Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности
статья
Этнокультурное образование — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_etnokulturnyy_komponent.doc | 1020 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Байтогская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Хантаева В.Х.
Доклад на тему: «Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности»
Подготовила: Хохоева Н.Б.
учитель начальных классов I квалификационной категории.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Этнокультурное образование — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации.
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Одним из видов реализации этнокультурного образования в моей деятельности являются проекты, как долгосрочные , так и краткосрочные. Эта форма работы является одной из актуальных, позволяющих развивать у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям, и потребность в их самостоятельном поиске. Метод проектов расширяет кругозор учащихся в области национальной культуры. Дети учатся слушать и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Они работают со справочной литературой, словарями, компьютером. Каждый человек кровно связан со своей малой родиной, своим происхождением и своими повседневными делами. Вот почему изучение местной культуры и умелое вплетение её в учебно–воспитательный процесс имеет столь важное значение в формировании личности ребёнка.
Источниками формирования самых положительных нравственно – психологических качеств, с точки зрения, народных традиций воспитания детей, являются родная природа, фольклор, мудрые и умные советы предков, конкретные трудовые дела, общение, этикет, быт, традиции, обычаи, народное искусство – словом, вся многогранная культура народа.
Ребёнок младшего школьного возраста по своей природе исследователь, который с большим интересом исследует и знакомится с окружающим миром. Стремление ребёнка к исследованию окружающей действительности предопределено и генетически. Очень важна именно ранняя организация проектно – исследовательской деятельности. Умения и навыки исследования, само постижения истины становятся особым стилем учебной деятельности, происходит трансформация обучения в самообучение. Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира, изобразительного искусства и внеурочная деятельность.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) возникает необходимость решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Правильно организованная проектная деятельность обеспечивает развитие творческих способностей, формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы в проекте является помощь со стороны родителей.
Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом.
Результатами такой деятельности являются долгосрочные проекты: «Конь в жизни бурят». В ходе этого проекта дети узнали происхождение лошади, породы, масти и значение этого животного для бурят. Путем поиска собраны загадки, пословицы, поговорки и стихи о лошади, которые были оформлены отдельными книжками. Проект «Ветераны» помог учащимся понять, насколько страшной оказалась война 1941-1945 годов. Общение с живыми свидетелями той войны вызвало чувство сопереживания и в то же время чувство гордости за своих бабушек и дедушек. Итогом этого проекта был проведен классный час «Дети – Герои Великой Отечественной войны », издан специальный выпуск журнала «Это день мы приближали, как могли», где был собран материал по ветеранам. Имеют место и краткосрочные проекты: «Мои домашние питомцы», «Мой любимый детский писатель», «Красная Книга» и др.
Так же я активно использую внеурочную деятельность и фольклорный кружок «Мушэхэн». Дети становятся участниками не только школьных мероприятий, но и муниципальных и сельских мероприятий. В прошедшем учебном году девочки моего класса стали победительницами межмуниципального детского фестиваля исполнителей бурятской песни «Баяртайб!» в номинации эстрадная песня. В муниципальном конкурсе видеоролика «Восхваляем бурятский язык» в рамках месячника бурятского языка - заняли 1 место. Хамнуева Виктория получила диплом за лучшее актерское мастерство в межмуниципальном празднике Сагаалган в деревне Мурамцовка. В 2018 году Тогмидон Виктория, Кускенова Дари и Хамнуева Виктория стали победительницами областного художественного конкурса «Сагаалган».
Работа по этнокультурному направлению в классе ведётся не только во внеурочное время, но и на уроках окружающего мира, литературного чтения. Мои ребята участвуют в различных конкурсах, мероприятиях, посвященных родному краю. К тому же это замечательная возможность объединить детей и взрослых общей целью, почувствовать радость от общения и совместного творчества.
Литература
- Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе./А.Б. Бычков – М., 2000.
- Матяш, Н.В., Симоненко, В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов./ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2004.
Результаты проекта:
Аппликация и рисунки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурный компонент в физическом воспитании через уроки физической культуры и во внеурочное время.
история физрической культуры и народные игры в школе...
Материалы учителей по двуязычию, этнокультурного компонента.
http://www.yktnews.ru/obshchestvo/ Значительная часть нерусского населения Республики Саха не знает язык своей национальности. По последним социологическим опросам бол...
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка
В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....
Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.
Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...
Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Большими возможностями по сохранению традиций и культурного ...
Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализа...
«Этнокультурный компонент в образовательной деятельности педагога»
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения велико...