Зависимость психического развития ребёнка от развития речи
статья на тему

Столбихина Марина Васильевна

Зависимость психического развития ребёнка от развития речетворческой системы человека и  становления интеллекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зависимость психического развития ребёнка

от развития речи

  1. Речетворческая система человека.

             Речетворческую систему человека составляют следующие органы: головной мозг (его речетворческие участки), речедвигательный аппарат – лёгкие, гортань с голосовыми связками, полость рта с мягким нёбом, языком, зубами, губами, полость носа.

Функция головного мозга – понимание слышимых слов, в нём формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы. Речетворческие участки головного мозга связаны с механизмами интеллекта в целом (т.е. с участками, ведающими процессами представления, воображения, мышления, памяти) и являются частью интеллекта.

Речедвигательный аппарат – это исполнительные органы речетворческой системы организма. Речедвигательный аппарат ребёнка развивается и совершенствуется с возрастом. Вначале речедвигательные мышцы непослушны ребёнку, он с трудом произносит звуки родного языка. Подрастая, он говорит всё чище и свободнее, т.е. с развитием мозга, тех его областей, от которых идут команды на речевые мышцы, у ребёнка развивается свободное владение мускулатурой речевого аппарата. Однако существует и обратная зависимость: мозг развивается (появляются и совершенствуются механизмы интеллекта в целом), если в процессе речевого общения ребёнок тренирует мышцы речевого аппарата уже с первых дней жизни.

  1. Становление интеллекта.

Развитие человека – физическое и психическое - проходит возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство) младший школьный, подростковый (отрочество), юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью. Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера.

             Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Известны случаи из истории, когда дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Люди обнаруживали их в возрасте после 3-ёх лет и возвращали в человеческое общество. Найденные дети имели повадки вскормившего их животного и совершенно не обладали теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

             Известны и другие печальные случаи, когда дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что в семье не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом,раннем детском,дошкольном возрасте. Так,В.А.Сухомлинский будучи директором школы, описал случай из своей практики. Ученик его школы был сыном железнодорожника, который проживал на железнодорожном разъезде. Мальчик воспитывался в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной. Она не могла реагировать на речевые действия внука, и он оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить речь мальчика не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя ребёнок родился с предпосылками для нормального развития, отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект его не развился.

             Взрослые обязаны помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

  1. Понятие своевременности начала обучения речи.

             Своевременное – значит начатое с 1-ых же дней после рождения ребёнка; полноценное – значит достаточное по объёму языкового материала и побуждающего ребёнка к овладению речью в полную меру  его возможностей на каждой возрастной ступени. Это важно потому, что параллельно развивается мозг и формируются его функции.

             Для функции речетворчества таким «критическим»  периодом развития являются первые 3 года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые 3 года речи малыша не было уделено должного внимания,   то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Resource id #5098

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие письменной речи у детей с задержкой психического развития

Материал для выступления по теме: "Развитие письменной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР....

Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития

АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПредлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развив...

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

Особенности психического развития ребёнка

В данной работе раскрываются особенности психического развития ребёнка...

Статья на тему : "Роль общения в психическом развитии ребёнка".

Данная статья поможет оценить вклад общения в психическое развитие ребёнка....

Задержка психического развития: проявления, коррекция, прогноз развития ребёнка. Консультация для родителей и педагогов

Материалы консультации раскрывают особенности проявлений ЗПР у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также основные направления профилактики и коррекции трудностей адаптации и обучения де...

Игра и её значение в психическом развитии ребёнка младшего школьного возраста.

Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формиру...