Занимательная математика
материал (3 класс)

Ооржак Шенне Валерьевна

Разработка по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение средняя

  общеобразовательная  школа № 2 г. Ак-Довурака

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №___ от __2019г.

Согласовано

Зам по ВВР:          Ч.А.Чульдум

 от « __»____2019г.

Утверждена

приказом №__от «____2019г

Директор _____ Чыдат Ч.К        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

        для 3 класса        

на 2019 - 2020 учебный год

                                                         

Составитель: Хертек Шенне Орлановна

учитель начальных классов,

категория: б/к.

                                     

г. Ак-Довурак 2019

Пояснительная записка

           Программа курса «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще интеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

 Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи курса:

Обучающие:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного  воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
  • развитие памяти, личностной сферы.

 

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность  учащихся, интерес  к  математики;
  • развивать смекалку и сообразительность, внимание и сообразительности;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное  влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями  рассуждений, овладение элементарными  навыками исследовательской деятельности позволят  обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

        В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа рассчитана на учащихся 3 класса.  

        Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

         Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, математические игры, дидактический и раздаточный материал, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические  сказки.  

 Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Межпредметные связи (литература, русский язык, изобразительное искусство, музыка, ИКТ)  

Формы проведения занятий

 В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры с мячом;

-работа с конструкторами;

- конкурсы знатоков;

-игровые занятия;

-игры-состязания, КВН.

-игра - соревнование.

Формы подведения итогов работы.

Формой подведения итога курса «Занимательная математика» является «Конкурс  знатоков».  

Место учебного предмета в учебном плане: на 2019-2020 уч. г. на изучение курса «Занимательная математика» в 3   классе отводится 34 часов (1 час в неделю).

Тематическое планирование.

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

1

10 мин.

30 мин.

2

Математика – это интересно.

1

10 мин.

30 мин.

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

15 мин.

25 мин.

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

15 мин.

25 мин.

5

Сообрази. Узнай цифру.

1

15 мин.

25 мин.

6

Путешествие   точки.              

1

15 мин.

25 мин.

7

Волшебная линейка

1

15мин.

25 мин.

8

Праздник числа 10

1

15 мин.

25 мин.

9

Семь чудес света

1

15 мин.

25 мин.

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

15 мин.

25 мин.

11

Разрезание  клетчатых фигур. Правило крайнего.

1

10 мин.

30 мин.

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

10 мин.

30мин.

13

Игры с кубиками

1

10 мин.

30мин.

14

Математическая викторина

1

15 мин.

25 мин.

15-16

Лего - конструкторы

2

15 мин.

25 мин.

17

Весёлая геометрия

1

15 мин.

25 мин.

18

Математическая карусель

1

15 мин.

25 мин.

19

Математическое путешествие

1

10 мин.

30 мин.

20

Уголки

1

10 мин.

30 мин.

21

Игра в магазин. Монеты.

1

10 мин.

30 мин.

22

Конкурс  Знатоков математики

1

15 мин.

25 мин.

23

Весёлые задания

1

15 мин.

25 мин.

24-25

Спичечный конструктор

2

15 мин.

25 мин.

26

Прятки с фигурами

1

10 мин.

30 мин.

27

Математический КВН

1

10 мин.

30 мин.

28

Математические игры

1

10 мин.

30 мин.

29

Математический аукцион

1

15 мин.

25 мин.

30

Игры с кубиками

1

15 мин.

25 мин.

31-32

Числовые головоломки

2

15 мин.

25 мин.

 

33

Час  весёлой математики

 

1

15 мин.

25 мин.

34

Конкурс знатоков

1

40 мин.

Итого

34 ч.

 

Планируемые результаты освоения программы

 Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Средством достижения этих результатов служит организация   парно-групповой работы.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на занятии.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).

          Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

 – выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

–   решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

 Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм  решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.  Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Срок реализации рабочей учебной программы: 1 год.

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

Формы и методы

Тип урока

Дата

план

Дата

факт

Примечание

1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

1

математ.игры,

легенда,

 

фронтальная,

групповая

05.09.

2

Математика – это интересно.

1

математ.игры,

считалки

парная

12.09.

3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

1

математ.игры,

ребусы

фронтальная,

парная

19.09.

4

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

математ.игры,

считалки

индивдуальная

26.09.

5

Сообрази. Узнай цифру.

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

03.10

6

Путешествие   точки.              

1

математические    головоломки, занимательные задачи

фронтальная,

парная

10.10

7

Волшебная линейка

1

математические    головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

17.10.

8

Праздник числа 100

1

математ.игры,

индивдуальная

24.10

9

Семь чудес света

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

31.10.

10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

математические    головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

14.11.

11

Разрезание  клетчатых фигур. Правило крайнего.

1

математ.игры,

парная

21.11.

12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

1

фронтальная,

парная

28.11

13

Игры с кубиками

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

05.12.

14

Математическая викторина

1

математ.игры,

индивдуальная

12.12.

15

 

Лего - конструкторы

1

математ.игры,

парная

19.12

16

Лего - конструкторы

1

конструктор

фронтальная,

парная

26.12

17

Весёлая геометрия

1

 Игры   «Крестики-нолики»,   «Крестики-нолики   на   бесконечной   доске»,      

фронтальная,

групповая

09.01

18

Математическая карусель

1

математические    головоломки, занимательные задачи

индивдуальная

16.01.

19

Математическое путешествие

1

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры  с   набором   «Карточки-считалочки»

парная

23.01.

20

Уголки

1

 Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

парная

30.01.

21

Игра в магазин. Монеты.

1

Весёлые задачи, ребусы.игры

фронтальная,

групповая

06.02.

22

Конкурс  Знатоков математики

1

математ.игры,

индивдуальная

13.02.

23

Весёлые задания

1

Весёлые задачи, ребусы.

парная

20.02

24

 

Спичечный конструктор

1

математ.игры

фронтальная,

парная

27.02.

25

Спичечный конструктор

1

математ.игры

фронтальная,

групповая

06.03.

26

Прятки с фигурами

1

Весёлые задачи, ребусы.

индивдуальная

13.03.

27

Математический КВН

1

парная

20.03.

28

Математические игры

1

математ.игры,

фронтальная,

групповая

03.04.

29

Математический аукцион

1

парная

10.04.

30

Игры с кубиками

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День  и ночь»

индивдуальная

17.04.

31

Числовые головоломки

1

Весёлые задачи, ребусы.

фронтальная,

групповая

24.04.

 32

Числовые головоломки

1

Весёлые задачи, ребусы

фронтальная,

парная

08.05.

 33

Час  весёлой математики

 

1

загадки, задачи, блиц – опрос.

парная

15.05.

34

Конкурс знатоков

1

Весёлые задачи, ребусы. загадки, задачи, блиц – опрос.

индивдуальная

22.05.

Итого:

34 ч

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...