Публичное представление собственного инновационного опыта
статья (4 класс)

Публичное представление собственного инновационного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

 учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 41»

г.о. Саранск Республики Мордовия

Догадовой Елены Васильевны

Тема инновационного педагогического опыта:

Работа над формированием типа правильной читательской деятельности

(технология продуктивного чтения).

       Обоснование актуальности и перспективности опыта.

      Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

     Выдающийся советский педагог – новатор В.А. Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят  и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».  Поэтому уже в  начальной школе детей нужно учить медленному художественному чтению, т. е. ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь размышлять и сопереживать, а также уметь делать элементарный анализ прочитанного. Необходимо учить ребенка читать не для учителя, а для самого себя, для этого его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. Необходимо уделять равное внимание и чтению вслух и чтению про себя. Суть такого подхода состоит в формировании правильного типа читательской деятельности. Поэтому технология продуктивного чтения актуальна в современной школе и соответствует современным тенденциям  образования.

Концептуальность

     Технология продуктивного чтения направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных  универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать про себя и вслух тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Она обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Новизна данной технологии заключается в «вычитывании» из текста авторского отношения к героям, к ситуации; решении проблемы «писатель и действительность», что возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

    Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

      Проработав в школе более 25-ти  лет, я убедилась, что чтение - основное средство обучения, инструмент развития интеллектуального потенциала ребёнка, познания окружающего мира.

    Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

    Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

Теоретическая база опыта.

       Как известно, подходы к литературному чтению в отечественной методике были определены еще М.А. Рыбниковой. С тех пор они практически не изменились, но до сих пор не освоены школой до конца.

 Литературное чтение предполагает:

1) обязательную опору на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);

2) введение художественного произведения в литературно-исторический контекст (в 1–3  -м классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-м классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного;

3) установление связей с жизненным опытом ребенка, расширяющих классическое определение литературного чтения;

4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

      Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

       Приёмы технологии продуктивного чтения, используемые мной в работе, разнообразны.

     Технология формирования типа правильной читательской деятельности предполагает использование  приемов  комментированного чтения и диалога с автором при анализе текста  как основных. Первый этап технологии – работа с текстом до чтения – завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».  На  втором  этапе работы  с текстом,  в ходе перечитывания («медленного» чтения), следует показать, каким мог бы быть диалог с автором.  В этом случае помогает прием комментированного чтения.

     Диалог с автором - это прием работы с текстом во время его чтения (новый приём). Это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.

      На уроках я учу детей вести диалог с автором. Это умение формируется в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Такой диалог может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.

1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).

3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме.  Возникающие вопросы  предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.  

4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).  

        Диалог с автором  используется  при анализе не всех произведений.   В учебники литературного чтения  включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, – здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый  характер. Особенность таких вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей; на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные;  формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

    Во время перечитывания текста используется приём  комментированного чтения.

Условия обеспечения комментированного чтения.

1. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

2. Однако, если в ходе комментария  учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания.  

3. Комментарий должен быть кратким и динамичным.  Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложить им начало ответа, подсказать  ответ интонацией.

4. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! 

5. Комментируется  текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка.   Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего используются следующие способы: рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), включение воображения детей,  сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

       Технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать  исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы,  учащиеся определяют  цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.

     Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

       Опора на технологию не означает, что остальные уроки работы с текстом в «Литературном чтении» должны быть однообразны по своей структуре и организации. Структура этапов может меняться.

      Используя данную технологию, обогащаю содержание предметов введением дополнительного материала. Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.

      Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников, внеклассной работы, в  развитии познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся, в формировании правильного типа читательской деятельности, пополнении словарного запаса учащихся, формировании вербального и невербального самовыражения и общения учащихся.

Оптимальность и эффективность средств.

     Глубоких и прочных знаний учащихся  добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Свою работу строю на личностно-ориентированном подходе к каждому  ученику. Опыт работы с детьми  подсказывает мне путь, как учить детей без принуждения, как помочь им раскрыть свои возможности, как создать ситуацию успеха -  как одного из факторов обеспечения  психологического комфорта на уроке.

     На уроках практикую работу с тестами, направленными на формирование осознанности чтения,  раздаточным материалом разного уровня сложности, внедряю ИКТ, предлагаю задания, включающие детей в самостоятельный, творческий, исследовательский поиск, что способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения и высказывания.

    Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:

  • Урок-игра;
  • Урок-викторина;
  • Урок-путешествие;
  • Урок-тестирование;
  • Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”; во 2-4 классах – урок чтения и изобразительное искусство, музыка, например: по теме И.А.Крылов “Ворона и лисица” (иллюстрирование басни).

     Технологию продуктивного чтения применяю и на других уроках в начальной школе (окружающий мир, русский язык, математика). Такие уроки помогают каждому ученику раскрыть его индивидуальность. 

    Стараюсь формировать в детях полноценную многогранную личность. Особый акцент делаю на развитие у младших школьников  чувства прекрасного, формирование художественного вкуса, умение ценить красоту и богатство окружающего нас мира; на патриотическое воспитание.

Анализ результативности.

     Проводимая работа позволяет мне получать качественные  результаты подготовки учащихся, достигать осознанного чтения текстов детьми на разных уроках (задача, упражнение, тест, опросник), развивает творческие и познавательные способности детей, помогает  реализовывать творческий потенциал, в участии в школьных мероприятиях (конкурс чтецов,  научно – практическая конференция).

2018 г. – Кочеткова Мария – призёр муниципального этапа олимпиады «Наше наследие».

2019 г. – Кочеткова Мария - победитель муниципальной многопредметной олимпиады младших школьников по русскому языку.

2019 г. – Кривочкова Ксения – призёр муниципальной многопредметной олимпиады младших школьников по окружающему миру.

2019 г. – Кочеткова Мария - победитель муниципального этапа олимпиады «Наше наследие».

2020 г. – Кочеткова Мария – Диплом I степени в соревновании «Чтение» регионального этапа олимпиады «Наше наследие».

2020 г. – Кочеткова Мария – Диплом II степени в соревновании «Стихотворение» регионального этапа  олимпиады «Наше наследие».

Также мои ученики являются участниками, призёрами и победителями онлайн - олимпиад.  

Учащиеся класса активно участвуют во всех внеурочных  мероприятиях.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

     Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации.

    Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем, некоторые даже не знают букв. Поэтому, беседуя с родителями,  я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.  Поэтому, я  прививаю своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы.

Адресные рекомендации по использованию опыта

      С результатами своей деятельности выступаю на педагогических советах, заседаниях  МО  учителей школы, провожу открытые уроки.

    С публикациями и открытыми уроками о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте:

https://sc41sar.schoolrm.ru/sveden/employees/10814/294325/

С литературой по данной проблеме можно ознакомиться на сайтах:

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-1

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/obobschenie-opytom/150105-tehnologija-produktivnogo-chtenija-kak-sredst.html

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010.
  2. Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995.
  3. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя/ Светловская Н.Н // Начальная школа. – 2003. - №1 – с.11-18.
  4. Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100»: [Монография]/ Чиндилова О.В. – М.: Баласс, 2010 – 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта "Дидактическая игра как средство познавательного интереса младших школьников на уроках математики"

В статье раскрывается актуальность темы, технология обучения математике с применением дидактических игр на разных этапах урока....

1.публичное представление собственного инновационного опыта мое представление

публичное представление собственного инновационного опыта чубаевой татьяны васильевны...

Публичное представление собственного инновационного опыта

  Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, ...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя начальных классов " Исследовательская деятельность, как средство формирования УУД у младших школьников "

Актуальность и перспективность опыта обусловлена  изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Публичное представление собственного инновационного опыта...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности чётко мыслить, логически рассуждать ...