«Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с умственной отсталостью»
статья

Белова Ирина Николаевна

Материал для конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Садовская средняя школа»

Белова Ирина Николаевна

Выступление на конференции «Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с умственной отсталостью» (из опыта работы)

В последнее время много внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта. Они считались долгое время «необучаемыми» и не получали почти никакой помощи от специалистов. Современные знания и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Итак, кто же такие дети с тяжелой умственной отсталостью? Это дети, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в постоянной опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Для всех детей с тяжелой умственной отсталостью характерны, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Основные методы работы:

1.Обучение по Адаптированной общеобразовательной Программе.

Цель программы – максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.

2. Проведение диагностики

1.поведение, 2.отслеживание внимания, 3.невербальная имитация, 4.имитация с кубиками, 5.крупная моторика, 6.мелкая моторика, 7.сопоставление, 8.рисование, 9.игра, 10.выполнение инструкций, 11.вербальная имитация, 12.навыки самообслуживания.

3. Работа с родителями.1.родительские собрания, 2.группа (закрытая) в социальных сетях «Вконтакте»: «Родители 2б класса», где выкладываются фотографии, видео с уроков, разнообразные полезные ссылки для работы с детьми дома; даются домашние задания; рекомендации для родителей; где каждый родитель может задать любой вопрос; учитель может провести анкетирование с родителями (по мере необходимости); 3.общение с родителями через мессенджер «WhatsApp». (Чтобы работать сплоченной командой, чтобы были единые требования и добиваться руководящего контроля не только в школе, но и дома).

4. Использование в работе АВА – терапии - метода прикладного анализа поведения. ABA терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения ABA; как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека. Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.

5. Прохождение обучения педагогов базисного уровня (RBT), который соответствует требованиям международной комиссии (BACB) для специалистов базисного уровня (RBT) и содержит всю информацию, необходимую для ведения занятия с ребенком и множество практических примеров и упражнений. В июне месяце я прошла обучение у руководителя программы и преподавателя из Москвы Екатерины Жестковой, по окончании обучения я успешно сдала экзамен и получила свидетельство об обучении. Продолжительность курса 40 часов, в который были включены практические тренинги и занятия.

6. Использование метода отдельных блоков на уроках.

Метод основан на АВА-терапии. Разбиение задач на отдельные шаги. Согласно методике отдельных блоков, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Со временем терапист ограничит и устранит свою помощь до тех пор, пока ребенок не начнет выполнять упражнение самостоятельно. Звучит сложно? На самом деле, это не так. В процессе использования метода отдельных блоков целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в таком большом количестве шагов для того, чтобы научиться какому-либо упражнению. А некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.

7.Игры, используемые на занятиях с детьми:

1.Игра «Фрукты и овощи»; 2.Занятия с макаронами; 3.Дидактическое упражнение «Найди такой же»; 4.Дидактическое упражнение «Геометрическая дорожка»; 5.Дидактическое упражнение «Разложи по цветам»; 6.Дидактическое упражнение «Разложи по формам»; 7.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко»; 8.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко или в бутылку»; 9.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в кассету»; 10.Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»; 11.Дидактическое упражнение «Картинки из счетных палочек по рисункам-образцам»; 12.Дидактическое упражнение «Найди предмет по тени»; 13.Дидактическое упражнение «Картинки по последующим действиям»; 14.Дидактическое упражнение «Веселые заборчики»; 15.Дидактическое упражнение «Разноцветные домики»; 16.Дидактическое упражнение «Математические пазлы»; 17.Пальчиковая гимнастика «Тихоходы»; 18.Дидактическое упражнение «Пришей пуговицы к пальто»; 19.Дидактическое упражнение «Большая стирка»; 20.Дидактическое упражнение «Кубики Никитина».

8. Особое внимание  уделяю терапии с окрашенным рисом и макаронами.

Работа с цветным рисом.

Можно использовать игры и игровые упражнения с экологически чистым окрашенным рисом и макаронами, которые мы красим пищевыми красителями и уксусом. Сначала дети не знают, что макароны и рис можно использовать не только в качестве еды, но и использовать их для изготовления разнообразных красочных поделок или в играх. Макароны и рис – отличный доступный, безопасный и экологически чистый материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Пальчиковая гимнастика с окрашенным рисом «Найди предмет».

Погружение обеих рук в окрашенный рис снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок  как бы раскрепощается, они не боятся неправильно написать, нарисовать (ведь можно легко все исправить).

8.Развивающий массаж в работе с умственно отсталыми детьми.

 Комплекс состоит из трех упражнений:

1) массаж тыльной стороны кистей рук;

2) массаж ладоней;

3) применение мягкого эспандера-мячика.

Массаж карандашами.

Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.

Пальчиковая гимнастика «Тихоходы».

Дыхательная гимнастика: «Дыши – не дыши», мыльные пузыри.

9.Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

рисование пальчиками; рисование ватными палочками; рисование ладошками и из ладошек; рисование по трафарету (внутреннему и внешнему); рисование пластилином; рисование сыпучим материалом (песок, манка и т.д.); кляксография с трубочкой, пипеткой.

Вывод:

Таким образом, использование нетрадиционных методов обучения с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, имеющими речевые нарушения, могут способствовать развитию общей моторики, по-новому открывают перед ребёнком мир; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. А также создают мощную базу для начала речевой активности, стимулирует познавательный интерес ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе).

Практика работы показывает, что нетрадиционные методы работы с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, а в частности преодоления нарушения речи дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья «ИКТ в обучении детей с умственной отсталостью».

В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебн...

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения

Реализация бригадного метода обучения детей с умственной  отсталостью на уроках трудового обучения...

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

Выступление на тему "Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ"...

«Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения)  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...

Методы дифференцированного обучения детей с умственной отсталостью в младших классах

В статье подробно раскрываются методы работы с детьми с умственной отсталостью, приводится описание методов и их сравнительная характеристика....

Презентация "Личностно-ориентированный подход как фактор повышения качества образования детей с умственной отсталостью"

Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с умственной отсталостью. Категория умственно отсталых детей представляет собой весьма неоднородную группу. Д...