Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности
статья на тему

Голева Татьяна Михайловна

     Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Большими возможностями по сохранению традиций и культурного наследия нашего народа располагает этнокультурный компонент в  системе дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Голева Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

МАОУ «Ёгвинская ООШ»

Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности.

     Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Большими возможностями по сохранению традиций и культурного наследия нашего народа располагает этнокультурный компонент в  системе дополнительного образования. Это поиск и внедрение всего того, что способствует развитию творческих  способностей  ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы,  воспитывает патриота своей Родины,  толерантного к народам мировой цивилизации.  Приоритетным направлением для реализации этнокультурного компонента в системе дополнительного образования  является краеведение.

    Добиться того, чтобы воспитанника  уже в детстве волновало настоящее и  будущее России, необходимо начинать  со знакомства  малой родины.  Малая территория наиболее доступна для непосредственных личных наблюдений и исследований, экскурсий и сбора всякого рода материалов.  «Любовь к Родине - подчёркивал Сухомлинский - невозможна без любви к родному слову.  Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту, величие и могущество нашей многонациональной  Родины, кто дорожит родным словом».

       При изучении краеведения в начальной школе открывается широкое поле для деятельности. Очень важно видеть цели и задачи, выстроить систему, которая избирается согласно возрастным особенностям учеников, предвидеть, по возможности, конечный результат.  Составила программу,  где  главной задачей  работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу на основе национальной культуры, традиций   через  направления:  природа,   история,  культура

Главная цель краеведения                                    

воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край

Для достижения цели  необходимо решение ряда задач

*образовательные: расширить и углубить знания учащихся по истории родного края и страны в целом;

*развивающие: развивать  познавательный интерес к истории, традициям и  культуре,

* воспитательные: воспитывать  патриотов своего края, уважение к историческому прошлому своего народа,

Данная программа состоит из 5 разделов:

I    Моя малая родина

     II   Традиции, обряды, ритуалы земли родной

    III   Жизнь   знаменитых  земляков

     IV   Природа нашего края

V    Я и моя семья

Содержание программы

I раздел  «Моя малая родина»

         Здесь знакомлю учащихся с происхождением названия  своего села, улиц, с достопримечательностями,   с жизнью и культурно-бытовыми традициями  ёгвинцев и коми - пермяков, праздниками и обычаями; через  встречи, беседы,  экскурсии.                                                   II раздел   «Жизнь   знаменитых   земляков»

      Направлен на   знакомство   учащихся с именами деятелей культуры,  искусства села, округа

Дети знакомятся с произведениями искусства; создают  свои рисунки, стихи.

В III  разделе  «Традиции, обряды земли родной»

Ведётся работа  по знакомству с фольклором коми – пермяцкого народа и русского,  со сказками,  народными играми, музыкальными инструментами и т.д. Продолжаем  встречи с бабушками  и дедушками.

  IV раздел   «Природа нашего края» Задачи раздела:  Расширить  знания учащихся о природе, растительном и животном мире края; знакомить с лекарственными растениями и редкими видами животных; стремиться к сохранению природных богатств родного края.

В V разделе  «Я и моя семья»  

           Дети знакомятся с историей возникновения имён,  исследуют  их происхождение.  Учатся составлять генеалогическую таблицу своей семьи.

             Сегодня особенно важно обратиться к национальным традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшие и младшие поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока еще живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу.

Часто нашими гостями были  родители и бабушки. Проект «Любимая игрушка» я бы назвала встречей  трёх поколений.  Все присутствующие дети, мамы и бабушки рассказали о своих любимых игрушках, пели песни, танцевали.

Знакомясь с устным народным творчеством  дети учатся житейской мудрости, пробуют себя в роли актёров.

      Чтобы заинтересовать и привлечь детей к изучению истории родного края, села провожу различные познавательные игры-викторины, экскурсии в природу, на предприятия. Обращаю внимание ребят на местные достопримечательности - отдельные дома односельчан, украшенные по коми- пермяцким и русским традициям.  Часто с детьми бываем в окружном краеведческом музее, где проводятся выставки и беседы о природе, культурных памятниках, знаменитых людях округа и Пермского края.

Мероприятие «Тайны бабушкиного чердака» запомнилось и понравилось детям.  Само оформление помещения погружало учащихся и гостей в старину: керосиновые лампы, самовары, вышитые полотенца, деревянная посуда, макет русской печи. Учащиеся подготовили сообщения о  старинных предметах быта коми-пермяков,  бабушки рассказали и показали,  как они ткали, пряли, исполняли коми-пермяцкие  песни и частушки.

 С большим удовольствием дети   лепят игрушки, вышивают, рисуют и ежегодно участвуют в районных, окружных  выставках рисунков и декоративно-прикладного искусства.                                                                                                                                           А сколько хороших впечатлений у детей после встреч с талантливыми, знаменитыми людьми нашего села.

Увлечённо и интересно проводит библиотечные занятия сельский библиотекарь Пахорукова Валентина Федосеевна.

С ученицей Томилиной Александрой участвовали в муниципальном конкурсе исследовательских работ, заняли 2 место.

Уже стало традицией выступать перед односельчанами.                                                                            Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то всё лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Изучение этнокультурного компонента располагает большими возможностями для сохранения традиций и культурного наследия нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы учителей по двуязычию, этнокультурного компонента.

http://www.yktnews.ru/obshchestvo/         Значительная часть нерусского населения Республики Саха не знает язык своей национальности. По последним социологическим опросам бол...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка

В работе говорится об использовании текстов этнокультурной (марийской) тематики на уроках. Подобран дополнительный материал к грамматическим темам....

Использование этнокультурного компонента на уроках в начальной школе.

Этнокультурный подход нацелен на овладение учащимися начальных классов основ народной культуры. Это может происходить разными способами, в том числе и на основе усвоения учащимися этнокультуроведческо...

Реализация этнокультурных технологий во внеурочной деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. В данной статье рассказывается о реализа...

Этнокультурный компонент во внеурочной деятельности

Этнокультурное образование  — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и соци...

«Этнокультурный компонент в образовательной деятельности педагога»

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения велико...