Доклад на тему "Групповая работа"
учебно-методический материал (4 класс)

Сахинова Анна Захаровна

Доклад на тему "Групповая работа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_rabota.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Технология организации групповой работы

Развитие  основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться», используя при этом инновационную деятельность, направленную  на повышение качества образования.

Умение учиться – это, по мнению профессора Г.А.Цукерман, новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества.

Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем в виду возможность дать каждому ребёнку:  

-  эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.

Групповая работа на уроках весьма привлекает учеников, а также учителей, работающих с ними.

Целью ГР является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Задачи групповой работы:

1.Активизация познавательной деятельности  

2.Развитие навыков самостоятельной учебной  деятельности

3. Развитие умений успешного общения

4.Совершенствование   межличностных отношений в классе

Плюсы

Минусы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе

  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Варианты комплектования групп:

  1. по желанию
  2. случайным образом
  3. по определенному признаку
  4. по выбору «лидера»
  5. по выбору педагога

Группа по желанию

Учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах:

1. Разделитесь на группы по … человек в каждой.

2. Разделитесь на  одинаковые группы.

Случайным образом

Группа, формируемая по принципу случайности.. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д.

По определенному признаку

кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами

Группа по выбору лидера

Формирование группы лидером.

Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так:

а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске;

б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы).

 Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования).

Группа по выбору педагога

Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью».

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты нужно ставить так, чтобы каждый ребёнок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы. Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.

 Виды групповой работы.

К  видам групповой работы относятся:

  1. Работа в паре
  2. «Мозговой штурм»
  3. Игра «Продолжи»
  4. Охота за сокровищами.
  5. Снежный ком.
  6. Мозаичная группа (пазлы).
  7. Прием «Зигзаг» или «Отсюда – туда»

Какие виды групповой работы чаще всего использую на уроке.

                                                    Парная работа

Этот простейший вид групповой, может быть использован уже с первых дней  обучения в первом классе: при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики.  Согласно методике, разработанной доцентом М.А. Мкртчаном,  И.Г. Литвинской и другими учителями, во время работы в паре один учащийся  говорит, другой  слушает. По команде учителя, который следит и за временем работы в паре, каждый участник является попеременно:  то учеником, то учителем; ближайшая цель каждого ученика — учить других всему, что знаешь сам; каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но также за знания и учебные успехи товарищей. Такая форма известна еще под названием работы в парах сменного состава. 


 «Мозговой штурм»

Каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Во время мозгового штурма я не обсуждаю, какая идея плохая, какая хорошая. Записываю все предложенные идеи, стараюсь, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

                                       Игра «Продолжи».

Задания разного рода выполняются группой «по цепочке».Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д. и т.п.)

                                   Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

                                          Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

                                         Мозаичная группа (пазлы)

Еще один возможный вариант сотрудничества, кооперации и повышения уровня «Я умею, Я познаю» у ребенка в школе. Условно его можно назвать метод мозаики (Э. Аронсон; Р. Славин, В.В. Андриевская). Дети распределяются  на группы по пять — шесть человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает изучаемую тему учебного предмета (например, Ознакомление с окружающим миром в 4 классе «Зона степей»)


1. Текст на такой урок готовится заранее и разбивается учителем на несколько  смысловых частей:

- "Географическое положение"

-  "Условия неживой природы"

-  "Особенности растительного мира"

- "Особенности животного мира"

- "Деятельность человека в зоне степей"

- "Экологические проблемы и охрана природы"

2. В зависимости от количества смысловых частей определяется количество учащихся в малой группе. Предположим, что текст разбит на 6 частей.

3. Сначала участники распределяются на малые группы. Каждому члену малой группы присваивался порядковый номер (от одного до шести). На столах лежат карточки с номерами от 1 до 6. Номер на карточке указывает детям номер их экспертнойгруппы.

4. Каждый член группы читает свою 1/6 часть материала, становясь экспертом в ее содержании, и готовясь преподавать это содержание другим. Длительность этой работы не более 10-15 минут.

5. После индивидуальной работы в малых группах образуются новые коллективы.

 Поведение учителя во время групповой работы:

  1. Контролировать
  2. Организовывать
  3. Оценивать работу
  4. Участвовать в работе группы
  5. Предлагать участникам разные варианты решений
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации

Чего не стоит делать при организации групповой работы?

- не стоит принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

- разрешать отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

- групповая работа не должна занимать весь урок;

- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда;

- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

                                                   Выводы

Что же конкретно меняется в работе учителя, в учебной деятельности учащихся и в отношении «учитель – ученик» в связи с использованием группового обучения?  Можно сделать следующие выводы:

1. Общение и совместная деятельность со сверстниками – основной фактор психического развития ребёнка.

2. Сотрудничество предполагает большие возможности этой формы обучения.

С использованием группового обучения учебная деятельность учащихся приобретает неоспоримые плюсы:

- психологический комфорт в общении;

- воспитательное значение;

- возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к окружающим сотрудникам;

- возможность добывать знания самостоятельно;

- момент игры;

- возможность открыто помогать друг другу;

- учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;

- учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

Но, как показывает практика, есть и нерешённые проблемы и трудности группового обучения, которые определяют перспективу дальнейшей работы:

- охват объёма знаний каждым ребёнком;

- недостаток времени на уроке для организации групповой работы;

- учёт вклада каждого в коллективную деятельность;

- внутригрупповое распределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад. "Из опыта работы начальных классов по внедрению здоровьесберегающих технологий".

Этот доклад отражает работу МО учителей начальных классов в рамках здоровьесберегающих технологий в нашей школе. Далее будет несколько частей презентации, если уместятся, где отражена доказательная ба...

Доклад на тему:"Работа по использованию ИКТ"

Использование компьютерных технологий в учебном процессе....

Доклад «Формы краеведческой работы в начальной школе»

В докладе раскрыты основные формы краеведческой работыв начальной школе...

Доклад из опыта работы на тему: "Работа с одаренными детьми по декоративно-прикладному творчеству в дополнительном образовании".

Выступила на 7-ой международной педагогической площадки "Развитие инновационного потенциала учреждений дополнительного образования детей"  г.Тайшет с докладом на пед чтении....

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....