Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности
статья на тему
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Большими возможностями по сохранению традиций и культурного наследия нашего народа располагает этнокультурный компонент в системе дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_etnokulturnyy_komponent_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Голева Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
МАОУ «Ёгвинская ООШ»
Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности.
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Большими возможностями по сохранению традиций и культурного наследия нашего народа располагает этнокультурный компонент в системе дополнительного образования. Это поиск и внедрение всего того, что способствует развитию творческих способностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, воспитывает патриота своей Родины, толерантного к народам мировой цивилизации. Приоритетным направлением для реализации этнокультурного компонента в системе дополнительного образования является краеведение.
Добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее России, необходимо начинать со знакомства малой родины. Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и исследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов. «Любовь к Родине - подчёркивал Сухомлинский - невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной Родины, кто дорожит родным словом».
При изучении краеведения в начальной школе открывается широкое поле для деятельности. Очень важно видеть цели и задачи, выстроить систему, которая избирается согласно возрастным особенностям учеников, предвидеть, по возможности, конечный результат. Составила программу, где главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу на основе национальной культуры, традиций через направления: природа, история, культура
Главная цель краеведения
воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край
Для достижения цели необходимо решение ряда задач
*образовательные: расширить и углубить знания учащихся по истории родного края и страны в целом;
*развивающие: развивать познавательный интерес к истории, традициям и культуре,
* воспитательные: воспитывать патриотов своего края, уважение к историческому прошлому своего народа,
Данная программа состоит из 5 разделов:
I Моя малая родина
II Традиции, обряды, ритуалы земли родной
III Жизнь знаменитых земляков
IV Природа нашего края
V Я и моя семья
Содержание программы
I раздел «Моя малая родина»
Здесь знакомлю учащихся с происхождением названия своего села, улиц, с достопримечательностями, с жизнью и культурно-бытовыми традициями ёгвинцев и коми - пермяков, праздниками и обычаями; через встречи, беседы, экскурсии. II раздел «Жизнь знаменитых земляков»
Направлен на знакомство учащихся с именами деятелей культуры, искусства села, округа
Дети знакомятся с произведениями искусства; создают свои рисунки, стихи.
В III разделе «Традиции, обряды земли родной»
Ведётся работа по знакомству с фольклором коми – пермяцкого народа и русского, со сказками, народными играми, музыкальными инструментами и т.д. Продолжаем встречи с бабушками и дедушками.
IV раздел «Природа нашего края» Задачи раздела: Расширить знания учащихся о природе, растительном и животном мире края; знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных; стремиться к сохранению природных богатств родного края.
В V разделе «Я и моя семья»
Дети знакомятся с историей возникновения имён, исследуют их происхождение. Учатся составлять генеалогическую таблицу своей семьи.
Сегодня особенно важно обратиться к национальным традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшие и младшие поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока еще живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.
Часто нашими гостями были родители и бабушки. Проект «Любимая игрушка» я бы назвала встречей трёх поколений. Все присутствующие дети, мамы и бабушки рассказали о своих любимых игрушках, пели песни, танцевали.
Знакомясь с устным народным творчеством дети учатся житейской мудрости, пробуют себя в роли актёров.
Чтобы заинтересовать и привлечь детей к изучению истории родного края, села провожу различные познавательные игры-викторины, экскурсии в природу, на предприятия. Обращаю внимание ребят на местные достопримечательности - отдельные дома односельчан, украшенные по коми- пермяцким и русским традициям. Часто с детьми бываем в окружном краеведческом музее, где проводятся выставки и беседы о природе, культурных памятниках, знаменитых людях округа и Пермского края.
Мероприятие «Тайны бабушкиного чердака» запомнилось и понравилось детям. Само оформление помещения погружало учащихся и гостей в старину: керосиновые лампы, самовары, вышитые полотенца, деревянная посуда, макет русской печи. Учащиеся подготовили сообщения о старинных предметах быта коми-пермяков, бабушки рассказали и показали, как они ткали, пряли, исполняли коми-пермяцкие песни и частушки.
С большим удовольствием дети лепят игрушки, вышивают, рисуют и ежегодно участвуют в районных, окружных выставках рисунков и декоративно-прикладного искусства. А сколько хороших впечатлений у детей после встреч с талантливыми, знаменитыми людьми нашего села.
Увлечённо и интересно проводит библиотечные занятия сельский библиотекарь Пахорукова Валентина Федосеевна.
С ученицей Томилиной Александрой участвовали в муниципальном конкурсе исследовательских работ, заняли 2 место.
Уже стало традицией выступать перед односельчанами. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Изучение этнокультурного компонента располагает большими возможностями для сохранения традиций и культурного наследия нашего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этнокультурный компонент в физическом воспитании через уроки физической культуры и во внеурочное время.
история физрической культуры и народные игры в школе...
Материалы учителей по двуязычию, этнокультурного компонента.
http://www.yktnews.ru/obshchestvo/ Значительная часть нерусского населения Республики Саха не знает язык своей национальности. По последним социологическим опросам бол...
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка
В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....
Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.
Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...
Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников
Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализа...
Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности
Этнокультурное образование — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и соци...
«Этнокультурный компонент в образовательной деятельности педагога»
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения велико...