Шахматная олимпиада для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для 8 -9 классов
тест

Акишина Валентина Васильевна

Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ).          Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это  обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей,  потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.      

          Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.

 

          Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»

 

          Задачи олимпиады:

               развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
  • развивать такие  качества, как восприятие,  воображение, память,  начальные формы  волевого  управления поведением

 

             воспитательные:

  • воспитывать самодисциплину, умение владеть собой
  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

 

В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей на три части, для 3 - 4 классов, для 5 - 7 классов и 8 – 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_olimpiada_dlya_ovz_8_-_9_klassov.docx369.38 КБ

Предварительный просмотр:

Онлайн – школа Валентины Акишиной

«Шахматы для детей» 

     

Шахматная олимпиада

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

для 8 -9 классов

  (шахматно - задачная технология   развития

способности действовать “в уме”  И.Г.Сухина)

 

Составители:

Акишина Валентина Васильевна

учитель шахмат высшей категории МБОУ гимназия им. А. И. Яковлева  основатель онлайн-школы «Шахматы для детей»

Владимир Львович Слойка,

сооснователь онлайн-школы

В.Акишиной «Шахматы для детей» 

Судья по шахматам третьей категории

                                         

Урай, 2020

 

Содержание

  1. Пояснительная записка.        

                                                                     

  1. Материалы Шахматной олимпиады для 8 - 9 классов    

  1. Литература и интернет - ресурсы

 

6.  Приложения:

                6.1 Правильные ответы к Шахматной олимпиаде

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Программа шахматной олимпиады составлена на основе материалов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ).            Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это  обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей,  потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в олимпиаде – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.     

           Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.

           Цель олимпиады: Проверка уровня усвоения учащимися освоения программы внеурочной деятельности «Шахматы»

        Задачи олимпиады:

              развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость
  • развивать такие  качества, как восприятие,  воображение, память,  начальные формы  волевого  управления поведением

         воспитательные:

  • воспитывать самодисциплину, умение владеть собой
  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.

В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разбита по уровню психофизиологических особенностей детей на три части, для 3 - 4 классов, для 5 - 7 классов и 8 – 9 классов.

Шахматная олимпиада для 8 - 9 классов

  1. Поставь чёрного короля так, чтобы ему был мат.

Варианты ответов:

А – король на D3

Б – король на E6

В – король на D4

  1. Какими двумя конями поставили мат белому королю?

Варианты ответов:

А -  Конь d7 и Конь е6

Б -  Конь d7 и Конь е7

В – Конь d6 и Конь е6

  1.  Чёрные выиграли. Какой король должен быть белого цвета?

Варианты ответов:

А – король на Н3

Б – король на Н1

В – оставить так

  1. Сколько ходов потребуется чёрному слону, чтобы добраться до верхнего поля А8 так, чтобы не попасть под удар белых фигур? Белые фигуры не ходят.

Варианты ответов:

А – 9

Б – 6

В – 0

  1. На какое поле можно поставить любую чёрную фигуру так, чтобы она не попала под бой белых ферзей?

Варианты ответов:

А – G2

Б – H3

В – Е8

  1. Какие фигуры надо заменить на белые, чтобы был мат чёрному королю?

Варианты ответов:

А – Король на Е2 и ферзь на F2

Б – Ферзь на Н1 и ферзь на F2

В – Король на G1 и ферзь на F2

  1. Куда поставить белого короля чтобы ему был мат?

Варианты ответов:

А – король на С5

Б – король на Е5

В – король на D5

  1.  Поставь мат белому королю в один ход.

Варианты ответов:

А – Длинная рокировка

Б – Короткая рокировка

В – Ладья на D1

  1.  Убери из начального положения три пешки, чтобы белые могли поставить мат в один ход.

Варианты ответов:

А – Пешки с полей D2, D7 и E2

Б – Пешки с полей F2, E2 и F7

В – Пешки с полей F7, G7 и E2

  1. Поставь мат белому королю в один ход.

Варианты ответов:

А – Конь с G2 на E3

Б – Конь с F5 на E7

В – Конь с D3 на F4

Литература и интернет ресурсы:

  1. Шахматная олимпиада И.Г. Сухина - http://suhin.narod.ru/ и http://chess555.narod.ru/ 
  2. Тест «Основа шахмат» В.В. Акишиной - https://infourok.ru/testDesigner/testView/57950 
  3. Группа VK онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://vk.com/myhobiischess 
  4. Промо курс онлайн – школы Валентины Акишиной «Шахматы для детей» - https://stepik.org/course/54268/promo 
  5. Сайт педагога В. Акишиной https://nsportal.ru/akishina-valentina-vasilevna, https://infourok.ru/user/akishina-valentina-vasilevna и https://multiurok.ru/id38009135/ 
  6. Скриншоты и диаграммы сделаны на сайте http://chess-board.ru/ 

Приложение:

  1. Правильные ответы к Шахматной олимпиаде для 8 - 9 классов.

Вопрос № 1

Правильный ответ – В

Вопрос № 2

Правильный ответ – В

Вопрос № 3

Правильный ответ – Б

Вопрос № 4

Правильный ответ – А

Вопрос № 5

Правильный ответ – Б

Вопрос № 6

Правильный ответ – А

Вопрос № 7

Правильный ответ – В

Вопрос № 8

Правильный ответ – А

Вопрос № 9

Правильный ответ – В

Вопрос № 10

Правильный ответ - А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психолгические критерии здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в классе, группе.

Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего ...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности»

Выступление на семинаре, проводимом в рамках взаимодействия с Нижневартовской школой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1 «Развитие творческих способностей обучающихся ...

Шахматная олимпиада для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В основе олимпиады лежит разработка И.Г.Сухина. Рассчитана на тридцать минут. Разработана для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разбита по уровню психофизиологических особенностей де...

Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (3 класс)

Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся....

Рабочая программа по ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 класс)

Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся....

Рабочая программа по технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2 класс)

Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся....