Занимательная математика
материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 2 г. Ак-Довурака
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___ от __2019г. | Согласовано Зам по ВВР: Ч.А.Чульдум от « __»____2019г. | Утверждена приказом №__от «____2019г Директор _____ Чыдат Ч.К |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
для 3 класса
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Хертек Шенне Орлановна
учитель начальных классов,
категория: б/к.
г. Ак-Довурак 2019
Пояснительная записка
Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще интеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Задачи курса:
Обучающие:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- развитие памяти, личностной сферы.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать познавательную активность учащихся, интерес к математики;
- развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические сказки.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ)
Формы проведения занятий
В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
- конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-игры-состязания, КВН.
-игра - соревнование.
Формы подведения итогов работы.
Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс знатоков».
Место учебного предмета в учебном плане: на 2019-2020 уч. г. на изучение курса «Занимательная математика» в 3 классе отводится 34 часов (1 час в неделю).
Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Количество часов | |||
Всего | Теория | практика | |||
1 | Как люди научились считать. Разные системы счисления. | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
2 | Математика – это интересно. | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
3 | Числа – великаны. Загадки – смекалки. | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
4 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
5 | Сообрази. Узнай цифру. | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
6 | Путешествие точки. | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
7 | Волшебная линейка | 1 | 15мин. | 25 мин. | |
8 | Праздник числа 10 | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
9 | Семь чудес света | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
10 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
11 | Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
12 | Игра - соревнование «Весёлый счёт» | 1 | 10 мин. | 30мин. | |
13 | Игры с кубиками | 1 | 10 мин. | 30мин. | |
14 | Математическая викторина | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
15-16 | Лего - конструкторы | 2 | 15 мин. | 25 мин. | |
17 | Весёлая геометрия | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
18 | Математическая карусель | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
19 | Математическое путешествие | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
20 | Уголки | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
21 | Игра в магазин. Монеты. | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
22 | Конкурс Знатоков математики | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
23 | Весёлые задания | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
24-25 | Спичечный конструктор | 2 | 15 мин. | 25 мин. | |
26 | Прятки с фигурами | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
27 | Математический КВН | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
28 | Математические игры | 1 | 10 мин. | 30 мин. | |
29 | Математический аукцион | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
30 | Игры с кубиками | 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
31-32 | Числовые головоломки | 2 | 15 мин. | 25 мин. | |
33 | Час весёлой математики
| 1 | 15 мин. | 25 мин. | |
34 | Конкурс знатоков | 1 | 40 мин. | ||
Итого | 34 ч. |
Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Средством достижения этих результатов служит организация парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100
– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;
– решать задачи в 2–3 действия;
– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;
– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;
– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;
– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;
– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;
– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
– заполнять магические квадраты размером 3х3;
– находить число перестановок не более чем из трех элементов;
– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;
– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Универсальные учебные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Срок реализации рабочей учебной программы: 1 год.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Формы и методы | Тип урока | Дата план | Дата факт | Примечание |
1 | Как люди научились считать. Разные системы счисления. | 1 | математ.игры, легенда,
| фронтальная, групповая | 05.09. | ||
2 | Математика – это интересно. | 1 | математ.игры, считалки | парная | 12.09. | ||
3 | Числа – великаны. Загадки – смекалки. | 1 | математ.игры, ребусы | фронтальная, парная | 19.09. | ||
4 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | математ.игры, считалки | индивдуальная | 26.09. | ||
5 | Сообрази. Узнай цифру. | 1 | математ.игры, | фронтальная, групповая | 03.10 | ||
6 | Путешествие точки. | 1 | математические головоломки, занимательные задачи | фронтальная, парная | 10.10 | ||
7 | Волшебная линейка | 1 | математические головоломки, занимательные задачи | индивдуальная | 17.10. | ||
8 | Праздник числа 100 | 1 | математ.игры, | индивдуальная | 24.10 | ||
9 | Семь чудес света | 1 | математ.игры, | фронтальная, групповая | 31.10. | ||
10 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 1 | математические головоломки, занимательные задачи | индивдуальная | 14.11. | ||
11 | Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. | 1 | математ.игры, | парная | 21.11. | ||
12 | Игра - соревнование «Весёлый счёт» | 1 | фронтальная, парная | 28.11 | |||
13 | Игры с кубиками | 1 | математ.игры, | фронтальная, групповая | 05.12. | ||
14 | Математическая викторина | 1 | математ.игры, | индивдуальная | 12.12. | ||
15
| Лего - конструкторы | 1 | математ.игры, | парная | 19.12 | ||
16 | Лего - конструкторы | 1 | конструктор | фронтальная, парная | 26.12 | ||
17 | Весёлая геометрия | 1 | Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», | фронтальная, групповая | 09.01 | ||
18 | Математическая карусель | 1 | математические головоломки, занимательные задачи | индивдуальная | 16.01. | ||
19 | Математическое путешествие | 1 | Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» | парная | 23.01. | ||
20 | Уголки | 1 | Весёлые задачи, ребусы. | фронтальная, парная | 30.01. | ||
21 | Игра в магазин. Монеты. | 1 | Весёлые задачи, ребусы.игры | фронтальная, групповая | 06.02. | ||
22 | Конкурс Знатоков математики | 1 | математ.игры, | индивдуальная | 13.02. | ||
23 | Весёлые задания | 1 | Весёлые задачи, ребусы. | парная | 20.02 | ||
24
| Спичечный конструктор | 1 | математ.игры | фронтальная, парная | 27.02. | ||
25 | Спичечный конструктор | 1 | математ.игры | фронтальная, групповая | 06.03. | ||
26 | Прятки с фигурами | 1 | Весёлые задачи, ребусы. | индивдуальная | 13.03. | ||
27 | Математический КВН | 1 | парная | 20.03. | |||
28 | Математические игры | 1 | математ.игры, | фронтальная, групповая | 03.04. | ||
29 | Математический аукцион | 1 | парная | 10.04. | |||
30 | Игры с кубиками | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь» | индивдуальная | 17.04. | ||
31 | Числовые головоломки | 1 | Весёлые задачи, ребусы. | фронтальная, групповая | 24.04. | ||
32 | Числовые головоломки | 1 | Весёлые задачи, ребусы | фронтальная, парная | 08.05. | ||
33 | Час весёлой математики
| 1 | загадки, задачи, блиц – опрос. | парная | 15.05. | ||
34 | Конкурс знатоков | 1 | Весёлые задачи, ребусы. загадки, задачи, блиц – опрос. | индивдуальная | 22.05. | ||
Итого: | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Занимательная математика"
Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...
Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса
Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику деятельности обучающихся, программа содержит поясните...
Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"
Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»Тип. Интеллектуальная игра.Форма. Состя...
кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»
Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса разработана в...