://www.dostatok.ru - «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности
- http://www.7budget.ru - Cайт журнала «Семейный бюджет»
- www.iloveeconomics.ru - Сайт «Экономика для школьника»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмет "Окружающий мир" в УМК "Перспективная начальная школа".
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно. последовательно ...
Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.
Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...
Родительское собрание в 3-ем классе по ОРКСЭ. Тема: «Знакомство с содержанием и особенностями преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля».
В разработке подробно изложены особенности и содержание 6 модулей в курсе ОРКСЭ....
Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе.
Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе:Система Занкова.Система Эльконина-Давыдова.Вальдорфская система.Система Ховарда....
Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"
Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...
Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».
Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...