«Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с умственной отсталостью»
статья
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Садовская средняя школа»
Белова Ирина Николаевна
Выступление на конференции «Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с умственной отсталостью» (из опыта работы)
В последнее время много внимания уделяется изучению проблем обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями интеллекта. Они считались долгое время «необучаемыми» и не получали почти никакой помощи от специалистов. Современные знания и повседневный опыт работы дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но у всех разные возможности. Итак, кто же такие дети с тяжелой умственной отсталостью? Это дети, не способные к самостоятельной жизни, нуждающиеся в постоянной опеке, однако при оказании своевременной специальной педагогической помощи им частично может быть привита способность к труду и в определенной степени они могут быть социально адаптированы. Для всех детей с тяжелой умственной отсталостью характерны, помимо позднего развития и значительного снижения интеллекта грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Основные методы работы:
1.Обучение по Адаптированной общеобразовательной Программе.
Цель программы – максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой). Результатом обучения по «Программе» должна стать социально-бытовая адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация.
2. Проведение диагностики
1.поведение, 2.отслеживание внимания, 3.невербальная имитация, 4.имитация с кубиками, 5.крупная моторика, 6.мелкая моторика, 7.сопоставление, 8.рисование, 9.игра, 10.выполнение инструкций, 11.вербальная имитация, 12.навыки самообслуживания.
3. Работа с родителями.1.родительские собрания, 2.группа (закрытая) в социальных сетях «Вконтакте»: «Родители 2б класса», где выкладываются фотографии, видео с уроков, разнообразные полезные ссылки для работы с детьми дома; даются домашние задания; рекомендации для родителей; где каждый родитель может задать любой вопрос; учитель может провести анкетирование с родителями (по мере необходимости); 3.общение с родителями через мессенджер «WhatsApp». (Чтобы работать сплоченной командой, чтобы были единые требования и добиваться руководящего контроля не только в школе, но и дома).
4. Использование в работе АВА – терапии - метода прикладного анализа поведения. ABA терапия – это интенсивно обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения ABA; как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека. Методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
5. Прохождение обучения педагогов базисного уровня (RBT), который соответствует требованиям международной комиссии (BACB) для специалистов базисного уровня (RBT) и содержит всю информацию, необходимую для ведения занятия с ребенком и множество практических примеров и упражнений. В июне месяце я прошла обучение у руководителя программы и преподавателя из Москвы Екатерины Жестковой, по окончании обучения я успешно сдала экзамен и получила свидетельство об обучении. Продолжительность курса 40 часов, в который были включены практические тренинги и занятия.
6. Использование метода отдельных блоков на уроках.
Метод основан на АВА-терапии. Разбиение задач на отдельные шаги. Согласно методике отдельных блоков, комплексные сложные навыки разбиваются на более мелкие, отдельные задачи, выполнению которых необходимо обучить ребенка. Со временем терапист ограничит и устранит свою помощь до тех пор, пока ребенок не начнет выполнять упражнение самостоятельно. Звучит сложно? На самом деле, это не так. В процессе использования метода отдельных блоков целью является разбить навык на такое количество отдельных действий, какое необходимо в случае каждого конкретного ребенка. Некоторые дети не нуждаются в таком большом количестве шагов для того, чтобы научиться какому-либо упражнению. А некоторым потребуется намного большее их число. Принимайте решение о разбиении навыков на отдельные действия, основываясь на ходе прогресса каждого ребенка. Если у вас не получается обучить его какому-либо навыку на протяжении нескольких недель, возможно, его стоит разбить на более мелкие действия, чтобы помочь ребенку разобраться в этом.
7.Игры, используемые на занятиях с детьми:
1.Игра «Фрукты и овощи»; 2.Занятия с макаронами; 3.Дидактическое упражнение «Найди такой же»; 4.Дидактическое упражнение «Геометрическая дорожка»; 5.Дидактическое упражнение «Разложи по цветам»; 6.Дидактическое упражнение «Разложи по формам»; 7.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко»; 8.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в ведерко или в бутылку»; 9.Дидактическое упражнение «Счетные палочки в кассету»; 10.Дидактическое упражнение «Найди лишний предмет»; 11.Дидактическое упражнение «Картинки из счетных палочек по рисункам-образцам»; 12.Дидактическое упражнение «Найди предмет по тени»; 13.Дидактическое упражнение «Картинки по последующим действиям»; 14.Дидактическое упражнение «Веселые заборчики»; 15.Дидактическое упражнение «Разноцветные домики»; 16.Дидактическое упражнение «Математические пазлы»; 17.Пальчиковая гимнастика «Тихоходы»; 18.Дидактическое упражнение «Пришей пуговицы к пальто»; 19.Дидактическое упражнение «Большая стирка»; 20.Дидактическое упражнение «Кубики Никитина».
8. Особое внимание уделяю терапии с окрашенным рисом и макаронами.
Работа с цветным рисом.
Можно использовать игры и игровые упражнения с экологически чистым окрашенным рисом и макаронами, которые мы красим пищевыми красителями и уксусом. Сначала дети не знают, что макароны и рис можно использовать не только в качестве еды, но и использовать их для изготовления разнообразных красочных поделок или в играх. Макароны и рис – отличный доступный, безопасный и экологически чистый материал для творчества ребенка, так как во время работы с ними активно развивается мышление, воображение, усидчивость, сообразительность и мелкая моторика, которая влияет на дальнейшее развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
Пальчиковая гимнастика с окрашенным рисом «Найди предмет».
Погружение обеих рук в окрашенный рис снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук. Ребенок как бы раскрепощается, они не боятся неправильно написать, нарисовать (ведь можно легко все исправить).
8.Развивающий массаж в работе с умственно отсталыми детьми.
Комплекс состоит из трех упражнений:
1) массаж тыльной стороны кистей рук;
2) массаж ладоней;
3) применение мягкого эспандера-мячика.
Массаж карандашами.
Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга.
Пальчиковая гимнастика «Тихоходы».
Дыхательная гимнастика: «Дыши – не дыши», мыльные пузыри.
9.Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
рисование пальчиками; рисование ватными палочками; рисование ладошками и из ладошек; рисование по трафарету (внутреннему и внешнему); рисование пластилином; рисование сыпучим материалом (песок, манка и т.д.); кляксография с трубочкой, пипеткой.
Вывод:
Таким образом, использование нетрадиционных методов обучения с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, имеющими речевые нарушения, могут способствовать развитию общей моторики, по-новому открывают перед ребёнком мир; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов. А также создают мощную базу для начала речевой активности, стимулирует познавательный интерес ребенка (использование предметов, которые окружают его каждый день в новом ракурсе).
Практика работы показывает, что нетрадиционные методы работы с обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, а в частности преодоления нарушения речи дают положительные результаты только при систематическом использовании того или иного метода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья «ИКТ в обучении детей с умственной отсталостью».
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебн...
Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения
Реализация бригадного метода обучения детей с умственной отсталостью на уроках трудового обучения...
Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе
Выступление на тему "Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ"...
«Применение технологии продуктивного чтения в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до ч...
Использование игры Бочча на уроках физкультуры при обучении детей с умственной отсталостью
Игра Бочча-игра с шарами развивает у ребенка меткость....
Презентация на педсовет: "Использование Интернет-ресурсов для повышения мотивации к обучению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в период дистанционного обучения."
Презентация на педсовет....
Методы дифференцированного обучения детей с умственной отсталостью в младших классах
В статье подробно раскрываются методы работы с детьми с умственной отсталостью, приводится описание методов и их сравнительная характеристика....