Школа общения
материал (3 класс)

Ооржак Шенне Валерьевна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_obshcheniya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова; инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС   » и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников  и в  соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;
  • гражданская идентификация;
  • общечеловеческие ценности;
  • поликультурный мир;
  • личное нравственное самосовершенствование.

Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Общая характеристика факультатива

Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Уроки правильного общения».

    Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

   Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

 -  личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире

человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать  эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

  Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность.

Место  факультатива в учебном плане.

 «Школа общения» являются компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 1 час в недели, 34 часов в  год.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения курса «Уроки правильного общения ».

           В процессе освоения материалов клуба ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,  значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах клуба содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

 Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Содержание программы:

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

 Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом.

 Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

 Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

  • Использовать в речи слова вежливости.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
  • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

 Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

 Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
  • Оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

 Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.  Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

  • Использовать доброжелательный тон в общении.
  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Срок реализации рабочей учебной программы: 1 год.

Календарно-тематическое планирование

« Уроки правильного общения».

3 класс

 

п/п

Тема

Кол.

часов

Дата

по плану

Дата

фактически

Примечание

Школьный этикет 2 часа

1

 Взаимопомощь Закрепление правил поведения на уроке. Разыгрывание сценок. Анализ поведения героев сказок

2

08.09

15.09

2

Обсуждение предложенных ситуаций. Формулирование правил поведения на уроке.

1

22.09

Правила общения  4 часа

 3

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

2

29.09

06.10

 4

Практическое занятие. Формулирование правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

3

13.10

20.10

27.10

5

Практическое занятие

2

10.11

17.11

О трудолюбии 5 часов

6

Как организовать свой труд Чтение и обсуждение отрывков детских книг

1

24.11

 7

1

01.12

 8

Чтение и обсуждение отрывков детских книг

3

08.12

15.12

22.12

9

2

29.12

12.01

10

Конкурс рассказов.

2

19.01

26.01

Культура внешнего вида 3 часа

11

Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

3

02.02.

09.02

16.02

12

Игровые моменты, рассматривание различных ситуаций

2

02.03

09.03

13

Правила опрятности

2

16.03

23.03

Внешкольный этикет 9 часов

 14

Особенность вежливого поведения

2

06.04

13.04

15

Правила поведения в обществе

2

20.04

27.04

16

Письменная грамотность

3

04.05

11.05

18.05

17

Итоговый урок – зачет

1

25.05

Итого:

34 часов

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"

Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения...

Школа общения

Из опыта работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями.     У детей с отклонениями в развитии имеются проблемы поведенческих расстройств. Поэтому одной из главных з...

Программа развивающих занятий для 3-х классов "Школа общения"

Занятия по данной программе дадут возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал ,позволяющий понять себя и другого....

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома (начальная школа) "Общение"

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться п...

программа «Школа общения»

цикл психологических занятий для детей, посещающих летний лагерь с дневным пребыванием...