Концепция внедрения образовательной модели мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер»
статья

 

 

Статья о Концепции внедрения образовательной модели мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_modeli_1_uchenik_-_1_kompyuter.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНА                        

                                                                                                                     приказом

                                                                                                                     от_______20__.№________

Концепция внедрения

образовательной модели мобильного обучения

«1 ученик: 1 компьютер»

I. Планирование процесса внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер»

Переход к модели «1 ученик: 1 компьютер» — это сложный, многоэтапный процесс, тщательно планируемый и осуществляемый в соответствии с планом. При грамотном осуществлении он ведет к значительным преимуществам, проявляющимся как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. Вместе с тем он требует привлечения значительных ресурсов — кадровых, организационных и материально-технических.

Деятельность по внедрению модели «1 ученик: 1 компьютер» представляет собой двухлетний школьный цикл (24 месяца), в котором на первый год приходится пилотная стадия проекта, а на второй — этап его масштабирования.

II. Подготовительный этап

Период времени с момента принятия решения о внедрении модели «1 ученик: 1 компьютер» до того, как учебные ноутбуки попадают в руки обучающихся и начинают использоваться в учебном процессе, является подготовительным этапом проекта.

        Несмотря на то что учебной деятельности по модели «1 ученик : 1 компьютер» на этом этапе еще не происходит, он очень важен, поскольку от того, как на этом этапе организуется работа и взаимодействие участников, будет зависеть дальнейший ход проекта. Основными задачами предварительного этапа являются:

  • определение целей и разработка концепции проекта;
  • анализ стартовой ситуации и определение направлений мониторинга;
  • формирование рабочей группы;
  • повышение квалификации учителей;
  • выбор модели информационной инфраструктуры школы и работа с родителями (законными представителями).

        Решение каждой из задач предварительного этапа представляет собой последовательность самостоятельных действий и мероприятий.

III. Цели и задачи проекта. Разработка концепции и плана внедрения

С учетом специфики школы, особенностей контингента обучающихся, уровня квалификации учителей, готовности информационной инфраструктуры школы определены цели и основные задачи проекта:

Цель

Задача

1

Улучшение обученности младших школьников

Улучшить освоение школьниками учебного материала за счет использования эффективных компьютерных технологий, методов проектной деятельности и средств наглядности

2

Повышение качества преподавания

Обеспечить улучшение знания учителями начальных классов своей предметной области и уровня владения современными методиками преподавания и способами организации учебного процесса с помощью компьютерных технологий

3

Повышение эффективности учебного процесса

Обеспечить повышение эффективности работы учителей начальных классов за счет использования компьютерных технологий при хранении и обработке информации, создании электронной системы мониторинга и документооборота

4

Развитие у обучающихся качеств и умений XXI века

Создание условий для развития у обучающихся качеств и умений XXI века, необходимых для успешной интеграции будущего выпускника начальной школы в среднее звено. К качествам и умениям XXI века относятся медиаграмотность, критическое и системное мышление, способность к решению творческих задач, умение работать в команде, самостоятельность, способность мыслить

5

Формирование информационной культуры учителей и обучающихся

Обучение учителей и школьников базовым и продвинутым информационным технологиям XXI века, таким как использование текстовых процессоров, сервисов сетевого взаимодействия, средств интернет-поиска и т. д.

       На основании заявленных целей разработана концепция проекта по внедрению модели «1 ученик: 1 компьютер», отвечающая на вопросы о том, какие новые умения будут сформированы у обучающихся, как будет измеряться и оцениваться их деятельность, как будет развиваться инфраструктура школы по мере расширения модели и т. д.

       Концепция дополняется планом внедрения и реализации проекта с указанием основных этапов и зон ответственности.

IV. Анализ имеющейся ситуации и определение направлений мониторинга

Деятельность по проекту «1 ученик: 1 компьютер» начинается с ревизии имеющихся ресурсов школы, которые будут проявляться в процессе реализации проекта в качестве факторов, влияющих в конечном итоге, на степень успешности проекта. Поэтому уже на подготовительном этапе разрабатывается система мониторинга состояния этих факторов, с тем чтобы своевременно корректировать ход проекта. К числу таких факторов могут относиться:

  • Инфраструктура школы. Обеспечение каждого школьника нетбуком для учебы потребует создания комплексной инфраструктуры школы, в которую входят решения по организации сети, серверы для хранения учебных ресурсов, дополнительное оборудование, система технической поддержки компьютерного парка и т. д. В процессе внедрения модели «1 ученик : 1 компьютер» инфраструктура школы претерпевает значительные изменения, поскольку одни решения влекут за собой другие.
  • Готовность учителей. Этот фактор зависит от имеющегося у учителей опыта использования компьютерной техники в учебном процессе, понимания педагогических основ модели, и прежде всего использования проектных методов в учебном процессе, а также общей мотивации ведения инновационной работы. Готовность учителей в значительной степени зависит от системы повышения квалификации, поэтому при планировании работы учитывается возможность обучения учителей новым методам работы и технологиям.
  • Особенности учебного процесса. Этот фактор определяет степень изменений, которые претерпевает учебный процесс по модели «1 ученик: 1 компьютер». Это направление инноваций в школе носит не только технологический, но и педагогический характер. Вместе с технологиями в школу входят и находят в ней свое место проектные методы, способы сетевого взаимодействия, оценка деятельности обучающихся по их портфолио и т. д.
  • Образовательные результаты. Внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер»  сопровождается контролем освоения учебного материала как определяемого традиционными способами, с помощью контрольных работ и тестов, так и по результатам проектной деятельности обучающихся.

     V. Повышение квалификации учителей

Внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» является инновационной деятельностью, требующей от учителей начальных классов новой компетенции и новых навыков, поэтому ее успех в значительной степени зависит от того, как будет организован процесс обмена опытом и повышения квалификации учителей.

 Особенность этой инновации состоит в том, что помимо собственно педагогических компетенций, таких как освоение форм и методов проектной работы, учителям необходимо достичь определенного уровня технологической компетенции, связанной с использованием персонального компьютера — нетбука, и умения использовать в своей работе интернет-технологии.

Планируются традиционные формы повышения квалификации, такие как прохождение курсов, семинаров и тренингов и др. (муниципальный уровень). Также выстраивается собственная система повышения квалификации внутри образовательного учреждения, позволяющая создать практику рефлексии учителей-участников проекта, показать важность диалога о происходящем в их классах, научить их координировать свои усилия.

VI. Формирование рабочей группы

Инновационный характер модели «1 ученик: 1 компьютер» определяет подбор участников этой деятельности. Весь педагогический коллектив не может быть готов к ней в равной степени. Поэтому на первом этапе проекта подбирается рабочая группа, которая будет заниматься апробацией модели в образовательном учреждении. В нее входит несколько наиболее подготовленных и компетентных в информационных технологиях учителей, технических специалистов и представители администрации, курирующие это направление. По мере разрастания проекта на другие предметы и классы состав рабочей группы может увеличиваться.

VII. Работа с родителями (законными представителями)

От того, насколько хорошо родители обучающихся понимают правила ведения работы по внедрению модели «1 ученик: 1 компьютер» и насколько они поддерживают это начинание, зависит многое. Поэтому, внедрение проекта по модели «1 ученик: 1 компьютер» предполагает ведение среди родителей просветительской работы о ее целях и преимуществах. Среди родителей могут найтись технические специалисты, готовые оказать квалифицированную поддержку проекту.

VIII. Создание информационной инфраструктуры школы

        После определения целей, разработки концепции, плана, формирования рабочей группы и решения других организационных вопросов, начинается работа по созданию информационной инфраструктуры школы под модель «1 ученик: 1 компьютер». Имеющийся у школы опыт создания компьютерных классов, разворачивания локальной сети, хранения информационных ресурсов на файловом сервере, создания сайта школы, безусловно, окажется полезным, однако потребуются и дополнительные усилия по созданию информационной инфраструктуры.

Работа по модели «1 ученик: 1 компьютер» предполагает определенный уровень информационной культуры учителя. Чтобы достичь его, формируется мотивация и поощряется практика использования компьютерных технологий в учебном процессе.

Учащимся, с которыми начнется работа по модели «1 ученик:   1   компьютер»,  предстоит освоить учебный нетбук и установленное на нем программное обеспечение. Учителю, начинающему работать по этой модели, необходимо добиться соблюдения правил надлежащего использования компьютеров на уроках и сделать так, чтобы нетбук был для школьников именно средством обучения и не отвлекал их от главных целей.

В классах, в которых реализуется модель «1 ученик: 1 компьютер», учителя и ученики осуществляют совместную деятельность, которая позволяет повысить качество учебного процесса. Технической основой такого взаимодействия является беспроводная сеть Wi-Fi, а содержательной — методы сетевой проектной деятельности.

IX. Пилотный проект

До начала полномасштабного внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер» проводится ее пилотная апробация — с участием учителей, входящих в рабочую группу. Оптимальный срок осуществления пилотного проекта — один учебный год. За этот срок завершается построение информационной инфраструктуры школы, выявляются возникающие трудности и определяются пути их устранения.

Пилотная стадия модели позволяет команде, работающей над ее внедрением, осуществить ее предварительную оценку и обучить других учителей использовать ее. Это создает условия для ее масштабирования. На пилотной стадии производится оценка сильных и слабых сторон модели, с тем чтобы уменьшить риски при ее внедрении на стадии масштабирования.

Перед началом осуществления пилотного проекта определяются его цели по основным направлениям:

  1. Изменения в учебном процессе. Повышение успеваемости, мотивации обучающихся. Внедрение инновационных педагогических технологий, освоение методов проектной деятельности.
  2. Инфраструктура школы. Приобретение и установка необходимой техники. Инсталляция программного обеспечения. Регистрация в сетевых сервисах, которые понадобятся учителям и обучающимся для работы.
  3. Взаимодействие всех участников проекта. Обеспечение координации служб поддержки, уменьшение времени, необходимого для решения проблем.

К задачам пилотного проекта относятся:

  1. Определение бюджета.

Пилотный проект позволит определить, какое оборудование и программное обеспечение необходимо будет приобрести дополнительно, каковы сроки его ремонта, какие дополнительные ставки для персонала потребуются и т. д.

  1. Определение участников пилотного проекта.

Пилот должен быть достаточно компактным, чтобы можно было им эффективно управлять и, при необходимости, корректировать его направление, и в то же время достаточно масштабным, чтобы в ходе его можно было получить объективные данные. Участниками пилотного проекта являются обучающиеся и учителя, родители, администрация, технический персонал.

  1. Определение длительности пилотного проекта.

Оптимальное время проведения пилотного проекта — один учебный год. Однако в зависимости от степени готовности педагогического коллектива, длительность пилотного проекта может быть скорректирована.

  1. Повышение квалификации учителей.

Учителя-участники пилотного проекта должны быть готовы к его реализации, для этого им необходимо научиться использовать технику и самостоятельно готовить учебные материалы.

  1. Запуск процесса мониторинга.

На пилотной стадии внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер» отрабатывается и уточняется система мониторинга процесса внедрения модели в образовательном учреждении. Мониторинг осуществляется по основным направлениям, определенным на предварительном этапе. Эффективный мониторинг процесса является залогом того, что из пилотного проекта будут сделаны правильные выводы, которые позволят скорректировать модель и успешно применить ее на этапе масштабирования. В соответствии с системой мониторинга оценка процесса внедрения модели осуществляется до начала, в процессе и по окончании пилотного проекта.

В ходе пилотной стадии необходимо:

  • Строго придерживаться заранее разработанного плана мониторинга.
  • Фиксировать все возникающие проблемы и способы их решения.
  • Осуществлять корректировку первоначального плана проекта.

X. Корректировка модели «1 ученик: 1 компьютер»

После проведения пилотного проекта осуществляется возврат к стадии планирования и производится оценка того, насколько имеющиеся средства позволили достичь поставленных целей.

XI. Подведение итогов пилотного проекта

Главным итогом пилотного проекта должна стать оценка ключевых факторов внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер», то есть должны быть получены ответы вопросы:

  • Как меняется заинтересованность учителей и их стремление повышать уровень своей педагогической и технологической компетенции в этой области?
  • Как происходит развитие инфраструктуры школы? Полностью ли она соответствует работе по модели «1 ученик : 1 компьютер»?
  • Лучше ли стали понимать смысл проекта и поддерживать его родители обучающихся?
  • Наблюдаются ли среди обуучающихся изменения в качестве обученности, мотивации, освоении навыков XXI века?

XII. Внесение уточнений в концепцию

        Если полученные результаты соответствуют ожидаемым в начале проекта, это значит, что школа готова к внедрению модели. Если есть существенные отклонения — возможно, есть смысл пересмотреть сроки и ресурсы, намеченные на предварительной стадии. При внесении уточнений в концепцию следует предусмотреть ряд возможных проблем и способов их разрешения.

1. Уровень компетентности или мотивации учителей не соответствует задачам проекта по внедрению модели «1 ученик: 1 компьютер». В этом случае необходимо пересмотреть организацию процесса повышения квалификации учителей и добиться необходимого уровня их овладения педагогическими методами и ИКТ-компетенций. Кроме того, необходимо создать систему мотивации учителей-участников проектной деятельности с помощью факторов внутренней и внешней мотивации.

  1. Информационная инфраструктура школы не соответствует потребностям, выявленным на пилотном этапе. В этом случае необходимо провести консультации с техническими экспертами, пересмотреть принципы комплектации школы техникой, подход к программному обеспечению, ввести, если нужно, дополнительные ставки технических работников, обратиться за помощью к родителям, которые являются профессионалами в этой области.
  2. Внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» встречает сопротивление со стороны родителей. В этом случае необходимо провести встречи с родителями, продемонстрировать им преимущества модели, полученные на этапе пилотного проекта, пригласить их на защиты проектных работ и т.д.

XIII. Масштабирование проекта

Успешное осуществление пилотной стадии проекта позволяет перейти к масштабному внедрению модели в учебный проект. Внедрение модели «1:1» может иметь непосредственное влияние на образовательный процесс и затрагивать, например, количество доступных компьютеров или особенности организации учебного процесса, например, количество компьютеров на одного обучающегося или улучшение владения учащимися ИКТ.

IX. Деятельность школы по масштабированию модели

Процесс тиражирования модели включает развитие, внедрение, поддержку и расширение модели, сформировавшейся на первом этапе. При тиражировании модели следует найти ответ на следующие вопросы:

  • Потребуется ли дополнительная техника, программное обеспечение, другие варианты подключения к сети интернет?
  • Потребуются ли дополнительные технические сотрудники?
  • Может ли часть учебного процесса осуществляться в дистанционном режиме?
  • Какое дополнительное повышение квалификации нужно пройти учителям?
  • Достаточно ли убедительна разработанная система мониторинга процесса внедрения модели «1 ученик : 1 компьютер», отвечает ли она на вновь появляющиеся вопросы?

X. Освещение хода проекта

         После появления первых результатов от внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер» начинается работа по информированию общественности о том, что происходит в школе. Используются современные методы публикации: сайт школы, блоги, сервисы RSS новостных потоков. Проводятся родительские собрания. Главная задача такой работы заключается в том, чтобы происходящее в школе стало событием для города и общественности.

 

XI. Мониторинг результативности деятельности по модели «1 ученик: 1 компьютер»

Успешную реализацию модели «1 ученик: 1 компьютер» обеспечивает грамотная организация системы мониторинга, которая позволяет правильно спланировать работу по реализации модели, оценить происходящее, в случае необходимости внести коррективы в ход проекта.

При построении системы мониторинга отбираются факторы (индикаторы) для отслеживания, по состоянию которых будут делаться выводы об успешности или неуспешности хода внедрения модели «1 ученик : 1 компьютер».

Процесс мониторинга осуществляется в виде последовательности из пяти шагов:

Шаг 1.   Определяются индикаторы мониторинга.

Шаг 2.   Определяются вопросы по оцениванию, на которые нужно найти ответы.

Шаг 3.   Выбираются инструменты оценивания.

 Шаг 4.   Проводятся замеры в соответствии с выбранными критериями.

 Шаг 5. Полученные результаты обобщаются, делаются выводы о соответствии хода проекта намеченным срокам.

Примерно определены 16 индикаторов, которые позволяют делать выводы о ходе осуществления программы «1:1». Эти 16 индикаторов объединены в 5 факторов — информационная инфраструктура школы, компетенция учителей, особенности учебного процесса, образовательные результаты и факторы среды.

  1. Информационная инфраструктура школы
  • Техническая оснащенность
  • Образовательные ресурсы
  1. Компетенция учителей
  • Повышение квалификации
  • Владение педагогическими методами
  • Владение компьютерными технологиями
  • Мотивация администрации
  • Особенности учебного процесса
  • Обучение по модели «1 ученик : 1 компьютер»
  • Использование проектных методов
  • Обучение через сотрудничество
  1. Образовательные результаты
  • Мотивация учащихся
  • Освоение учебного материала
  • Технологические умения учащихся
  • Умения и качества XXI века

Факторы среды

  • Контингент учащихся
  • Особенности микроучастка
  • Поддержка родителей

Эта примерная структура мониторинга отражает ключевые элементы модели «1 ученик: 1 компьютер», такие как факторы, влияющие на внедрение и ожидаемые результаты для обучающихся, учителей и школ. Индикаторы системы мониторинга существуют не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи. В ходе процесса внедрения модели «1 ученик : 1 компьютер» сдвиги, связанные с одними индикаторами, влекут за собой изменения и в других. Так, постепенное повышение готовности учителей к работе по этой модели приводит к изменениям в образовательных результатах обучающихся.

Способы организации процесса мониторинга

        Для осуществления качественного контроля хода проекта и своевременной его корректировки предусматривается организация мониторинга до начала проекта, в его ходе и по окончании.

  1. Оценка перед началом пилотного проекта. До начала внедрения пилотного проекта производится оценка по разработанной заранее системе мониторинга. На этой фазе могут быть произведены тестирование учащихся, оценка их мотивации и уровня готовности к работе по модели «1 ученик : 1 компьютер», диагностика их психологического состояния, определение уровня сформированности у них умений и качеств XXI века.
  2. Оценка в ходе проекта. Оценка в ходе пилотного проекта позволяет следить за тем, насколько события развиваются в соответствии с планом и насколько получаемые результаты соответствуют ожиданиям.
  3. Оценка по окончании пилотного проекта. Мониторинг по окончании пилотной стадии проекта проводится по тем же критериям, что и при его начале. После получения итоговых данных проводится их анализ и делаются выводы об успешности пилотного проекта, в соответствии с которыми происходит корректировка первоначального плана по внедрению модели «1 ученик: 1 компьютер».

        Методы, используемые при проведении мониторинга

      При проведении мониторинга предусматривается сочетание количественных и качественных методов исследования. С помощью количественных сравниваются числовые параметры, а также проводится их статистический анализ. Количественные данные можно получить с помощью анализа успеваемости, анкетирования обучающихся, проведения опросов родителей и т. д. Для проведения мониторинга количественными методами готовятся опросники для учителей с целью выявления их достижений, успехов и трудностей.

       Качественные методы являются более описательными по своей природе. Они позволяют получить более широкую картину понимания того, что происходит в каждой конкретной ситуации. Цель качественных исследований состоит в глубоком осмыслении тех данных, которые были получены другими способами. В этих исследованиях используются интервью, наблюдения и другие описательные данные, позволяющие провести экспертизу программы и получаемых на ее основе результатов. В то время как количественные методы позволяют определить то, что изменилось в результате внедрения программы, качественные методы описывают сам процесс, а также характер и причины происходящих в ходе него перемен.

При проведении мониторинга процесса внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер» уделяется особое внимание планомерности и последовательности осуществляемых действий по оценке происходящих процессов и учету мнений всех его участников. Это позволяет получить необходимую информацию и оценить степень и качество использования учителями новых технологий на уроке, определить эффективность и степень влияния школьных программ на качество деятельности учителя, определить пути к усовершенствованию программы, прояснить вопросы, связанные с повышением эффективности программы, мотивировать учителей-участников программы — продолжить обучение и привлечь других учителей к участию в программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт работы с образовательной моделью "1 ученик:1 компьютер"

В статье рассматриваются возможности образовательной модели "1:1" в учебном  внеурочном процессе. Идет ознакомление с данной моделью; рассматриваются программы, применение которых позволяет ...

Урок русского языка в 3-м классе с использованием образовательной модели «1 ученик 1 компьютер»

Данный конспект урока предназначен учителям начальных классов...

Из опыта работы с образовательной моделью 1 ученик – 1 компьютер

Из опыта работы с образовательной моделью 1 ученик – 1 компьютер...

Мастер-класс по теме «Лабораторно-практические занятие с использованием модульной системы экспериментов PROLOG на основе образовательной модели «Один ученик - один компьютер».

Мастер -класс по предмету "Окружающий мир" с использованием модульной системы экспериментов PROlOG и образовательной модели  "Один ученик- один компьютер"Образовательная...

Примеры сценариев учебных занятий в условиях реализации образовательной модели мобильного обучения

Примеры сценариев учебных занятий в условиях реализации образовательной модели мобильного обучения (модели «1 ученик : 1 компьютер»)...

Из опыта работы "Образовательная модель мобильного обучения: 1 ученик: 1 компьютер"

В данной работе описаные особенности организации уроков в образовательной модели "1 ученик: 1 компьютер"...