"Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями".
материал

Кетрова Наталья Михайловна

Выступление на семинаре по теме "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления «Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями».

                                                                      «Только вместе с родителями, общими усилиями,                       педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

(В.А.Сухомлинский) (слайд1)

Федеральный государственный образовательный стандарт  потребовал от нас пересмотра содержания школьного образования. ФГОС направлен на:

Социализацию детей.

Индивидуализацию в развитии детей.

Сотрудничество образовательной организации и семьи.

Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.

Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни учеников – технологию индивидуализации образования детей, среди которых одним из ведущих является метод проектов.

До недавнего времени накопленный опыт пропаганды педагогических знаний удовлетворял обе стороны. В результате наблюдается некоторое самоотстранение родителей от воспитательной функции и перекладывание данной проблемы на школу.  Считаем Такое положение негативно отражается на детско-родительских отношениях, воспитывает инертность родителей и потребительское отношение к педагогу и системе образования в целом.

Возникают следующие вопросы: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного и учебного  процесса? Ответы на  эти вопросов мы нашли путём привлечения родителей к  проектной деятельности. Проектный метод он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат общего труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе проектной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Цель: Создание единого образовательного пространства «Школа – семья» в процессе проектной деятельности. (слайд 2)

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

Способствовать активному вовлечению семей учащихся в образовательное пространство школы и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;

Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, интересов педагогов, родителей и детей;

«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.(слайд 3)

В современных условиях учителю необходимы сформировать у ребёнка умение правильно организовать свою работу – сначала учебную, а затем и любую другую. Это  означает - самосовершенствоваться, приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными жизненными ситуациями. Поэтому метод проектов получает всё большее распространение.

        Проектная деятельность, как никакая другая, служит формированию коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с Интернетом и любым информационным полем.

Важным условием для работы с  методом проекта, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов.  Безусловно, главную помощь ребенку на пути становления его субъективности  в проектной деятельности, как и в учебной деятельности в целом, оказывает педагог. Однако, младшему школьнику нужна еще и поддержка родителей, особенно, в тех проектах, выполнение которых происходит   во внеурочное время.

Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, широко распространенного в наше время.

В-третьих, существует такая разновидность проектов, как семейные   например:  «Мя родословная», « Наши семейные традиции», « Великая Отечественная война в истории нашей семьи» и др. Они обладают огромным развивающим потенциалом для младших школьников. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.

        Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий.  Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.

В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности  детей должно быть специально организовано педагогом. Целесообразно проведение родительского семинара, на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участия родителей проектной деятельности учащихся. Далее следует распределение ролей и определение форм участия  родителей. Любое внеклассное мероприятие – это краткосрочный проект.         

 На семинаре родителям  можно предложить рекомендации-памятки. такого содержания:

“Если ваш ребёнок участвует в работе над проектом, то какова ваша роль?”

Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя.

Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарем проекта.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!»(слайд 6)

Опыт работы  показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время.

Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Главное в Создании единого образовательного пространства «Школа – семья» в процессе проектной деятельности  – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и школы. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

         Родители учеников нашей школы  – активные участники проектной деятельности, принимают  живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.

Существуют разные формы участия родителей в проектной работе школьников.

Мотивационная  поддержка может потребоваться учащемуся на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы. Родитель может подбодрить своего ребёнка, показать собственную заинтересованность, как темой проекта, так и сотрудничеством с учащимся.         Информационная поддержка – актуальна на этапе сбора необходимых для проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребёнка, может порекомендовать определённые источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.         

Организационная  поддержка – одна из самых  необходимых для учащихся начального звена в силу их возрастных особенностей. Например, сопровождение детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации (внешняя сторона выполнения проекта) или помощь ребёнку в распределении времени и дозировании нагрузки (внутренняя сторона проекта).

        Техническая поддержка может потребоваться во время сбора информации, её обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото - и видео-съёмок, монтаже материалов, техническом оснащении докладов, праздников.

Следующий аспект психологический, очень важный для младшего школьника. Я советую родителям продумать поддержку в самооценке проекта. Данный вид помощи важен не только в конце проектной деятельности, но и в её процессе, чтобы учащийся мог своевременно скоррективовать свои действия (слайд 10)

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:  

• консультирует;

отслеживает выполнение плана;

• решает оперативные вопросы;

• помогает в предварительной оценке проекта;

• участвует в подготовке презентации;  (слайд 11)

   В учебном процессе мы используем различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, ролевые, практико - ориентируемые, информационные, игровые,  учебные.

        Один из видов совместный творческий проект «Мисс Осень».  Где каждый внёс свой посильный вклад в общее дело. Появилась возможность  проявить актёрское мастерство, показать публично достигнутый результат. Неоценимую помощь детям оказали родители: вместе с детьми готовили дома костюмы, маски, оформление для зала, выполняли поделки, рисовали рисунки, придумывали различные задания для заключительного праздника. Так же традиционно в нашей школе проходит осенняя ярмарка-это тоже совместный творческий проект, где дети и родители принимают активное участие, проводятся конкурсы на лучшую подделку из природного материала.

Традиционно в декабре в школе проходят   творческие мини-проекты. «Парад Дедов Морозов», «Символ Нового года», «Необычные ёлочки»,«Город Снеговиков»  Результаты этих проектов, направленны на развитие коммуникативных способностей учащихся, формирование сплоченного коллектива детей и родителей. Совместные работы были успешно представлены в виде украшения школы, выставки  и театрализованного выступления на новогоднем утреннике.

С огромным увлечением родители принимали участие в подготовке и проведении проекта «Масленица».  Данный проект имеет огромное значение в развитии духовно-нравственного воспитания младших школьников, так как народные праздники предполагают сохранение народных традиций и духовных ценностей, изучение различных видов прикладного и музыкального искусств.

Родители вместе с детьми готовили  оформление праздника и изделия на выставку, одним из этапов проекта был конкурс на лучшее чучело Масленицы, рецепты блинов, знание фольклорных песен.

В ходе проведения акции «Покормите птиц зимой» был разработан проект «Кормушка», в котором активное участие принимали папы со своими детьми.

Ежегодно и дети и родители с большим желанием принимают участие в разработке проекта «День матери». Итог  проекта – красочное театрализованное представление, в котором принимают участие все учащиеся.

Впервые в этом году был проведён «День науки»- в начальной школе, где были представлены лучшие творческие и исследовательские работы детей  за учебный год.

 Уже третий год подряд в школе проходит конкурс «Юных изобретателей».и учащиеся начальной школы являются активными участниками этого проекта.

В  школе по сложенной традиции проходят проекты «Ты ни один», «Дни здоровья»,  «Подари жизнь книге», «360 минут ради Байкала»,где учащиеся начальной школы являются самыми активными участниками.

Уже много лет учащиеся нашей школы принимают активное участие в районом конкурсе «Росток» в 2019-20 уч.году из 11 участников начальной школы 10 детей и их родители получили 1 место по различным направлениям.

 Также  наши учащиеся являются активными участниками Межрайонного конкурса проектов и исследовательских работ «Росток» г. Северобайкальск;

 Впервые учащиеся начальной школы  приняли участие во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и творческих работ «Литературная Россия», где  заняли призовые места

Помимо этого в каждом классе ведётся работа по учебным тематическим проектам, (окружающий мир, математика, литературное чтение).

При проведении плановых недель по темам, учителя стараются включить метод проектов, как один из видов работ.

        Работая вместе с детьми над проектом, мы заметили, что  родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников могут сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

        Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку именно в начальной школе, закладывается "фундамент" всего дальнейшего обучения. Могу с уверенностью сказать, что метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдывает себя, позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя, ученика и родителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с родителями

Данный проект реализуется в рамках Программы развития образовательно учреждения. Он направлен на создание условий для реализации активногос сотрудничества семьи и школы на основе ииновационных форм вз...

Совместная проектная деятельность учителя, учащихся и родителей во внеклассной работе. Путешествие по сказкам Чуковского.

Чем увлечь ребенка? Как увлечь ребенка? Что предложить такое, чтобы загорелись глаза и открылась душа тебе на встречу?...

Статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ"

Наш век — информационный. Главное — это информированность. Общее снижение интереса к чтению — это, конечно, влияние времени...

Презентация "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"

Презентация к выступлению на семинаре "Проектная деятельность в сотрудничестве с родителями"...

Проектная деятельность по работе с родителями в ДОУ "Тесное сотрудничество"

Семья– уникальный первичный социум,  дающий  ребенку  ощущение психологической     защищенности,     «эмоционального     ...

Проектная деятельность обучающихся и родителей как одна из форм сотрудничества семьи и школы

Выступление на межрегиональной форсайтсессии  «Формы и методы повышения компетентности родителей в соответствии с направлениями воспитания личности младшего школьника»...