Эссе "Я - учитель"
статья
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - учитель»
«Верь сам в себя наперекор вселенной»
(Р.Киплинг)
Четыре раза по сорок пять - что это? Нет, это не математическая задачка, а школьный день! Вроде всё просто: урок, переменка, вновь урок. Замкнутый круг, да и только! Неужели, действительно, ничего удивительного?
Помню себя маленькой, первоклассницей. После школы рассаживала своих кукол и объясняла то, что запомнила на уроках. Как было всё просто: они сидят и слушают. А вот более зрелые годы: стоит тишина, сижу за столом и перелистываю страницы заветной книги: Чингиз Айтматов «Первый учитель». Удивительно, как «малограмотный парень, сам с трудом читавший по слогам, не имевший под рукой ни единого учебника» отважился обучать грамоте детей. Не помню, где и когда появилась у меня книга, но появление ее считаю чудесным и судьбоносным. Полка заполнена плотным строем книг. Среди них те, которые воспитали во мне глубокое уважение к профессии учителя: Вениамин Каверин «Два капитана», Виктор Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Перечитываю, и вновь открывается, то, на что раньше не обращала внимание: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов». (В.Астафьев)
Прошли годы. Я - учитель начальных классов. Первое сентября и мой первый урок. Ощущения - смесь волнения и удивления. «Неужели я настоящая учительница, а это мои ученики?!» Незаметно пролетело четырнадцать лет. Великая миссия учителя - нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребенку открывать мир во всём его богатстве и многообразии, а значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия посвящены единственной цели - всесторонне развивать личность ребенка.
Из чего состоит школьный день? На мой взгляд, прежде всего из встреч с учениками и новыми открытиями в них и в себе. Каждый школьный день незаметно отмеряет мгновения: оглянешься, а твои первоклашки уже выросли: легко ориентируются в школьном пространстве, умеют задавать вопросы и находить ответы, понимают других. И особое место этого понимания отводится учителю. Иногда не так значимо услышать правильный ответ о фонеме или о решении арифметической задачи. Важнее увидеть остановившийся на тебе взгляд, ждущий согласия, почувствовать теплую руку, которую протянул ученик к тебе в знак благодарности.
Перед глазами вечная галерея родных лиц, твоих учеников. Все они -разные. Один – мечтатель, другой – непоседа. Третий увлеченно читает энциклопедии даже на уроке, спрятав книгу под партой. Четвертый «родился с компьютерной мышью в руках», думает о том, когда закончится урок и можно сразиться с монстрами. Что же делать учителю, как собрать в одну связку этих непоседливых, уже умеющих заявить о себе или криком, или взглядом исподлобья, или молчанием. Бывает трудно найти золотую середину грамотного общения с детьми, к каждому нужно найти особый подход, увлечь его и научить учиться. «Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком», - считал В. Сухомлинский. Умный учитель - всегда гибкий и тонкий стратег. Главное спокойствие, как сказал мудрый, «в меру упитанный» герой любимой детской сказки. А еще, на мой взгляд, необходимо обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности, создать ситуацию успеха. «Верь сам в себя наперекор вселенной!»
Современный учитель обладает коммуникабельностью, креативностью, верой в каждого ребенка, педагогическим оптимизмом, способностью к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Мало стать мастером своего дела - надо самому быть интересным человеком, творческой личностью, чтобы быть принятым учениками и развивать эти качества у них. Каким гражданином вырастет ребенок, зависит от того, что он сумеет увидеть в окружающем мире, что его изумит и восхитит в нем.
Не секрет, что в школе интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Помогают мне в этом применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения: проблемное обучение, проектная деятельность, технология развития критического мышления, ТРИЗ - технология, технология продуктивного чтения.
Всё в жизни человека начинается с детства, которое берет истоки из семьи и школы. Два великих предназначения на земле: учить и воспитывать. Как же сделать так, чтобы два социальных института в жизни ребенка шли рука об руку, были сотрудниками в заложении фундамента для строительства характера человека, в великом деле формирования личности гражданина своей страны и направляли бы его жизнь в будущем?
К данному вопросу в последнее время обращаются особенно часто. "Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут". (В.Путин) С первого дня и на протяжении четырех лет помогают родители моих учеников. Отличительная черта нашего сотрудничества – это взаимное доверие и уважение, доброжелательная атмосфера, заинтересованность в результате. «Всегда вместе!»-наш девиз.
Быть учителем сложно и ответственно. Будни захватывают: планы, журналы, тетради, родители, администрация… Но, вспоминая детские ожидающие глаза, данные им обещания, торопишься на урок. Если каждый день спешит учитель в школу, чтобы просто сказать: «Здравствуйте!», улыбнуться озорным ученикам, вселить в них уверенность и каждой клеточкой ощущать свою нужность быть здесь и сейчас, значит, школьный день непрост, а удивителен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
Эссе учителя "Ради чего учителю творить?"
Надо ли стремиться к своему самосовершенствованию? Ради чего учителю творить? Не претендуя на исчерпывающие ответы, попробую поразмышлять на эту тему....
Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.
Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны учителя начальных классов МКОУ СОШ №12
МАТЕРИАЛЫ участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в номинации «Лучший учитель» Мирзоевой Замины Гаджиевны...