Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета.
методическая разработка

Щербакова Валентина Анатольевна

Целью изучения темы являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semeynyy_byudzhet.docx331.06 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета.

          Выполняли работу:

Щербакова В.А. - учитель начальных классов ГБОУ СОШ №508,      

                       Маринина И.В. -  учитель начальных классов №411«Гармония»,

                      Кострова Л.М. -  учитель начальных классов ГБОУ СОШ №319,

                        Гончарова Т.М. – учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 416

                Захарычева Е.И.  - учитель английского языка СПБ ГБ ПОУ

                                                                                        «Малоохтинский колледж»

Санкт-Петербург

 2018

Термин бюджет (от старонормандского bougette – кошелек, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) означает план доходов и направлений расходования денежных средств любого экономического объекта (от государства до семьи), устанавливаемый на определенный период времени,(обычно на один год).

Семейный бюджет - это план, который суммирует доходы и расходы семьи за определенный период времени.

Анализируя проведенное анкетирование, следует прийти к выводу, что каждый член семьи (в том числе и ребенок) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.

  

Тема представляется особенно актуальной, так как рассматривается как набор умений и навыков экономически грамотного гражданина страны, обладающего экономической независимостью за счет роста личного благосостояния, имеющего возможность улучшить качество жизни, умеющего принимать решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом.

Целью изучения темы являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  • Сформировать адекватные представления о деньгах как средстве достижения важных жизненных целей и ограниченном социальном ресурсе;
  • Сформировать навыки рационального финансового поведения;
  • Сформировать умение четко различать понятия денежного и жизненного успехов;
  • Развивать умения думать, анализировать, исследовать, взаимодействовать, ставить грамотные цели и достигать их;
  • Развивать основы финансовой культуры и индивидуальный стиль экономического поведения, навыки деловой этики;
  • Развивать навыки поиска необходимой информации, ее систематизации и критического осмысления;
  • Способствовать овладению системой знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Овладение начальными навыками в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, понимание что можно себе сейчас позволить, а что нельзя, планирование собственного бюджета, предложение вариантов.

Метапредметные

  • Развитие логического мышления, умение выделять главное , делать выводы;
  • Высказывать и аргументировать свои высказывания, прослеживать причинно-следственные связи;

Предметные

  • Оценка своих возможностей и потребностей в материальных благах;
  • Формирование представления о роли денег в семье и в обществе;
  • Понимание основных принципов изменения доходов и расходов семьи

Содержание   тем

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Возможные темы при изучении финансовой грамотности в начальной школе.

 

Тема

Основные вопросы

Что такое бюджет?

- Из чего состоит?

- Где можно найти ответ? (Источники)

Из чего складываются доходы в семье

- Откуда в семье берутся деньги.

- Что может быть источником дохода семьи?

Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать

- На что семьи тратят деньги.

- На чем семья может сэкономить деньги?

- Чем отличается экономный человек от жадного?

Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

- Как правильно планировать семейный бюджет.

- Незапланированные доходы и расходы. Разовый доход

Физкультминутка

Слышим доходы-встаем на носочки (растет доход), слышим расходы – приседаем.

(Зарплата, коммунальные услуги, пенсия, пособия, электроэнергия, стипендия, плата за телефон, плата за дет.сад, поход в театр, покупка хозяйственных принадлежностей, поездки на транспорте, покупка продуктов питания, бензин, одежда.)

В копилку будущему финансисту

  1. Ребусы – http://rebus1.com – создаем ребусы
  2. Пословицы и поговорки – http://learningapps.org – приложение для создания интерактивных игр, упражнений и т.д.
  3. бесконечная классная доска– http://realtimeboard.com 
  4. Паззлы – http://www.wordle.net – создание «облако» слов
  5. Ассоциации – http://www.slideshare.net – создание презентаций http://issuu.com – создание онлайн журнала
  6. Кидбург - https://kidburg.ru Интерактивный образовательный город профессий для детей «КидБург»

Вклад ребенка в семейный бюджет

Экономия

Бережливость

Основные обязанности

Электроэнергия

Одежда/Обувь

Хорошая учеба и поведение

Вода

Канцелярия/Книги/Учебники

Личная безопасность

Продукты

Безопасность жилища

Игрушки

Безопасность окружающих

гаджеты

Финансовая грамотность

В результате изучения данного материала обучающиеся должны

1) иметь представление:

- о будущей сфере деятельности;

- о нравственно-духовных аспектах деятельности.

2) знать:

- основные понятия по данной теме

3) уметь:

- работать в группе;

- формулировать и излагать свои мысли по теме занятия

- анализировать и обобщать полученную информацию.

4) владеть: 

- навыками совместной работы в команде;

- навыками публичного выступления и отстаивания своей точки зрения

 Средства обучения:

специальное оборудование:

- интерактивная доска;

Обоснование,

почему данные темы оптимально изучать с использованием мультимедиа,

каким образом осуществить.

Конечно, можно (но не нужно!) пойти по простому пути: открыть учебник, прочитать, послушать учителя, побеседовать… Много ли это даст ребёнку?

Гораздо интереснее и полезнее (!) для ребёнка, когда он активный участник учебного процесса. Системно-деятельностный подход в обучении – вот, что должно выходить на первый план. ИКТ-насыщенная среда так же должна работать на благо ребёнка.  Использование на уроке мультимедиа помогает наглядно, доступно объяснить новый материал и провести его первичное закрепление; активизирует мыслительную деятельность учащихся; повышает интерес к учебному предмету.  Дети ощущают «лёгкость» при изучении новой темы, узнают новое, постоянно преодолевая трудности, но, не замечают их, благодаря активной работе в группе, взаимопомощи, наглядности и др. Ребята успешны и готовы к покорению новых вершин.

На таких уроках успешнее внедряются и здоровьесберегающие технологии:

  • дети активны, постоянно в движении (т. к. работа в группе предполагает общение, выполнение совместных действий, а это никак не соотносится со статичным сидением за партой);
  • не надо бояться усталости глаз (ребята за компьютером проводят минимум времени; экран не даёт того излучения как монитор; объектив проектора всегда можно прикрыть, когда в нём нет необходимости; частая смена деятельности полезна для глаз);
  • в дополнение к активным методам работы проводятся физминутки, в том числе и для глаз.

Методы обучения:

1) информационно-развивающие: объяснение и самостоятельная работа с учебным материалом

2) проблемно-поисковые: учебная дискуссия в работе с малыми группами

3) репродуктивные методы: воспроизведение изученного материала, выполнение заданий

4) творческо-репродуктивные: подготовить сообщение по теме урока.

Современные педагогические технологии в сочетании с использованием информационных и коммуникационных технологий:  

Метод проектов – реализуется непосредственно в мультимедийной презентации.

Дифференцированный подход к обучению реализован с использованием опроса-тестирования в ходе презентации. Здоровьесберегающие технологии  - предполагается физкультминутка

Системно-деятельностный подход, работа в группах, работа с разными видами информации (схемы, таблицы, тексты, графические объекты), прослеживаются межпредметные связи и др.

Советы

Получив деньги, не тратьте из них ни копейки, по крайней мере, сутки: дайте им «переночевать» у вас в кошельке. На следующий день ваше желание тратиться потухнет.

Не носите с собой крупных сумм. Когда в кошельке есть деньги, трудно удержаться, чтобы не купить что-нибудь ненужное, но симпатичное. Когда денег нет, можно пострадать над симпатичным, а потом понять , что не такое оно и симпатичное было.

Считайте почаще денежки: отрезвляет и организовывает. Так вы скорее определите, какая статья семейного бюджета напоминает «черную дыру», в которую денежки улетают, не принося пользы.

Откладывайте. Начните с маленьких сумм, при любом доходе всегда реально откладывать примерно 10% от общей суммы.

Держите семейный совет. Обсуждайте денежные вопросы в кругу семьи и не бойтесь привлекать к этому детей: пусть они не смогут активно поучаствовать в обсуждении, но послушать и понять структуру бюджета семьи и критерии принятия финансовых решений будет для них очень полезно.

Экономьте без фанатизма. Экономия – не единственный способ создания благосостояния. Система дисконтных карт, распродажи, счётчики потребления коммунальных услуг и прочее помогают рационально тратить, не затягивая пояса.

Заключение

 

Исследования психологов и социологов показывают, что способность человека управлять своими финансами напрямую зависит от того, имел ли этот человек такой опыт в детстве, приучали ли родители самостоятельно пользоваться деньгами, обсуждали ли в семье с детьми крупные покупки. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Из проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное - понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и интернет), ничего не потеряв при этом.

Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет. Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет, знание математики позволит рационально распределять семейный бюджет.

Список использованной литературы.

 

  • Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. КорлУчимся разумному финансовому поведению»).

  • Финансовая югова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 16 c. (Дополнительное образование: Серия «грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях. Ч. 1 / С. Н. Федин. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 112 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  • Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

  • Финансовая грамотность: Материалы для родителей. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).

Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru

Электронные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования семейных ценностей средствами содержания предмет "Окружающий мир" в УМК "Перспективная начальная школа".

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно. последовательно ...

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...

Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе.

     Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе:Система Занкова.Система Эльконина-Давыдова.Вальдорфская система.Система Ховарда....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...