«Этнокультурный компонент в образовательной деятельности педагога»
статья

Лешина Вера Васильевна

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как они являются важнейшими трансляторами национальной и мировой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_etnokulturnyy_komponent.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Этнокультурный компонент

в образовательной деятельности педагога»

                                               
Язык – это история народа.

Язык – это путь цивилизации и культуры.

Александр Куприн

      Этнокультурный компонент – это всё то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей Родины, человека высоконравственного, толерантного к народам мировой цивилизации. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Изучение этнокультурных явлений — это необходимое условие, которое способствует развитию этнокультурного образования. Большая роль для развития этнокультурного образования возложена на учебные заведения. Так как они являются важнейшими трансляторами национальной и мировой культуры.

     В настоящее время мы по новому стали относиться к традициям, праздникам, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, которое нам досталось от наших предков. Поэтому для нас важно приобщить детей школьного возраста к истокам национальных культур.

     В образовательных учреждениях происходит приобщение детей к истории, природе родного края, к культуре, к знакомству с родным краем, с прошлым родного края. В результате этой работы у детей формируется становление личности, мировоззрение, мироощущение, нравственное, социальное и эстетическое развитие.

    Это интересная, насыщенная, манящая и яркая жизнь не оставит равнодушными детей.

    Этнокультурный компонент — это путь к общенародной культуре. Это средство возрождения красоты, самостоятельности, индивидуальности, познавательной активности, приобщение к самобытности народа.

      Этнокультурное образование ориентировано на развитие и социализацию личности как субъекта конкретного этноса и представителя мирового сообщества, способного к самоопределению в условиях современной цивилизации. Оно призвано решить триединую задачу: в этнокультурном плане – воспитание личности – носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном – формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном – приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.

Этническая культура, построенная на целостности, системности мировосприятия способствует формированию гармоничной целостной личности.

    Задачей школы стало последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира. Одним из способов внедрения этнокультурного компонента стала корректировка учебного плана и программ, а также разработка и внедрение педагогических технологий и авторских программ, отражающих основные направления школы с этнокультурным компонентом. Именно образованный человек причастен к исторической и культурной традиции. Он ощущает принадлежность к определенной общности и народу, у него сформированы культурные потребности: стремление к нравственности, осмысленной деятельности, красоте, высшим духовным началам. Другое образовательное требование - понимание и принятие иной культуры. Лишь при взаимодействии, диалоге культур проявляются принципы и особенности каждой отдельной культуры. 

   Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания. 

   Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Многогранная деятельность нашего образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

   В основе этнокультурного образования лежит позитивное восприятие школьниками своего исторического прошлого, раскрытия глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождения лучших народных традиций. Главная задача этнокультурного образования - сплочение этнически разноаспектного и мозаичного образования в единое образовательное, воспитательное пространство, объединяемое общими ценностями высокой духовной российской культуры, основанной на принципах гуманизма, толерантности и культуры мира.

   В школе обучаются и воспитываются дети разных национальностей. Как сделать так, чтобы каждому ученику было комфортно в нашей школе, создать такие организационно-педагогические условия для успешного развития всех учащихся, чтобы наши выпускники были социально адаптированы к жизни, функционально грамотны, воспитаны и открыты?

   Задача педагогов, родителей – научить детей строить общение, выстраивать межличностные отношения, опираясь на принципы культуры.

   Я считаю, что народную игру можно в первую очередь использовать как этнокультурный компонент образовательной деятельности учителей  школ на занятиях по внеурочной деятельности, воспитательных мероприятиях. Играть можно в любом возрасте. Это самый быстрый и доступный способ знакомства с национальными традициями; культурными, социальными и духовными ценностями народа. Через игру учащиеся осваивают  социальные стереотипы поведения взрослой жизни, проявляют свою причастность к ней. Узнают определенный исторический момент развития общества  и его изменения под влиянием различных факторов: социально-политических, экономических и культурных.   Знакомятся с народным календарем, праздниками и обычаями, играми и песнями, которые их сопровождают.  Знакомятся с укладом жизни того или иного  народа. С отношениями  между старшими и младшими, с общениями  между мужским и женским полами, с нормами  семейного отношения. Через игру происходит знакомство с предметами быта  , старинными названиями и их современными аналогами; названиями элементов мужского и женского костюма. Народные игры  часто сопровождаются пением. Поэтому, играя в игры, учащиеся еще узнают и особенности пения в народной манере. В игре предполагается многократное повторение одного и того песенного материала.  Игры влияют на раскрепощение учащихся, сразу вызывают положительный интерес.  Помогают быстро понять поставленную перед ними задачу, исключают монотонность при повторении одного и того же  песенного сопровождения игры. Благодаря именно игре дети не испытывают страха ошибиться или спеть не правильно,  они не задумываются над сложностью взятых на себя ролей, они  просто играют, принимая игровую ситуацию. У них снимается психофизический момент застенчивости. Учащиеся не стесняются громко, во весь голос крикнуть  или пропеть определенный звук, ту или иную фразу из музыкального сопровождения игры.       Используемые на занятиях игровые ситуации помогают педагогу удерживать  внимание учащихся в течение долгого времени. Дети входят в образ, эмоционально передают различное музыкальное внутренне состояние этого образа, сравнивают, у кого данный образ получился интереснее. Даже замечание детям делать легче, когда они находятся в образе. Ведь в этом случае педагог оценивает не самого учащегося как личность, а  исправляет образ, в котором он находится.

   

  Таким образом, школа открывает большие возможности для тех, кто хочет и может учиться. И наша задача – привить любовь к предмету, к родному языку. Ведь язык позволяет лучше узнать мир, историю и культуру своего народа. И чем больше знает человек, тем легче и точнее он ощущает связь времен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми на тему: «Птицы»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельностипедагога с детьми на тему: «Птицы»...

ИНФОРМАЦИЯ о продуктивности образовательной деятельности педагога

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией  (качество  знаний с учетом статуса образовательной организацииДинамика результатов ...

Продуктивность образовательной деятельности педагога

Выявление особых образовательных потребностей...

Продуктивность образовательной деятельности педагога

Таблицы, графики отображающие продуктивность образовательной деятельности....

Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»

Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательных технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном

Продукты интеллектуальной деятельности педагога, Гадзевой Ж.В., использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся. Использование новых образовательны...