Рабочая программа внеурочной деятельности Уроки нравственности
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

 Цель курса «Уроки нравственности»: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

  1.  Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

 

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью не только физическому, но и духовному.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению всех видов здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nravstvennosti.doc297.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7 городского округа город Мантурово Костромской области

«РАССМОТРЕНО»  и «УТВЕРЖДЕНО»

Решением педагогического совета

МБОУ СОШ № 7 г.о. город Мантурово

Протокол от « ____» _______2018 г №  

 «УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

от «___» ________2018г. № _____

И.А. Сорокина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

духовно- нравственного  направления

«Уроки нравственности»

1-4 класс

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.

3

2.Планируемые результаты освоения обучающимися курса внеурочной деятельности

3 -7

3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

7-14

4. Тематическое планирование

15

        4.1.Тематическое планирование  1 класс

        4.2.Тематическое планирование 2 класс

        4.3.Тематическое планирование  3 класс

        4.4.Тематическое планирование  4 класс

5. Материально-техническое  обеспечение образовательной деятельности.

 

   21

                                                     

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности духовно-нравственного   направления развития личности «Уроки нравственности» составлена в соответствии с:

- Федеральным законом  Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, с изменениями дополнениями внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от: от 26 ноября 2010 года № 1241, 22 сентября 2011 года № 2357, 18 декабря 2012 года № 1060, 29 декабря 2014 года № 1643, 18 мая 2015 года № 507, 31 декабря 2015 г № 1576;

- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее Сан ПиН 2.4.2.2821-10) (с изменениями);

- Письмом Министерства образования и науки  Российской Федерации от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Уставом МБОУ СОШ № 7городского округа  город Мантурово Костромской области, утверждённым  Постановлением Администрации города…..

- учебным планом    МБОУ  СОШ № 7городского округа  город Мантурово Костромской области.

 Цель курса «Уроки нравственности»: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

  1.  Задачи: Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
  2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
  3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
  4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью не только физическому, но и духовному.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению всех видов здоровья.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КУРСА « Уроки нравственности».

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. 

1 класс

В результате изучения курса «уроки нравственности» в 1 классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  - определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  - делать выборпри поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  - проговаривать последовательность действий;

 - учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  - учить работать по предложенному учителем плану;

  -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Уроки нравственности» является формирование основных вопросов правил вежливости и красивых манер, соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах, придерживаться «золотого правила» в общении с другими, уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право за другими, стремление приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми, придерживаться режима дня, быть опрятными, содержать в чистоте свои книги и тетради.

2 класс

В результате изучения курса «Уроки нравственности» во 2-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

- выработка форм заповедей правил этикета поведения, получат знания требований этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями, а также знания о доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии.

 Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по духовно-нравстенному направлению «Уроки нравственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- уметь работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

- перерабатывать полученную информацию;

- делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Уроки нравственности» является формирование следующих умений:

-замечать красоту природы;

-соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;

-управлять своими чувствами и эмоциями, уметь общаться другими людьми;

-уметь писать приглашения, встречать гостей, развлекать их, правильно себя вести в гостях,  

  дарить и принимать подарки;

- исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.

3 класс

В результате изучения курса «Уроки нравственности» в 3-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

- понимать необходимость учения, выраженное в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- осознавать устойчивые этические предпочтения и ориентация на здоровый образ жизни как значимую сферу человеческой жизни.

Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Уроки нравственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план проблемной ситуации совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других;

- умение слушать и понимать речь других;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения  курса «Уроки нравственности» является формирование следующих  умений:

 - Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

 - На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

 - Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

 - Быть сострадательными к чужому горю.

 - Не обижать животных и птиц.

 - Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

 - Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

 - Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.

 - Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

 - Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию

4 класс.

В результате изучения курса «Уроки нравственности» в 4-м классе учащиеся получат возможность формирования личностных результатов:

- понимать необходимость учения, выраженное в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- умение придерживаться этических норм поведения;

- ориентироваться на положительные моральные качества и достойное поведении.

Метапредметными результатами изучения  курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план проблемной ситуации совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию ( об источниках наших нравственных знаний);

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД: - умение донести свою позицию до других;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

-учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других.

Предметными результатами изучения  курса «Уроки нравственности» является формирование следующих умений:

 - научиться приёмам самоконтроля и самовоспитания;

 - раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении ;

-соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  1. Различать хорошие и плохие поступки.
  2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
  4. Исполнять заповеди.
  5. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств  других людей и сопереживание им;

  1. СОДЕРЖАНИЕ

курса внеурочной деятельности с указанием форм организации

и видов деятельности.

1 класс (33ч.)

«Уроки нравственности

Содержание.

Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч)

«Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (3ч)

п/п

Раздел

Форма организации

Виды деятельности

1

Правила поведения в школе (6ч)

Практическая работа, беседы, экскурсия в библиотеку.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

2

О добром отношении к людям (10ч)

Экскурсия на пищеблок, медицинский кабинет, , сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Решение и придумывание загадок, логических головоломок. Проект мои друзья.

Участвовать в учебном диалоге;

3

 Как стать трудолюбивым (7ч)

Игра-путешествие, тест, логическая игра, практические занятия, беседы.

Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.;

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.

Соблюдение чистоты в классе, школе и дома.

4

Правила опрятности и аккуратности (5ч)

КВН, познавательная игра, аукцион идей.

Слушать и понимать речь других;

-Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы;

-выявлять закономерности и проводить аналогии

5

Правила поведения на улице и дома (2ч)

 Ролевая игра. Экскурсия

6

Школьный этикет (3ч)

Практическое занятие, Беседа- презентация.

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы, кластеры.

2 класс( 34ч.)

 «Уроки нравственности»

Содержание

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (10ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

п/п

Раздел

Форма организации

Виды деятельности

1

Культура общения (9ч)

Практическая работа, конструкторское бюро, практикум, познавательная игра, творческая мастерская, КВ

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

Изготовление подарков, учимся организовывать игру, пишем пригласительные.

2

Общечеловеческие нормы нравственности (4ч)

Сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Решение и придумывание загадок, логических головоломок.

Участвовать  в учебном диалоге; разработка законов класса.

3

Дружеские отношения (11ч)

Круглый стол, тест, логическая игра, просмотр фильма.

Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.;

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.

Учимся давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

4

Понять другого (10ч)

КВН, познавательная игра, аукцион идей, викторина.

Слушать и понимать речь других;

-Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы;

-выявлять закономерности и проводить аналогии

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.

Использование в своей речи вежливые слова.

- Делать предварительный отбор источников информации:

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

3 класс (34ч.)

«Уроки нравственности»

Содержание

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

п/п

Раздел

Форма организации

Виды деятельности

1

Культура общения (9ч)

Практическая работа, конструкторское бюро, практикум, познавательная игра, творческая мастерская,

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии ;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

2

Самовоспитание (7ч)

Беседы, проект- газета о вредных привычках, конструкторское бюро, сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Решение и придумывание загадок, логических головоломок.

Участвовать  в учебном диалоге; создании газеты о вредных привычках.

3

Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Круглый стол, тест, логическая игра, конструкторское бюро.

Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.;

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.

4

 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч)

КВН  - викторина, познавательная игра, аукцион идей.

Слушать и понимать речь других;

-Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы, кластеры.

4 класс (34ч.)

 «Уроки нравственности»

Содержание

 

Раздел 1: Культура общения (9ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (7ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

п/п

Раздел

Форма организации

Виды деятельности

1

Культура общения (9ч)

Практическая работа, конструкторское бюро, практикум, познавательная игра, беседы, тестирование.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, контролировать свою деятельность.

2

Самовоспитание (7ч)

Конструкторское бюро, круглый стол, сюжетно-ролевая игра, практикум, практическая работа.

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух сказанное. Просмотр презентаций и видеофрагментов. Обсуждение и анализ увиденного.

Анализировать, действовать в соответствии с заданными правилами;

Решение и придумывание загадок, логических головоломок.

Участие в учебном диалоге;

3

Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)

Круглый стол, тест, логическая игра, конструкторское бюро.

Анализ услышанного и увиденного. Выделение главных, ключевых моментов. Фиксация важных моментов в виде схем, пирамид, таблиц.;

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, презентацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего коллектива.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять  рассказы, кластеры.

4

Искусство и нравственность (8ч)

КВН, познавательная игра, аукцион идей. Практикум, викторина, познавательное бюро. Тестирование.

Слушать и понимать речь других;

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое, от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации

-Обсуждать в группе, паре, делать выводы.;
-сравнивать между собой представленные ситуации наглядно (картинка), на слух (рассказ), явления;
-обобщать, делать несложные выводы;

-выявлять закономерности и проводить аналогии

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

«Уроки нравственности»

Категория слушателей: учащиеся 1 класса

Срок обучения: 1 года

Режим занятий:  1 час в неделю(33 часа)

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Раздел № 1

Правила поведения в школе

6

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

2.

Правила поведения в общественных местах.

1

3.

Правила поведения в гардеробе.

1

4.

Правила поведения в столовой.

1

5.

Правила поведения в библиотеке.

1

6.

Правила поведения в школьном дворе.

1

Раздел № 2

О добром отношении к людям

10

7.

Что такое «добро и зло».

1

8.

Что такое «добро и зло».

1

9.

«Ежели вы вежливы».

1

10.

«Ежели вы вежливы».

1

11.

Добрые и не добрые дела.

1

12.

Добрые и не добрые дела.

1

13.

Ты и твои друзья.

1

14.

Ты и твои друзья.

1

15.

Помни о других – ты не один на свете.

1

16.

Помни о других – ты не один на свете.

1

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

7

17.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

18.

«Как быть прилежным и старательным».

1

19.

«Как быть прилежным и старательным».

1

20.

Наш труд в классе.

1

21.

Наш труд в классе.

1

22.

Мой труд каждый день дома.

1

23.

Мой труд каждый день дома.

1

Раздел №4

Правила опрятности  и  аккуратности.

5

24.

Культура внешнего вида.

1

25.

Культура внешнего вида.

1

26.

Каждой вещи своё место.

1

27.

Каждой вещи своё место.

1

28.

Умейте ценить своё и чужое время.

1

Раздел №5

Правила поведения  на  улице  и  дома.

2

29.

Как вести себя на улице и дома.

1

30.

Как вести себя на улице и дома.

1

Раздел №6

Школьный этикет.

3

31.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

32.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

33.

Чему нас научили уроки нравственности?

1

2 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

«Уроки нравственности»

Категория слушателей: обучающиеся 2 классов

Срок обучения: 1 год

Режим занятий:  1 час в неделю (34часа)

 

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Раздел № 1

Культура общения

9

1.

Этикет (повторение).

1

2.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

3.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

4.

Встреча и развлечение гостей.

1

5.

Встреча и развлечение гостей.

1

6.

Поведение в гостях.

1

7.

Поведение в гостях.

    1

8.

Как дарить подарки.

1

9.

Как дарить подарки.

1

Раздел № 2

Общечеловеческие  нормы  нравственности

4

10.

Заповеди.

1

11.

Заповеди.

1

12.

Дал слово держи.

1

13.

Дал слово держи.

1

Раздел № 3

Дружеские отношения

11

14.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

15.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

16.

Преданный друг.

1

17.

О доброте и бессердечие.

1

18.

О доброте и бессердечие.

1

19.

Об уважительном отношении к старшим.

1

20.

О зависти и скромности.

1

21.

О зависти и скромности.

1

22.

О доброте и жестокосердии.

1

23.

В мире мудрых мыслей.

1

24.

В мире мудрых мыслей.

1

Раздел №4

Понять другого

10

25.

Золотые правила.

1

26.

Золотые правила.

1

27.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

28.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

29.

О тактичном и бестактном поведении.

1

30.

О тактичном и бестактном поведении.

1

31.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

32.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

33.

В мире мудрых мыслей.

1

34

Обзор курса этики за год.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  3 класс

«Уроки нравственности»

Категория слушателей: учащиеся 3 классов  (34 часа)

Срок обучения: 1 год

Режим занятий:  1 час в неделю

 

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Раздел №1

Культура общения

9

1.

Этикет разговора.

1

2.

Обращение к разным людям.

1

3.

Обращение к разным людям.

1

4.

Вежливый отказ, несогласие.

1

5.

Этикетные ситуации.

1

6.

Этикетные ситуации.

1

7.

Афоризмы.

   1

8.

Разговор по телефону.

1

9.

Играем роль воспитанного человека.

1

Раздел № 2

Самовоспитание

7

10.

Что значит быть вежливым?

1

11.

Мои достоинства и недостатки.

1

12.

Мои достоинства и недостатки.

1

13.

Большое значение маленьких радостей.

1

14.

О хороших и дурных привычках.

1

15.

О хороших и дурных привычках.

1

16.

Афоризмы о самовоспитании.

1

Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Заповеди: как мы их исполняем.

1

18.

О сострадании и жестокосердии.

1

19.

О сострадании и жестокосердии.

1

20.

Лгать нельзя, но если...?

1

21.

Лгать нельзя, но если...?

1

22.

Всегда ли богатство счастье?

1

23.

Всегда ли богатство счастье?

1

24.

Спешите делать добро.

1

25.

Спешите делать добро.

1

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как понять тебя?

8

27.

«Как сердцу высказать себя?»

1

28.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

29.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

30.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

31.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

32.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

33.

Афоризмы.

1

34.

Чему мы научились на уроках этики.

1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

«Уроки нравственности»

Категория слушателей: учащиеся 4 классов (34 часа)

Срок обучения: 1 год

Режим занятий:  1 час в неделю

 

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Раздел №1

Культура общения

9

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

2.

Культура общения в  современной семье.

1

3.

Культура общения в  современной семье.

1

4.

О терпимости к ближним.

1

5.

О терпимости к ближним.

1

6.

Культура спора.

1

7.

Этикетные ситуации.

    1

8.

В мире мудрых мыслей.

1

9.

В мире мудрых мыслей.

1

Раздел №2

Самовоспитание

7

10.

«Познай самого себя».

1

11.

Самовоспитание.

1

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

13.

Как я работаю над собой.

1

14.

О терпении.

1

15.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

16.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

18.

Совесть - основа нравственности.

1

19.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

20.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

21.

Заветы предков.

1

22.

Россияне о любви к Родине.

1

23.

Твоя малая родина.

1

24.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

25.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

27.

Нравственное содержание  древних мифов.

1

28.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

29.

Положительные герои в былинах и сказках.

1

30.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

31.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

32.

Искусство и нравственность.

1

33.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

34.

Обзор курса этикета.

1

  1. МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бумеранская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
  2. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; -М., РОСТ - книга, 2013г.
  3. Л. В. Мищенкова «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»,рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ – книга, 2013г.
  4. Закон РФ «Об образовании».
  5. Интернет – ресурсы
  6. Мультимедийный фонд
  7. Концепция        духовно        –        нравственного        развития        и        воспитания гражданина России. М; Просвещение, 2011 г.
  8. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).М; Просвещение, 2009 г.
  9. Примерная        программа        внеурочной        деятельности        обучающихся начального образования.
  10. Федеральный        Государственный        Образовательный        Стандарт        ( стандарт второго поколения).
  11. В.Г.Черемисина «Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста», Кемерово, КРИПКиПРО, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человек...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уроки нравственности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Уроки нравственности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Уроки нравственности"...