ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по учебным предметам «Родной (башкирский) язык» и «Литературное чтение на родном (башкирском) языке» для 2-4 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Данная программа по родному (башкирскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного плана, указанного в ФГОС начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 для общеобразовательных организаций с русским языком обучения.
Учебный предмет «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на родном (башкирском) языке» («Башҡорт теле һәм башҡорт телендә әҙәби уҡыу») разработан с опорой на рекомендации «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. 5-ое изд., - Китап: 2019. – 216 с. – (Стандарты второго поколения)». Для образца использован вариант тематического планирования для общеобразовательных организаций с русским (неродным) языком обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_bashkirskomu_yazyku_i_literature_dlya_1-4_klassov_2020.doc | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по учебным предметам
«Родной (башкирский) язык» и
«Литературное чтение на родном (башкирском) языке»
для 1-4 классов общеобразовательных организаций
с русским языком обучения
Автор-составитель: Кузбаева Наиля Надировна
2019 год.
Оглавление
Пояснительная записка программы …………………………………….3
Общая характеристика учебного предмета……………………….……4
Место учебного предмета в учебном плане ……………………………8
Планируемые результаты освоения курса………………………………9
Основное содержание курса…………………………………………......11
Тематическое планирование …………………………………………….14
Количество письменных, тестовых и проектных работ……………….42
Пояснительная записка
Данная программа по родному (башкирскому) языку разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и варианта учебного плана, указанного в ФГОС начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373 для общеобразовательных организаций с русским языком обучения.
Учебный предмет «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на родном (башкирском) языке» («Башҡорт теле һәм башҡорт телендә әҙәби уҡыу») разработан с опорой на рекомендации «Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. 5-ое изд., - Китап: 2019. – 216 с. – (Стандарты второго поколения)». Для образца использован вариант тематического планирования для общеобразовательных организаций с русским (неродным) языком обучения.
Предмет «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение башкирского языка в начальных классах, наравне с русским языком, является первоначальным этапом системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающим готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке» основных задач:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Родной (башкирский) язык и литературное чтение на башкирском языке» начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и
орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и
синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе с опорой на русский язык. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи младших школьников служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения родного (башкирского) языка как государственного языка.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса родного (башкирского) языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение элементарными речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.
На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике родного (башкирского) языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических.
Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что
служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и
познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность
умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический
самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка
формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с
информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица,
схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать
новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный образовательный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 2) предусматривает обязательное изучение родного (башкирского) языка в начальной школе.
Во 2-3 классах на уроки родного (башкирского) языка отводится по 105 ч (3 ч в неделю, 35 учебные недели в каждом классе), а в 4 классах (2 ч в неделю) 70 часов составляет.
На весь курс обучения – 280 часов.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
- духовно-нравственное развитие обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок, базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций осуществляется через приобщение к культуре, истории, обычаям, традициям и обрядам башкирского народа, формирование уважительного, толерантного отношения к людям разных национальностей, языков, уклада жизни, верований др.;
- формирование у младших школьников элементов учебной самостоятельности, проявляющихся в умении эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками, использовать приобретенные знания на практике в повседневной жизни.
Результаты изучения учебного предмета
Разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном (башкирском) языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования планируемые результаты освоения выпускниками начальной общеобразовательной организации представлены по следующим направлениям:
- Личностные результаты – осознание роли башкирского языка как средства познания истории, культуры башкирского народа, ознакомления с современной окружающей действительностью в области, в России и в мире, инструмента формирования гражданской и этнической самоидентичности; развитие способности использовать приобретенные знания и умения в общение со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни и т.п.
- Метапредметными результатами изучения башкирского (родного) языка являются: адекватное восприятие звучащей речи, приобретение умений и навыков правильного произношения слов, звуков, звукосочетаний, построения предложения, составления диалогов, умение переводить предложения и текст с русского на башкирский язык и наоборот; умения читать и пересказывать текст; самостоятельно выполнять письменные задания; умение самостоятельно проверять свою работу, исправлять ошибки; анализировать свои знания по башкирскому языку на межпредметном уровне и др.
-Предметные результаты освоения содержания примерной программы следующие: приобретение умений и навыков аудирования (восприятие речи на слух и понимание основного содержания услышанного); знание основных единиц фонетического строя башкирского языка (различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги); усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и употребление их в предложении и связной речи; знание правил правописания (заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания); умения читать вслух, про себя, интонировать и выразительно читать отдельные предложения и текст в целом; умения делить текст на части и придумывать заглавия к ним, составлять план, дописывать и досказывать задания, описывать предметы или картинки и др.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируемые результаты освоения примерной программы по родному (башкирскому) языку представлены в двух вариантах:
- базовый уровень (блок «Выпускник научится») представляют коммуникативные умения и языковые навыки, которые необходимы младшим школьникам для общения на башкирском языке в устной и письменной форме в пределах представленных тем для начальных классов. Базовый уровень знаний обучающихся является опорным учебным материалом, необходимым для успешного обучения школьников в начальном и основном уровне общего образования.
- повышенный уровень (блок «Выпускник получит возможность научиться») представляют систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения башкирского языка. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут добиться только отдельные мотивированные и способные учащиеся.
Полнота проверки всех планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка выпускника начальной общеобразовательной организации складывается из накопленной оценки по предмету и оценки за выполнение итоговой работы.
Основное содержание курса
В содержании программы представлены тематические материалы для обучения грамоте и систематического изучения башкирского языка в 2-4 классах.
В содержании примерной программы курсивом обозначены темы для ознакомления, способствующие расширению кругозора младших школьников, которые проявляют большой интерес к своему родному языку и желают в старших классах изучать его более углубленно.
Виды речевой деятельности
Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.
Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, объявление). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)
Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки). Перевод текста с одного языка на другой (с русского на башкирский и наоборот).
Система башкирского языка (практическое усвоение в 2-4 классах)
Фонетика и орфоэпия
Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.
Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Гласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Деление слов на слоги. Словесное ударение.
Звуко - буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки.
Алфавит башкирского языка: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.
Лексика (изучается во всех разделах курса)
Слово и его значение. Словарное богатство башкирского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Словари башкирского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.
Состав слова (морфемика) (изучается в разделе лексика)
Образование новых слов с помощью окончаний. Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания. Разбор слова по составу. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.
Морфология
Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Имена существительные с окончаниями принадлежности. Элементарный морфологический анализ имени существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Образование прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. Степени прилагательных. Элементарный морфологический анализ прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Элементарный морфологический анализ местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Имя числительное. Значение и употребление в речи. Простые и сложные числительные. Разряды числительных: количественные и порядковые числительные. Изменение числительных по падежам.
Синтаксис
Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).
Главные и второстепенные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с правилами правописания и их применением:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слова по слогам без стечения согласных;
- умение использовать орфографический словарь для проверки правильности написанного;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие связной речи.
Осознание ситуации общения на башкирском языке: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.) Овладение нормами речевого этикета, принятых у башкир, в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на конкретную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст, его признаки, заглавие текста. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста.
Знакомство с жанрами письма, поздравления, объявления, приглашения, записки и др.
Тематическое планирование
Темы и ситуации общения | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | |
I. Развитие речи и обучение грамоте. | |||
Лексика | |||
Систематизация материала в учебно-бытовой сфере. Знакомство: информация об имени, фамилии и отчестве. Разговор по телефону. Игры и игрушки. Семья, члены семьи. Дом. Семья, занятия родителей. Предметы домашнего обихода. Человек. Части тела. Режим дня. Личные вещи. Здоровье и личная гигиена. Школа. Класс. Учебные вещи. Учитель и ученики. Права и обязанности школьников. В магазине. Покупки. Природа: домашние животные и птицы. Растения. Времена года. В поле. В лесу. В зоопарке. В саду. На огороде. Труд взрослых и детей. Родина. Город и село. Где мы живём. Наши праздники: готовимся к Новогодней ёлке. Помощь взрослым по дому. Приём пищи: завтрак, обед, ужин. Время: день и ночь. Часы и минуты. Дни недели. Времена года: осень, зима. Наши праздники: мамин день. Родная природа: лес, поле, река, горы. Времена года: весна, лето. Звери и птицы дикой природы. Мой родной край. Деревня и город (ферма, завод, фабрика) Башкирские и русские имена, фамилии. Башкирские народные игры. | Лексика по изучаемым темам общения. | Усваивать данные лексические единицы в соответствии с изучаемыми темами и ситуациями. | |
Фонетика и орфоэпия | |||
Звуки речи. Гласные и согласные зкуки башкирского языка. Гласных. Твердые гласные (а, у, ы, о) и мягкие гласные (ә, э(е), ө, ү, и). Согласные. Глухие – звонкие, твёрдые – мягкие согласные. Е, ё, ю, я – обозначают два звука. Стечение согласных. Выделение в слове слогов и звуков. Ударный звук. Выделение предложений с помощью интонации (повествовательное предложение, вопрос без вопросительного слова, вопрос с вопросительным словом). Сравнивание схожих по произношению звуков: Уу – Үү, Әә – Ее, Оо – Өө, Кк – Ҡҡ, Хх – Һһ, Зз – Ҙҙ, Гг – Ғғ , Нн - ң, Сс – ҫ. | Воспроизводить заданный учителем образец интонационного произношения звука в слове. Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять особенности гласных, согласных звуков. Уметь членить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги. Соотносить изучаемые звуки башкирского языка со звуками русского языка. Правильно интонировать повествовательные и вопросительные предложения. | ||
Графика | |||
Звук и буква. Буква как знак звука. Функции букв, обозначающих гласные и согласные звуки. Алфавит башкирского языка. Звуковой и буквенный анализ слова. | Анализировать буквенный состав слова. Выкладывать слова из разрезной азбуки. Знать последовательность букв в алфавите. | ||
Грамматика: слово и предложение | |||
Слово как объект изучения. Значение слова. | Определять значение слова (предмет, признак, действие). | ||
Предложения (высказывания) | |||
Включение слова в предложение. Конструкции со словами это, тут, там, здесь. Двусоставное предложение (существительное + глагол в личной форме + дополнение) при прямом и обратном порядке слов с учетом возможного распространения существительных. Двусоставное предложение типа (Был Мараттың китабы). Односоставные предложения в диалоге. Сложносочиненное предложение с союзами менән, һәм. Предложения с односотавными членами. Вопросительные и побудительные предложения. Вопросно – ответные единства (вопрос – ответ, вопрос – контр вопрос – ответ). | Уметь интонировать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения. Пополнять речь новыми словами в грамматических формах и конструкциях типа: - это (ошо, бында) + существительное: был – мәктәп, бында өҫтәл; - существительное (личное местоимение) + существительное: Зифа – дежур. Ул – уҡыусы. - существительное (личное местоимение) + глагол: уҡытыусы уҡыта. Ул һөйләй. - существительное (личное местоимение) + прилагательное: мәктәп яҡты; - числительное + существительное: бер биҙрә; икенсе класс; - глагол + существительное, личное местоимение в форме родительного, винительного, предложного, творительного и дательного падежа единственного числа: Өфөлә йәшәйем, китапты уҡыным, уға бирҙем. | ||
Формы, подлежащие усвоению | |||
Существительные в именительном падеже единственного числа при обозначении лица. Падежные окончания существительных. Винительный падеж объекта (төшөм килеш). Родительный падеж отрицания (эйәлек килеш). Дательный падеж (төбәү килеш) направления. Творительный падеж (сығанаҡ килеш) с обозначением орудия и совместности действия,). Предложный падеж (урын-ваҡыт килеш) с обозначением объекта речи и места. Замена существителных личным местоимением. Существительные во множественном числе. Изменение глаголов по дицам и числам в настоящем времени. Глаголы в повелительном наклонении. Будущее и прошедшее время глаголов. Количественные числительные. | Узнавать и употреблять в речи слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы: Кем? Нимә? Выбирать и заменять существительные личными местоимениями. Употреблять имена существительные в разных падежных формах, определять их назначение. Узнавать и употреблять в речи слова, отвечающие на вопрос ни эшләй? и обозначающие действие предмета. Различать личные формы глагола в настоящем времени, задавать вопрос о действии предмета и отвечать на него, изменяя глагол по лицам и числам: мин эшләйем, һин эшләйһең; улар эшләйҙәр, беҙ эшләмәйбеҙ. Образовывать и употреблять формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе. Определять глаголы в повелительном наклонении. | ||
II. Обучение грамоте. Развитие речи. | |||
Лексика | |||
Знакомство. Приветствия. Наши игры: во что мы играем в разное время года. Семья. Кто кому и в чем помогает в семье. Дома. Что мы едим утром, днем, вечером. Во дворе. На улице. Наша улица (наш двор) в разное время года. Школа. Класс. На уроке. Перемена. Дежурные по классу. Человек. Части тела человека. Здоровье. У врача. В магазине. В буфете. Что купить. Природа (растения, животные). Овощи и фрукты. Домашние и дикие животные и птицы. Уход за домашними животными. Праздники. День рождения мой, моих родных, моих друзей. Родина. Наша Родина – Россия. Наша страна.Город, село Наша республика. Мой родной край. Башкирские имена, фамилии, отчества. Названия городов и населенных пунктов Республики Башкортостан. Башкирские народные национальные игры и игрушки. Башкирский речевой этикет за столом. Домащние животные и их клички на башкирском языке. | Гласные звуки в башкирском языке - ә, и, ү, ө; согласные звуки – ҡ, ғ, ҫ, ҙ, һ. | Обогащать словарный запас словами по изучаемым темам и ситуациям
| |
Смягчение согласных за счет мягких гласных (ә, и, ү, ө, э.) Звонкие и глухие согласные. Интонационные конструкции: повествовательные, вопросительные и побудительные | Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. Объяснять роль гласной буквы как показателя твердости или мягкости согласных. Определять наличие заданного звука в слове. Приводить примеры гласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих. Моделировать интонационный состав высказывания. Прогнозировать возможные трудности в произношении и употреблении специфических звуков башкирского языка. | ||
Грамматика: предложения (высказывания) | |||
Бытийные предложения типа (Минең … бар). Двусоставное предложение типа: Һин кем? Һинең исемең нисек? Был кем? Һиңә нисә йәш? һорауҙарына яуап биреүсе һөйләмдәр. Безличное предложение со словами “Эйе - можно, юҡ - нельзя”. Предложения, состоящие из существительного + наречия + глагола: Зифа тиҙ уҡый. Эт шәп югерә. Диалогические единства: сообщение – вопрос – ответ – сообщение; вопрос – ответ – вопрос – ответ. | Классифицировать предложения по цели высказывания. Различать и употреблять в речи: - простые предложения с однородными членами предложения; - предложения со значением наличия: Минең бесәйем бар. Һинең әсәйең ҡайҙа? - безличные предложения со словами эйе, юҡ. - предложения типа: - Мин- Алмас. Миңә ете йәш. Был уҡытыусы. - односоставные предложения: китапты алырға мөмкинме? Составлять высказывание по опорным вопросам. Участвовать в учебном диалоге: отвечать на вопрос, задавать вопрос. | ||
Формы, подлежащие усвоению | |||
Названия и значения падежей существительных Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем времени. Будущее и пршедшее время глаголов. Сочетание глаголов “теләргә”, “булырға” с инфинитивом. Изменение прилагательных по родам и числам. Порядковые и количественные числительные. Сочетание порядковых числительных с существительными. Прилагательные, вопросы, на которые они отвечают. | Определить грамматические признаки имен существительных: по числам и падежам. Употребить имена существительные в винительном падеже со значением объекта, в творительном падеже со значением орудия действия, в родительным – со значением принадлежности, в предложном – со значением места. Составлять словосочетание: имя существительное + имя прилагательное. Определять грамматические признаки глаголов. Составлять словосочетания: существительное в предложном падеже + глагол. Объяснять грамматические признаки имен существительных в творительном падеже со значением орудия действия. В родительном и предложном падежах со значением принадлежности и места. Характеризовать употребление порядковых и количественных числительных, их сочетание с существительными. | ||
III. Развитие устной и письменной речи. | |||
Лексика | |||
Знакомство: обращение к знакомому незнакомому человеку. Дом. Семья. Профессии и занятия членов семьи. Как они проводят свое свободное время. В школе. На перемене. На занятии кружка. В библиотеке. Как мы проводим каникулы. На улице. Правила дорожного движения: как вести себя при переходе улицы, в общественном транспорте. Человек и его здоровье. У врача. Помощь больному. Домашний уход за больным. В аптеке и поликлинике. В магазине. Выбор подарка (другу, учителю, родителям, близким). Природа. Погода: какая сегодня погода. Кто что делает в разное время года. Игры детей в разное время года. Время дня. Как узнать время. Время года. Названия месяцев. Башкирские нацио-нальные праздники. За праздничным столом. Башкирские национальные блюда. Обычаи и традиции башкир и русских. Транспорт. Куда идет автобус. Где и когда выходить. Оплата проезда. Родина. Описание родной страны (города, села)ю Мир увлечений: мои любимые занятия. Типологические близкие сказки на русском и башкирском языках. Башкирский национальный узор. | Активизация и повторение слов по изучаемым темам и ситуациям. | Обогащать запас слов и активировать их употребление в процессе устного общения на уроке, в школе, в быту. Участвовать в диалоге: уметь слушать, точно пеагировать на реплики, поддерживать разговор. | |
Фонетика һәм орфоэпия | |||
Правильное произношение и написание звуков-букв Оо, Ыы, Ээ. Обозначение буквы Вв трех звуков: [ в], [у ], [ү ]. Произношение и правописание букв Ее, Юю, Яя в начале, середине, конце слова. Произношение и правописание букв: Уу – Үү, Әә – Ее, Оо – Өө, Кк – Ҡҡ, Хх – Һһ, Зз – Ҙҙ, Гг – Ғғ, Нн - ң, Сс - ҫ. | Различать звуковой состав воспринимаемой на слух башкирской речи. Воспроизводить заданные учителем образцы произношения глухих и звонких, мягких и твердых согласных. Произносить правильно сочетания согласных в начале, середине и конце слова. Уметь членить слово на слоги. Читать слоги с изменением буквы гласного (согласного) по заданным образцам (схеме). Уметь воспринимать интонацию различных по цели и структуре высказываний. Участвовать в диалогах на заданные темы и ситуации. Уметь различать звуки [о], [ы], [э]. Уметь использовать буквы Вв, обозначающего три звука. Изучение звуков [йэ], [йу], [йа] и объяснить их написание буквами Ее, Юю, Яя . | ||
Грамматика: предложения (высказывания) | |||
Предложения со словами бар, юҡ, мөмкин, ярай, ярамай. Предложения типа Что есть в буфете? - Нимә бар ашханала? (мәктәптә, бүлмәлә, класта) Предложения с однородными членами. Безличные предложения: Мне холодно –Миңә һыуыҡ. Односоставные предложения: Сегодня праздник – Бөгөн байрам. Диалогические единства: сообщение – вопрос- сообщение; вопрос – ответ – вопрос. Сложное синтаксическое целое, состоящее из 2-3 предложений. | Пользоваться неполными предложениями в диалоге со словами “мөмкин, юҡ, ярамай”. Строить предложения по предложенным учителем образцам. Уметь распространять предложения с помощью однородных членов. Уметь употреблять безличные предложения. Строить элементарные сложные конструкции из 2-3 предложений таким образом, чтобы последующие предложения раскрывали, дополняли, уточняли содержание первого предложения. Составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога. | ||
Формы, подлежащие усвоению | |||
Окончания личных местоимений (-м, -һың, -а, -быҙ, -һығыҙ, -алар). Различение слов, отвечающих на вопросы Ни эшләй? ниндәй? ҡайҙа? ҡайҙан? Сравнение их значений со словами русского языка. Порядок слов в предложении. | Уметь употреблять в предложении (по вопросам) имена существительные:
Знать названия недели в винительном падеже и уметь перечислять. Употреблять в речи порядковые числительные в именительном и родительном падежах в единственном и множественном числе. Самостоятельно строить диалог по словесной ситуации. | ||
Комплексное развитие речи в 2-4-х классах. Пропедевтический курс грамматики и орфографии. | |||
Знакомство: устное и письменное общение (телефон, sms, письмо, записка). Их разница. Внутренняя речь. Диалог. (обсуждение, беседа). Монолог (устный отчет, или презентация). Вводные слова. Лето. Красота летней природы. Как и где провести лето. Что видели? Чему научились? Летние походы и экскурсии. Как подготовились к новому учебному году. Книга – источник и хранилище зананий. Бережное отношение к книге. Моя любимая книга. Осень. Приметы ранней осени и поздней осени. Осенние работы в саду и на огороде. Подготовка к зиме. Как животные и птицы готовятся к зиме. Зима. Картины зимней природы. Зимние сельскохозяйственные работы. Жизнь животных зимой. Зимние игры, развлечения. Зимние виды спорта. Природные зоны России и Башкортостана. Природные богатства Башкортостана. Достижения в культуре, науке, технике. Кем стать? Мои любимые русские и башкирские поэты и писатели. Весна. Изменения в природе ранней и поздней весной. Весенние работы взрослых и детей. Герои башкирских народных сказок. Мои любимые герои сказок. Освоение космоса. День космонавтики. Первый космонавт Земли. Национальные блюда русского и башкирского народов, сравнение их. Составление меню. Традиции и обычаи народов, компактно проживающих в Республике Башкортостан. Национальные праздники башкирского народа “Һабантуй”, “Науруз”, “Кәкүк сәйе”, “Ҡарға бутҡаһы”, “Ҡаҙ өмәһе”. Героизм народа в годы Великой Отечественной войны. День Победы. Бессмертный полк. Муса Гареев, Миннигали Шайморатов, Магуба Сыртланова, Шакирьян Мухаметьянов (Александр Матросов)- наши герои. Города и села, реки и озера, горы, леса Башҡортостана. Легенды о названиях гор и рек. Башкирская лошадь. Кумыс. Ипподром “Акбузат”. Башкирский мед. Бортничество. Полезные ископаемые Башҡортостана. Башкирская песня. Знаменитые певцы, композиторы Башкортостана. Башкирские танцоры. Мухамет Идрисов. Рудольф Нуриев. Художники Башкортостана: Касим Давлеткильдеев, Ахмет Лутфуллин. Эпос “Урал батыр”. Сэсэны-импровизаторы Уфа - столица Башкортостана. Достопримечательности Уфы. Лекарственные растения Башкортостана. Журнал “Аҡбуҙат”, газета “Йәншишмә” гәзите, радио “Юлдаш” радиоһы, Башкирское спутниковое телевидение. Телеканалы для детей и подростков. Детские народные игры. | Фонетика һәм орфоэпия. | ||
Звуки и буквы. Твердые и мягкие гласные, их обозначение на письме. Буквы е, ё, ю, я, обозначающие два звука. Звонкие и глухие согласные, их обозначение на письме. Парные и непарные согласные, их звуки. Чередование согласных: Ҡ-ғ, к-г, п-б . Слог. Открытый и закрытый слог. Перенос слов. Ударение. Чередование согласных, их произношение и правописание. Фонетический анализ слова. | Различать звуки и буквы. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи. Объяснить на примерах букву как знак: гласные звуки, обозначающие один звук, два звука, не обозначающие звуков (ь, ъ.) Объяснять функции йотированных букв е, ё, я,ю. Различать парные и непарные согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости. Различать на слух произношение согласных (оглушение и озвончение) перед согласными, в конце слова, перед гласными. Характеризовать особенности произношения стечения согласных в начале и в конце слова. Уметь интонировать предложения в составе связной речи. Уметь правильно произносить и писать звуки: Әә, Ее, Ээ , Ҡҡ, Ғғ, Өө, ҫ, Ҙҙ, Һһ,Үү, ң. Учится дифференцировать звуки [у]-[ү], [ы]. Учится сравнивать звуки Зз – Ҙҙ, Хх – Һһ, Нн – ң, Сс – ҫ, [в]- [у]-[ү], различать их произношение и правописание Уметь находить в словах чередование согласных ҡ-ғ, к-г, п-б . Уметь находить и объяснять открытые и закрытые слоги. Знать правила переноса слов. Учится сравнивать и анализировать звуки в слове. | ||
Лексика. | |||
Активизация и повторение слов по изученным темам. Слово – основная единица языка. Значение слова. Понятие о синонимах и антонимах. Активизация усвоенных слов. Состав слова. Корень слова. Производное слово. Сложное слово. Окончания слов, образующие новые слова и изменяющие слова. Однокоренные слова. Использование словарей для определения значения слов. Отгадывание загадок, решение ребусов, кроссвордов. Заимствованные слова. | Активизировать ранее изученную лексику и типовые предложения, дополняя новой лексикой. Объяснять понятие “слово” и его лексическое значение по темам и ситуациям. Усвоить понятия о синонимах и антонимах, показать их использование в устной и письменной речи на примерах. Умение использовать слова речевого этикета в повседневном общении. Умение находить корень слова и окончания, образующие новые слова. Умение находить синонимы, антонимы в предложениях. Различать башкирские и заимствованные из русского языка слова. Уметь работать с толковым словарем. | ||
Грамматика. Имя существительное. | |||
Начальные представления о грамматическом значении слов. Самостоятельные и служебные слова. Существительные в единственном и множественном числе. Склонение существительных. Основные значения падежей: именительный (обозначение субъекта), родительный (обозначение принадлежности), дательный (обозначение адресата), винительный (обозначение прямого объекта, направления - куда?), творительный (обозначение орудия действия, совместности), предложный (обозначение объекта речи и места). Морфологический анализ имени существительного. | Различать самостоятельные и служебные слова. Объяснять употребление в единственном и множественном числе имен существительных, отвечающих на все падежные вопросы. Анализировать грамматические признака заданного имени существительного: число, падеж. Различает собственные и нарицательные имена существительные. Уметь ставить окончания множественного числа в словах, оканчивающих на согласные. Уметь различать способы чередования звуков ҡ, к, п на звуки ғ, г, б при изменении слов по падежам. Знает названия и вопросы падежей имен существительных, практически умеет их определять в словах. Умеет ставить падежные окончания к словам, оканчивающихся на -ль, -нь, -рь, -брь, -сь, -чь. | ||
Грамматика. Глагол | |||
Виды глагола (на материале изученных слов). Времена глагола. Форма отрицания. Изменение глагола по лицам в настоящем времени и простом будущем времени. Морфологический анализ глагола. | Узнавать глаголы как слов, обозначающих действия, правильно употреблять в речи личные формы глагола. Объяснять изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и временам. Учится проводить морфологический анализ глагола по алгоритму, представленному учителем. | ||
Грамматика. Имя прилагательное | |||
Понятие о прилагатель-ном. Образование прилага-тельных. Качественные и относительные прилага-тельные. Степени сравнения прилагательных. Морфологический анализ прилагательных (по предложенной форме). | Умение определять прилагательные по вопросу. Умение образовывать прилагательные из существительных. Составлять словосочетания: имя существительное + имя прилагательное. Различать на слух и употреблять в речи слова, обозначающие признак предмета и ставить им вопросы. Уметь выполнять морфологический анализ имени прилагательного по предложенной таблице. | ||
Грамматика. Местоимение | |||
Понятие о местоимении. Личные, притяжательные, вопросительные местоимения. Изменение местоимений по числам и падежам. Морфологический анализ местоимения. | Употреблять в предложении местоимения в сочетании с именами существительными. Употреблять в предложении личные местоимения. Приводить примеры на замену повторяющихся в тексте имен существительных соответствующими местоимениями. | ||
Грамматика. Имя числительное | |||
Понятие о числительных. Количественные и порядковые числительные. Простые и сложные числительные. Изменение числительных по падежам. Морфологический анализ числительных. | Различать простые и сложные числительные. Объяснять согласование порядковых числительных с существительными в числе и падеже. Уметь проводить элементарный морфологический анализ числительных. | ||
Грамматика. Наречие | |||
Наречия времени (вчера, завтра и др.), образа действия (хорошо, быстро и др.) и места (там, везде, налево и др.). | Различать основные значения наречий места (вопросы ҡайҙа?, ҡайҙан?), времени (ҡасан?), образа действия (нисек?). | ||
Синтаксис: предложение | |||
Слово, словосочетание, предложение. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространные предложения. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Употребление безличных предложений со словами мөмкин – можно, юҡ – нельзя. Знаки препинания в конце предложения. Сложносочиненные, бессоюзные и сложноподчиненные предложения. Употребление союзов һәм, йәки, ләкин, и др. Синтаксический анализ простого предложения. | Составлять предложения с однородными главными и второстепенными членами предложения, читать их с правильной интонацией , при письме правильно ставить запятые. Умение дополнять нераспространенные предложения второстепенными членами. Умение различать простое предложение от сложного предложения. Уметь проводить элементарный синтаксический анализ простого предложения по предложенному учителем алгоритму. | ||
Развитие речи. Текст. | |||
Текст. Структура текста: начало, основная часть, концовка. Виды текстов. Заголовок текста. Абзац. Красная строка. План текста. Диалог. Монолог. | Уметь находить части текста: начало, основная часть, концовка. Уметь раскрывать основную мысль текста с помощью вопросов. Уметь озаглавливать текст. Уметь восстанавливать по смыслу деформированный текст. Научиться строить диалог и монолог в устной и письменной форме. Научиться составлять текст по опорным словам, по сюжетной картине. Научиться составлять план текста. | ||
Графика. | |||
Алфавит башкирского языка. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Названия букв. Прописная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек, в начале предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Запятая при перечислении, в сложном предложении, перед союзами һәм, ләкин, йәки и др. | Знать буквенный состав алфавита, названия букв. Гласные звуки. Находить слова в словаре учебника, распределять данные слова в алфавитном порядке (по первой букве). Различать звуки и буквы, соотношение звуков и букв. Сравнивать произношение и написание букв, имеющих различия в русском и башкирском языках. Употреблять заглавную букву в именах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек, в начале предложения. Употреблять элементарные орфографические и пунктуационные знаки: заглавная буква в начале предложения, перенос слова по слогам на другую строчку, точка в конце предложения. Употреблять в соответствии с интонацией вопросительные и восклицательные знаки. Употреблять запятую при перечислении однородных членов, соединенных при помощи бессоюзной связи, а также сочинительных союзов. | ||
Орфография и пунктуация. | |||
Правописание чередующихся звуков на письме в окончаниях слов. Правописание разделительных знаков ъ, ь. Правописание окончаний слов, имеющих в корне твердые гласные (а, о, у, ы), мягкие гласные (ә, ө, э (е), ү, и). Правописание окончаний слов, имеющих в корне звуки о, ө. Правописание слов, начинающихся со звуков у, ү. Правописание слов со звуком [э]. | Научиться писать правильно: - чередующиеся звуки ҡ, к, п - ғ, г, б в конце слова. - разделительные знаки ъ, ь: Аҡъяр, көньяҡ. - к словам с в корне, присоединяются окончания с такими же твердыми гласными: бала-лар, урам -да; с мягкими гласными (ә, ө, э (е), ү, и) – окончания с мягкими гласными: бесәй-ҙәр, Өфө-лә, бесәй+ем+дең. - звуки у, ү в начале слова пишутся через букву в: Вәсилә, ватты; - к слову, имеющему в последнем слоге звуки о или ө, в окончаниях прибавляются окончания с такими же гласными звуками: һөт+лө, аҡҡош+тоң; - звук [э] в башкирском языке в начале слова пишется через букву э, в середине и конце слова пишется через букву е: эшсе, элекке. |
Распределение часов по годам обучения
Основные темы программы | Всего часов | Основные виды учебной деятельности | ||
2 класс | ||||
Звуки и буквы. | 35 | Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо. Гласные ударные и безударные. Гласные мягкие и твердые. Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове. Обоснование написания слов. Звуко-буквенный анализ слова. Нахождение в слове согласных. Правильное произношение согласных. Оценка соответствия написания слов орфоэпическим нормам. Нахождение допущенных в тексте ошибок. Комментарии правописания и произношения предложенных учителем слов. Различие звуков и букв, определение места, где могут пригодиться знания об алфавите, называя правильно буквы и располагая их в алфавитном порядке. Оценка своих достижений при выполнении заданий. | ||
Слово. | 8 | Характеристика особенностей ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Анализ уместности использования средств устного общения в разных ситуациях, во время монолога и диалога. Оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе. Анализ норм речевого этикета, оценка собственной речевой культуры. Выражение собственного мнения, аргументируя его с учетом ситуации общения. Отличие текста от других записей по его признакам, определение темы и главной мысли текста. | ||
Морфология. Имя существительное. | 8 | Самостоятельные и служебные слова. Нахождение имен существительных, имен прилагательных, глаголов по поставленным вопросам. Различение собственных и нарицательных имен. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что? Изменение существительных по числам. | ||
Глагол. | 9 | Употребление глаголов в речи. Умение опознавать глаголы, отвечающие на вопросы «что делает? что делают?» и «что делал? что делали?». Изменение глаголов по лицам и числам. | ||
Имя прилагательное. | 3 | Определение значения и умение употреблять имена прилагательные в речи. Различать имена прилагательные, отвечающие на вопросы «какой?» и «который»? | ||
Имя числительное | 4 | Значение и употребление в речи. Простые и сложные числительные. | ||
Синтаксис. | 14 | Отличие группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложения в деформированном тексте, выбор знака препинания для обозначения конца предложения. Обоснование выбора знака препинания в конце предложения. Нахождение главных членов предложения. | ||
Развитие связной речи. | 24 | Последовательность предложений в тексте. Составление рассказа по серии картинок, вопросам и опорным словам. Воспроизведение (пересказ) текста в соответствии с предложенным заданием: подробно или выборочно Овладение нормами речевого этикета, принятых у башкир, в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). | ||
3 класс | ||||
Слово. | 10 | Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Различение слова и предложения. Овладение с понятиями «прямое и переносное значение слова»; «синонимы, антонимы, омонимы». Ознакомление со словарями. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. | ||
Состав слова и словообразование. | 10 | Овладение понятием «однокоренные слова». Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания. Образование однокоренных слов с помощью окончаний. Разбор слова по составу. | ||
Морфология. Имя существительное. | 10 | Формы единственного и множественного числа имен существительных. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Морфологический анализ имени существительных. | ||
Имя прилагательное. | 5 | Употребление прилагательных в речи. Образование прилагательных. Качественные и относительные прилагательные. Степени прилагательных. Формы степеней сравнения имен прилагательных. | ||
Имя числительное. | 4 | Употребление количественных имен числительных в речи. Разряды числительных: количественные и порядковые числительные. Изменение числительных по падежам. | ||
Местоимение. | 4 | Общее представление о местоимении. Изменение местоимений по падежам. Употребление личных местоимений в речи. Морфологический анализ местоимений. | ||
Глагол. | 11 | Значение и употребление глаголов в речи. Изменение глаголов по временам, лицам. Морфологический анализ глагола. | ||
Синтаксис. | 23 | Различение предложения, словосочетания, слова. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения (определения). При помощи смысловых вопросов установление связи между словами в словосочетании и предложении. | ||
Развитие связной речи. | 28 | Овладение основными видами речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на конкретную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Обогащение активного и пассивного словаря учащихся. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической и монологическими формами речи. Овладение нормами башкирского речевого этикета в ситуациях учебного и бытового. Работа над текстом: озаглавливание, составление планов к предложенным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Знакомство с жанрами поздравления, приглашения, записки и др. | ||
4 класс | ||||
Морфология. Имя существительное. | 6 | Изменение существительных по падежам. Определение падежа существительного по поставленному вопросу. Имена существительные с аффиксами принадлежности. Различение значения форм принадлежности существительных. Морфологический разбор имён существительных. | ||
Имя прилагательное. | 3 | Значение и употребление в речи. Формы степеней сравнения и синтаксические функции прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных. | ||
Имя числительное. | 4 | Значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные. Синтаксические функции числительных. Изменение числительных по падежам. Морфологический разбор имен числительных. | ||
Местоимение. | 8 | Значение и употребление в речи. Личные и вопросительные местоимения. Местоимения образа действия, времени и места. Различение падежных форм личных и вопросительных местоимений. | ||
Глагол. | 8 | Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Спряжение глаголов изъявительного наклонения настоящего, прошедшего и будущего времени. Морфологический разбор глаголов. | ||
Синтаксис. | 20 | Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но; знаки препинания при них. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Различение простых и сложных предложений. | ||
Развитие связной речи. | 21 | Обогащение активного и пассивного словаря учащихся с точки зрения содержания и формирования правильности речи стилистической и орфоэпической. Владение диалогической и монологической формами речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Соблюдение особенностей татарского речевого этикета при общении с людьми, плохо владеющими татарским языком. Составление планов к предложенному тексту. Создание собственных текстов по предложенным планам: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. | ||
ИТОГО: 280 часов. |
Количество письменных, тестовых и проектных работ
(по годам обучения)
Родной (башкирский) язык | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Контрольное списывание | 2 | 1 | 1 |
Словарный диктант | 4 | 3 | 3 |
Проектная работа | 1 | 2 | |
Контрольный диктант с выполнением задания | 4 | 4 | 5 |
Изложение | 1 | 1 | 1 |
Сочинение | 1 | 1 | 1 |
Тестирование | - | 1 | 1 |
Всего | 12 | 12 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговые комплексные работы в 4 классе в конце года (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир)
УМК "Начальная школа XIX века" Итоговые комплексные работы проводятся в конце года по четырем предметам....
Серия "Успешный школьник" для учащихся начальных классов (игры-упражнения по русскому языку, математике, литературному чтению).
Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике. Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано ...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...
Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 1 класса.
Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....
Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 2 класса
Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....
Рабочая программа по учебному предмету "Родной башкирский язык и литературное чтение на родном башкирском языке" для 3 класса
Автор учебника: З.Ғ. Нафиҡова, Ф.Ф.Мортазина. В русских школах где есть родной башкирский язык....