Проектная деятельность по работе с родителями в ДОУ "Тесное сотрудничество"
проект
Семья– уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области
семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В.
Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekttesnoe_sotrudnichestvo.docx | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДС №37 «Мальвинка»
Проект
«Взаимодействие ДОУ с родителями
«Тесное сотрудничество»
Разработчик проекта:
воспитатель группы №8
Лабузова Ю.В.
Содержание
Введение………………………………………………………………….
Современные подходы к изучению семьи……………………………..
Роль ДОУ в повышении педагогической культуры семьи……………
Особенности организации взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников………………………………………………..
Формы взаимодействия ДОУ с родителями……………………………
Заключение……………………………………………………………….
Источники информации…………………………………………………
Приложения ……………………………………………………………..
Введение
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья– уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области
семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В.
Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Уходит в прошлое официально осуществляемая многие годы в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.
Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материальных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
В-третьих, родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в школьном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. По этому поводу ещё Н.К.Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
Пояснительная записка
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Актуальность проблемы. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Ожидаемые результаты:
1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников
Проектная часть
Тип проекта: долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный
Цель проекта: организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи проекта:
- привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
- создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
-повышение педагогической культуры родителей;
-активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
-развитие творческих способностей детей и родителей.
Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.
Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и родители.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы
Примерный перспективный план работы с родителями
-Оформление стендов и другой наглядной агитации
-Сбор сведений о родителях
-Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ
-Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ»
-Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»
-Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
-Фотовыставка «Как я провел лето»
-Фотоальбом «Моя семья»
-Конкурс поделок «Природа вокруг нас»
Родители, воспитатели
родители
октябрь
-Спортивное развлечение «Веселые старты»
-Консультация «Грипп. Меры профилактики»
-Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»
-Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»
-развлечение «Праздник осени»
Физ.руководитель
Родители
Медсестра
Муз.руководитель
ноябрь
-Выставка рисунков «Выходные в семье»
-Консультация «Одежда детей в группе»
-Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»
-Родительское собрание «С любовью к маме»
Родители
воспитатели
декабрь
-Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.
-Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.
-Проведение новогоднего праздника.
Воспитатели
Родкомитет
Родители
Муз.руководитель
январь
-Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».
-Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
-Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»
Воспитатели
Родители
воспитатели
февраль
-Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»
-Выставка детских рисунков «Мой папа»
-Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»
Воспитатели, медсестра
Родители
воспитатели
март
-Фотовыставка «Моя любимая бабушка»
-Родительское собрание
-Папка-передвижка «Традиции и культура Смоленского края»
-Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»
Родители
Воспитатели
воспитатели
Воспитатели
апрель
-Фотовыставка «Все профессии важны…»
-Консультация «Все о компьютерных играх»
-Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»
-Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.
Родители
Воспитатели
воспитатели
Воспитатели
май
-Выставка творческих работ «Этот День Победы»
-Праздник «Этот День Победы»
-Родительское собрание «Итоги года»
-Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»
-Выставка детского творчества «Ах, лето!»
Родители
Муз.руководитель
Воспитатели
Медсестра
родители
Цели мероприятий, проводимых с родителями:
Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Смоленского края. | |
Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности | Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками 2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!» 3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны» 4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной |
Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста | Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка», |
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми | Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник», |
Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ | Ознакомительные беседы |
Анализ информации о семьях дошкольников | Сбор сведений о родителях |
Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома | Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!» |
Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка | Консультации логопеда |
Этапы работы
1. «Этап общественного мнения». Срок проведения: сентябрь
- Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.
2. «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель
Формы проведения мероприятия:
-родительские собрания
-папки-передвижки
-выставки творческих работ детей и родителей
-фотовыставки
-консультации
-мастер-классы
-проведение развлекательных мероприятий с родителями
-индивидуальные беседы
3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май
Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Ресурсное обеспечение
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких
Список литературы:
- Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
- Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
- Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.
- Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.
Приложение
ЗАДАЧИ:
1. Создать доверительный настрой в общении с родителями.
2. Научить родителей обыгрывать ситуации, стихийно складывающихся стрессовых ситуаций и помогать ребёнку в процессе адаптационного периода.
3. Пробудить в родителях ответственность за предстоящий процесс адаптации детей.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тренинг.
ОФОРМЛЕНИЕ ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ:
1. На главной стене надпись – ИГРОТЕКА
2. Стулья по кругу
3. Инвентарь для игр.
ПОЯСНЕНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ТРЕНИНГА:
ХОД ТРЕНИНГА
Вводная часть – Приветствие
Основная часть – тренинговые упражнения
Заключительная часть – обратная связь (подведение итога тренинга, церемония прощания)
- В тренинге принимают участие родители воспитанников группы младшего возраста.
- Проводит мероприятие экспериментатор.
- Количество занятий – 5
- Время на проведение тренинга – 40минут.
ЗАНЯТИЕ№1
1. Иди ко мне.
2. Пришёл Петрушка.
3. Выдувание мыльных пузырей.
4. Хоровод.
5. Покружимся.
6. Прячем мишку.
7. Прогулка.
8. Поезд.
ЗАНЯТИЕ№2
- Хоровод с куклой .
- Догонялки.
- Солнечные зайчики.
- Собирание «сокровищ».
- Делаем коллаж.
- Ловись, рыбка
- Кто в кулачке?
ЗАНЯТИЕ№3
- Игра с кистями рук.
- Покатаемся на лошадке.
- Дуть во что-нибудь и на что-нибудь.
- Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй на рожок.
- Книжка – угадайка.
- Забава с увеличительным стеклом.
- Прогулки по очертаниям разных фигур
ЗАНЯТИЕ№4
- Вместе с мишкой.
- Чертим разные фигуры.
- Игра с куклой.
- Собираем игрушки.
- Передай колокольчик.
- Зайка.
- Позови
ЗАНЯТИЕ№5
- Мяч в кругу.
- Всё дальше и выше.
- Бегом к дереву.
- Карусели.
- Мы топаем ногами.
- Мяч.
- Огуречик – огуречик …
Тест «Какой ты родитель?» Часто употребляемые Вами фразы
Сколько раз тебе повторять!
2
Посоветуй мне, пожалуйста!
1
Не знаю, что бы я без тебя делала!
1
И в кого это ты только уродился?
2
Какие мы замечательные друзья!
1
Ну на кого же ты похож?
2
Вот я в твое время
2
Ты моя опора и помощник!
1
Ну что за друзья у тебя?
2
О чем ты только думаешь?
2
Ах, какая ты у меня умница!
1
А как ты считаешь, сынок?
1
У всех дети, как дети, а ты…
2
Какой ты у меня сообразительный!
1
Результаты теста
7-8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!
9-10 баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов – вам необходимо быть к ребенку внимательней. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в любви и ласке.
13-14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.
Памятка «Родительские истины»
- Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
- Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
- Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти.
- Не налагайте запретов. В природе ребенка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
- Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
- Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
- Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие.
- Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он просто их не слышит!
- Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
- Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
- Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность (опыт работы)
Данная презентация представляет опыт применения метода проектов в начальной школе. Ниже приведены слайды из презентации. Proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya_mladshih_klassov3.jpg Proektnaya_deyatel...
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ - ОСНОВА УСПЕШНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ».
Школа и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. Концепция модернизации российского образования подчеркив...
Проектная деятельность в работе с родителями
Данный проект реализуется в рамках Программы развития образовательно учреждения. Он направлен на создание условий для реализации активногос сотрудничества семьи и школы на основе ииновационных форм вз...
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ.
Презентации, проекты вошли в школьную жизнь и сейчас без них невозможно представить урок, школу....
Совместная проектная деятельность учителя, учащихся и родителей во внеклассной работе. Путешествие по сказкам Чуковского.
Чем увлечь ребенка? Как увлечь ребенка? Что предложить такое, чтобы загорелись глаза и открылась душа тебе на встречу?...
Инновационные формы и методы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.Как заинтере...
Особенности организации проектной деятельности в работе с младшими школьниками (из опыта работы)
Выступление на конференции (из опыта работы)...