Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (3 класс)
рабочая программа по зож (3 класс)
Программа составлена с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop_uchashchegosya.docx | 77.24 КБ |
Предварительный просмотр:
№ заключения РПМПК_
Дата проведения РПМПК_______
Рекомендации
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальная образовательная программа разработана для учащегося _3_ класса, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Форма обучения учащегося: в классе/ на дому/в классе и на дому.
Программа обучения: V вид/ VII вид/ VIII вид/ общеобразовательная.
Актуальное состояние здоровья ____соответствует норме __для_____
____обучения и воспитания по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с ОВЗ (7 вид, вариант 1)
Группа здоровья____основная_________________________________________________
Физкультурная группа_______2________________________________________________
Занятия корригирующей гимнастикой___нет____________________________________
Родители
ФИО матери
_ _____________________________________________
Место работы матери, должность _____________________________________
ФИО отца
Место работы отца, должность
Жилищные условия
Количество членов семьи______________________________________________________________________
Материальное положение семьи (нужное подчеркнуть)
Семья малообеспеченная Семья не малообеспеченная
Учебное место учащегося (нужное подчеркнуть)
Своя комната Рабочее место в комнате Нет места для занятий
Посещал ли ДОУ школы___да___________________________________________________
Посещал ли Школу подготовки будущих первоклассников _____да____________________
Занимался ли до школы с психологом___да________________________________________
Занимался ли до школы с логопедом__да__________________________________________
Сведения о дополнительном образовании
Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения
___да________________________________________________________________________
Занимается ли с педагогами на дому нет
Реализуемые программы по предметам
№ п/п | Предмет | Автор программы, на основе которой разработана рабочая программа по предмету |
1 | Русский язык | В.П. Канакина, В. Г. Горецкий |
2 | Литературное чтение | Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова |
3 | Математика | М. И. Моро и др. |
4 | Окружающий мир | А.А. Плешаков |
5 | Изобразительное искусство | Б.М. Неменский |
6 | Музыка | Е.Д. Критская и др. |
7 | Технология | Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева и др. |
8 | Физическая культура | В.И. Лях |
9 | Английский язык | М.В. Вербицкая, О.В. Оралова и др. |
Результаты диагностики познавательной сферы
Параметры | Уровень сформированности познавательной сферы на начало учебного года |
Память кратковременная | Средний уровень |
Память долговременная | Низкий уровень |
Наглядно-образное мышление | Ниже среднего уровня |
Предпосылки к логическому мышлению | Низкий уровень |
Внимание | Ниже среднего уровня |
Речь | Низкий уровень |
Выявленные проблемы
- Недостаточный уровень сформированности первоначальных навыков чтения и письма.
- Недостаточный уровень усвоения сложения и вычитания в пределах 100.
- Низкий уровень сформированности речи.
- Недостаточный уровень умения самостоятельной работы.
- Низкий уровень развития познавательных способностей.
- Отсутствие положительных мотивов учения.
- Нарушения отдельных функций эмоционально – волевой сферы (несформированность чувства ответственности, отрицательное эмоциональное отношение к учению, гиперактивность, чрезмерная импульсивность и эмоциональное напряжение, неумение длительное время подчиняться коллективным правилам, неумение дослушивать до конца и выполнять все инструкции).
Цель индивидуальной образовательной программы (ИОП) - построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Задачи сопровождения ребенка:
1. Создание условий для освоения учащимся образовательной программы в условиях инклюзивного класса:
- организация в классе развивающей предметной среды;
- создание в классе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ученика;
- формирование у учащегося позитивной, социально направленной учебной мотивации;
- применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;
- адаптация содержания учебного материала для освоения ребенком с ОВЗ;
- адаптация имеющихся и разработка необходимых учебных и дидактических материалов для успешного усвоения программного материала.
2. Создание условий для адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:
- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;
- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;
- использование адекватных возможностям ребёнка способов оценки его учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
- привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
4.Задачи, способствующие устранению выявленных недостатков в обучении и воспитании ребёнка в условиях инклюзивного класса:
1) Недостаточный уровень сформированности первоначальных навыков чтения и письма:
- формирование звуко - буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом;
- формирование у ребёнка общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук;
- использование кукольной азбуки и других игровых технологий для лучшего усвоения образа буквы, соотнесения звука и буквы, составления слогов и слов.
2) Недостаточный уровень усвоения сложения и вычитания в пределах 100:
- восполнение пробелов дошкольного математического развития учащегося путем обогащения им чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;
- формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10 при организации математических игр и игровых упражнений.
3) Низкий уровень сформированности речи:
- формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи;
- развитие устной речи учащегосяся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям;
- учить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы;
- способствовать возникновению у школьника опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывать ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие или несогласие через обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков.
4) Недостаточный уровень умения самостоятельной работы:
- развивать у учащегося самостоятельность в познавательной деятельности, научить его самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение;
- научить ребёнка самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
- развитие навыков самоконтроля, самооценки;
- умение анализировать через инсценирование прочитанного отрывка, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания.
5) Низкий уровень развития познавательных способностей:
- развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышлении;
- организация на уроках учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном общении, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром;
- формирование следующих умений: ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
6) Отсутствие положительных мотивов учения:
- формирование у учащегося позитивной, социально направленной учебной мотивации.
7) Нарушения отдельных функций эмоционально – волевой сферы (несформированность чувства ответственности, отрицательное эмоциональное отношение к учению, гиперактивность, чрезмерная импульсивность и эмоциональное напряжение, неумение длительное время подчиняться коллективным правилам, неумение дослушивать до конца и выполнять все инструкции:)
- проведение тренингов, игр и упражнений с чёткими правилами и непременно способствующие снятию эмоционального напряжения и развитию внимания и саморегуляции («Фраза по кругу», «Тень», «Аплодисменты», «Сказка» и т.д.);
- развитие произвольности поведения, активизации работы чувств и мышления;
- проведение игр и игровых упражнений на развитие ощущения и восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
| Учебные предметы | Количество часов |
Обязательная часть | ||
Филология | Русский язык | 4 |
Литературное чтение | 4 | |
Иностранный язык | 2 | |
Математика и информатика | Математика | 4 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 |
Искусство | Музыка | 1 |
Изобразительное искусство | 1 | |
Технология | Технология | 1 |
Физическая культура | Физическая культура | 3 |
Итого | 22 | |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||
Филология | Русский язык | 1 |
Итого | 1 | |
ВСЕГО | 23 | |
Коррекционные курсы: | ||
а) логопедические занятия | ||
б) занятия с психологом |
В обучении учащегося используется учебный план 3 года обучения общеобразовательной школы. В учебном плане выделен раздел «Коррекционные курсы». Учебный план способствует созданию условий успешности учащегося в образовательном процессе: поддержке базового уровня образования, социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, формированию навыков общения, расширению возможностей личностного развития.
Обучение учащейся проводится в режиме 5-дневной учебной недели по адаптированной (основной) образовательной программе для обучающихся с ОВЗ в условиях школы VII вида. Количество часов учебного плана в неделю – 23 часа. В учебный план включены следующие предметы: русский язык, литературное чтение, математика, иностранный язык, окружающий мир,, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. На основании рекомендаций специалистов учащаяся посещает логопедические занятия и занятия с психологом.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Содержание программ по предметам, календарно-тематическое планирование соответствует содержанию программ по предметам, календарно-тематическому планированию 3 года обучения в общеобразовательной школе:
- Рабочая программа по русскому языку для 3 класса учителя Казаковой Л.С.
- Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса учителя Казаковой Л.С.
- Рабочая программа по математике для 3 класса учителя Казаковой Л.С.
- Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса Казаковой Л.С.
- Рабочая программа по технологии для 3 класса Казаковой Л.С.
- Рабочая программа по музыке для 3 класса Спиридоновой С.Г.
- Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса Фоминой Л.Э.
- Рабочая программа по физической культуре для 3 класса Безуглого С.В.
- Рабочая программа по иностранному языку для 3 класса учителя Ольковой А.А
В связи с низким уровнем усвоения отдельных тем по русскому язык, математике, литературному чтению, окружающему миру используется:
- индивидуальный подход на уроках;
- дополнительные занятия по предметам во 2 половине дня (1 раз в неделю);
- расширение словарного запаса при помощи наглядного материала (иллюстраций, предметных и сюжетных картинок и т. д.);
- повторное прослушивание изучаемого материала на электронных приложениях к учебникам;
- щадящий режим учебной нагрузки;
- подача изучаемого материала в более упрощённом виде;
- использование карточек со специальными заданиями, памяток, готовых образцов для выполнения конкретных заданий и упражнений по изучаемым предметам;
- создание ситуации успеха;
- комментированное письмо;
- зрительные и слуховые диктанты;
- учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий, уважение личности ребенка;
- снятие перегрузок учащихся путем применения здоровьесберегающих технологий;
- беседы о значимости изучаемых предметов в повседневной жизни людей;
- стиль общения с учащимся – демократический, личностно - ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.
Освоение содержательной области «Филология» строится на использовании печатных пособий (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ); опорных таблиц по отдельным изучаемым темам;, схем (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу и др.); дидактического раздаточного материала (карточки с заданиями); наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).
Освоение содержательной области «Математика» строится на использовании разнообразного дидактического материала: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; калькулятора; измерительных инструментов и приспособлений (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; настольных развивающих игр.
Формирование доступных представлений о мире и практики взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ЗПР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения выступают комнатные растения, оранжереи, расположенные в здании образовательной организации.
Специальный учебный и дидактический материал используется для образования обучающихся с ЗПР в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества происходит с использованием специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большого объема расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.). На занятиях музыкой обучающимся с ЗПР обеспечено использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), а также оснащенного актового зала с воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.
Для овладения образовательной областью «Технологии» обучающиеся с ЗПР используют специфические инструменты (кисти беличьи, кисти из щетины, стеки, ножницы, циркуль, линейки, угольники, иглы швейные с удлиненным (широким) ушком и др.) и расходные материалы (краски акварельные и гуашевые; фломастеры разного цвета; цветные карандаши; бумага рисовальная, бумага цветная разной плотности, картон цветной, серый, белый; бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая); бумага в крупную клетку; набор разноцветного пластилина; нитки (разные виды); ткани разных сортов и др.) в процессе формирования навыков ручного труда.
Овладение обучающимися с ЗПР образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности. Для этого в школе используются специальные предметы (мячи, шары, обручи и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.
КОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Нуждается ДА НЕТ
Формы и приёмы сопровождения:
- Индивидуальная траектория обучения на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.
- Занятия по социализации ребёнка с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
- Профилактические беседы.
- Занятия внеурочной деятельностью.
- Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий, уважение личности ребенка.
- Сотрудничество и поддержка ребёнка с ОВЗ на любом этапе обучения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Нуждается ДА НЕТ
Формы и приёмы сопровождения:
- Групповые занятия по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы.
- Групповые занятия развитие пространственно – временных представлений.
- Адаптационные занятия по программе «Ребята, давайте жить дружно».
- Консультирование родителей.
- Беседы с ребёнком, направленные на формирование адекватного коммуникативного поведения.
- Релаксации.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ
Нуждается ДА НЕТ
Формы и приёмы сопровождения:
- Групповые занятия по коррекции и развитию связной речи учащегося.
- Консультирование родителей.
- Тренинги на усвоение звука: выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.
- Игровые упражнения на совершенствование произносительной стороны речи с помощью артикуляционных упражнений для губ, языка, нёба, щек и т. д.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
№ п/п | Содержание воспитательной работы | Ответственный |
1 | Развитие у учащегося эстетического восприятия, внимания, воображения, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника | Классный руководитель, психолог |
2 | Формирование у ребёнка адекватного коммуникативного поведения | Классный руководитель, социальный педагог |
3 | Помощь ребёнку в усвоении и соблюдении школьных правил | Классный руководитель, социальный педагог |
4 | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства | Классный руководитель, педагог по изобразительному искусству |
5 | Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников | Классный руководитель, социальный педагог, педагог - психолог |
6 | Формирование внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. | Классный руководитель, социальный педагог, педагог - психолог |
7 | Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. | Классный руководитель, родители |
8 | Проявление уважения к своей семье, умение ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. | Классный руководитель, родители |
9 | Индивидуальные консультации с родителями ученика | Классный руководитель |
10 | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение | Классный руководитель, социальный педагог |
11 | Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Классный руководитель, учитель – логопед |
- МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
- самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
- смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Методом оценки личностных результатов обучающихся используемых в образовательной программе являются внешние мониторинговые исследования, личностный прогресс в форме «портфеля достижений», психологические диагностики.
Результаты достижений отслеживаются два раза в год (сентябрь, май) согласно следующим критериям:
Действие | Самоопределение | |||
Уровни проявления | Внутренняя позиция школьника | Самооценка | ||
Не сформировано (при отсутствии показателей данного результата) | Предпочтение игровой деятельности и отношений дошкольного типа; отсутствие желания ходить в школу, негативные установки в отношении школы и учебы, неприятие нового социального статуса ученика | Не может адекватно оценить свои возможности, знание от незнания, умение от неумения; не учитывает оценку взрослых и сверстников | ||
Низкий (проявляется не всегда, иногда, редко (менее 50 %) | Частично сформирована внутренняя позиция школьника, эмоционально положительное отношение к школе, своему новому социальному статусу сочетается с ориентацией на внеучебные стороны школьной жизни – новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможность посещения школьных кружков и др. | Недостаточное знание учеником собственных возможностей и их ограничений, умение частично определять границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения | ||
Средний (проявляется часто) (более 50 %) | Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными | Достаточное знание учеником собственных возможностей в их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения | ||
Высокий (проявляется всегда (80 – 100 %); | Сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающую высокую учебно-познавательную мотивацию. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы ученик продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний | Осознание учеником своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношений к нему взрослых, высокий уровень развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. Наличие рефлексивности, которая проявляется в умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения | ||
Смыслообразование | ||||
Уровни проявления | Учебные и познавательные мотивы | Социальные и позиционные мотивы | ||
Не сформировано (при отсутствии показателей данного результата) | Не мотивирован на познавательный аспект учебной деятельности | Не стремится к социально значимому статусу, не зависит от оценки окружающими своих действий и поступков | ||
Низкий (проявляется не всегда, иногда, редко (менее 50 %) | Не видит связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, познавательные интересы слабо развиты, не направлены на процесс учения | Стремится к социально значимому статусу, в коллективе сверстников принят | ||
Средний (проявляется часто (более 50 %) | Достаточный уровень развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества | Стремится к социально значимому статусу, в коллективе сверстников принят | ||
Высокий (проявляется всегда (80 – 100 %); | Установление учениками связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Высокий уровень развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения | Стремится к социально значимому статусу, имеет потребность в социальном признании, мотив социального долга | ||
Морально-этическая ориентация | ||||
Уровни проявления | Моральные нормы | Конвенциальные нормы | Персональные нормы | |
Не сформировано (при отсутствии показателей данного результата) | Не может дать моральную оценку происходящего в силу несформированности моральных норм и оценок | Не усвоены социальные стандарты поведения, способствующие социализации в обществе | Социальные стандарты поведения, способствующие социализации в обществе, не переходят на личный уровень, не приняты как собственные | |
Низкий (проявляется не всегда, иногда, редко (менее 50 %) | Знает основные моральные нормы, но в своем поведении их не соблюдает | Имеет некоторые представления об общепринятых нормах социального поведения, но данных норм придерживается нерегулярно | На основе социальных норм поведения формируются собственные персональные нормы, но их выполнение не стало привычным и постоянным | |
Средний (проявляется часто (более 50 %) | Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) и частично их выполняет | Усвоены социальные стандарты поведения, однако их соблюдение требует внешнего контроля | На основе социальных норм поведения формируются собственные персональные нормы; их соблюдение регулируется самим ребенком в большинстве жизненных ситуаций | |
Высокий (проявляется всегда (80 – 100 %); | Оценивает усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор; выделяет морально-нравственное содержание ситуации; выполняет моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; адекватно понимает чувства участников ситуации и их взаимоотношения (эмпатия) | Усвоены социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации в быту и общественной жизни. Они включают школьные правила и предписания школьного устава, требования к соблюдению приличий внешнего вида, формы обращения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах социальной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности | Сформированы индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенностей семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами и т.п. Ребенком освоены социальные нормы проявления чувств, есть способность регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения и развитие высших чувств – нравственных переживаний (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного) |
План-график мониторинга личностных результатов
№ п/п | Личностные результаты | Методы диагностики | Сроки диагностики | Классы | Ответственный |
Личностное самоопределение | |||||
1 | Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители |
2 | Адекватно воспринимать оценку учителя. Способность к самооценке. | Методика «Лесенка» (2 класс) Самооценка выполнения устных и письменных работ на уроках. Наблюдение. | Апрель В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Педагог-психолог, классные руководители 2 – 4 классов, учителя начальных классов |
Смыслообразование (мотивация учебной деятельности) | |||||
1 | Положительно относиться к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
Морально-этическая ориентация | |||||
1 | Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей. | Наблюдение, собеседование с родителями | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители |
2 | Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. | Наблюдение, собеседование с родителями, учителями, преподающими в классе | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители |
3 | Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах. | Наблюдение, собеседование с родителями, учителями, преподающими в классе | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители |
4 | Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства | Наблюдение, собеседование с родителями, учителями, преподающими в классе | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители |
Общий уровень воспитанности | |||||
1 | Исследование уровня воспитанности учащихся 1 – 4 классов | Методика «Исследование уровня воспитанности учащихся» для 1 – 3 классов (по М.Н. Капустину) Методика «Исследование уровня воспитанности учащихся выпускных классов» для 4 классов (по П.И. Третьякову) | Апрель | 1 – 4 классы | Классные руководители |
ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
План-график мониторинга метапредметных результатов
№ п/п | Метапредметные результаты | Методы диагностики | Сроки диагностики | Классы | Ответственный |
Регулятивные УУД | |||||
1 | Умение организовывать свое рабочее место: - 1 класс – под руководством учителя; - 2 – 4 классы – самостоятельно. | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
2 | Умение определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях: - 1 класс – под руководством учителя; - 2 – 4 классы – самостоятельно | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
3 | Умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) | Наблюдение, выполнение заданий на уроках | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
4 | Умение определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»: - 1 - 3 классы – под руководством учителя; - 4 классы – самостоятельно | Наблюдение, выполнение заданий на уроках | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
5 | Готовность старших дошкольников к обучению в 1 классе | Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека | Март – апрель, сентябрь | школа будущих первоклассников, 1 класс | Педагог-психолог |
6 | Уровень стрессового состояния учащихся в период адаптации | Тест М. Люшера | Ноябрь | 1 классы | Педагог-психолог |
Познавательные УУД | |||||
1 | Умение ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание) | Наблюдение, выполнение заданий на уроках | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Учителя начальных классов |
2 | Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя) | Наблюдение, выполнение заданий на уроках | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Учителя начальных классов |
3 | Умение подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план | Наблюдение, выполнение заданий на уроках | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Учителя начальных классов |
4 | Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем | Наблюдение, выполнение заданий на уроках | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Учителя начальных классов |
5 | Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие | Наблюдение, выполнение заданий на уроках | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Учителя начальных классов |
6 | Сформированность приемов учебной деятельности у первоклассников | Методики: Рисунок человека Графический диктант Образец и правило Первая буква Тест отношений к школе «Домики». | Сентябрь | 1 классы | Учителя начальных классов, педагог-психолог |
7 | Диагностика метапредметных результатов начального образования в ходе выполнения комплексных итоговых работ на межпредметной основе | Тексты комплексных итоговых работ на межпредметной основе | Апрель | 1 – 4 классы | Учителя начальных классов |
Коммуникативные УУД | |||||
1 | Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
2 | Умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
3 | Умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках | «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997) – для 1 – 2 классов Методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др., [1992]) – для 3 – 4 классов. Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
4 | Умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
5 | Умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
6 | Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности | Наблюдение | В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае | 1 – 4 классы | Классные руководители, учителя начальных классов |
ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
В первых классах для текущей оценки учебных достижений (письменных работ) на каждом уроке используются особые условные шкалы — «волшебные линеечки», напоминающие ребенку измерительный прибор (инструмент самооценки Т. Дембо и С. Рубинштейна). Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок. Оценивание работы сначала производит ученик, а затем - учитель.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В текущей оценочной деятельности во 2 - 4 классах в образовательном учреждении используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале, достижение первого (репродуктивного) уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно», отметкой «3».
«Хорошо», «отлично» – оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями на рефлексивном и функциональном уровнях, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Данные оценки трансформируются в отметки «4», «5».
Формы организации мониторинга предметных результатов
2 – 4 классы
- входные работы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру во 2 – 4 классах, английскому языку в 3 – 4 классах;
- тематические контрольные работы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку;
- четвертные контрольные работы по русскому языку, математике;
- административная работа по проверке орфографической зоркости (по плану ВШК);
- административная проверочная работа по выявлению уровня сформированности навыка табличного сложения и вычитания в пределах 20 во 2 классах (по плану ВШК);
- административная проверочная работа по выявлению уровня сформированности навыка табличного умножения и деления в 3 классах (по плану ВШК);
- административная проверочная работа по выявлению уровня сформированности выполнения арифметических действий с многозначными числами в 4 классах (по плану ВШК);
- проверка сформированности навыка осознанного чтения (3 раза в год: вход (сентябрь), рубеж (декабрь), итог (май), в 1 классах – март, май;
- обобщение данных текущей диагностики предметных результатов по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, английскому языку, технологии, ИЗО, физической культуре, музыке;
- итоговые диагностические работы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку;
- мониторинговое исследование достижения образовательных результатов учащихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру в 4 классах;
- итоговая комплексная работа на межпредметной основе в 4 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 2.1 по предмету (курсу) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
Рабочая программа и КТП для детей с ОВЗ, Вариант 2.1, для слабослышащих и позднооглохших , по литературному чтению для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 4.1 по предмету (курсу) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
Рабочая программа и КТП для детей с ОВЗ, Вариант 4.1( слабовидящие дети) по литературному чтению для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 5.1 по предмету (курсу) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
Рабочая программа и КТП для детей с ОВЗ , Вариант 5.1 (речевое недоразвитие) по литературному чтению в 3 классе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 6.1 по предмету (курсу) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
Рабочая программа и КТП для детей с ОВЗ, Вариант 6.1 (нарушения опорно-двигательного аппарата) по литературному чтению для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 7.1 по предмету (курсу) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
Рабочая программа и КТП для детей с ОВЗ, Вариант 7.1 ( задержка психического развития) по литературному чтению для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 5.2 по предмету (курсу )ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
Рабочая программа и КТП для детей с ОВЗ, Вариант 5.2 (фонетико-фонематическое и фонетическое недоразвитие речи) по литературному чтению для 3 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 7.2 по предмету (курсу) ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 класс
Рабочая программа и КТП для детей с ОВЗ, Вариант 7.2 (ЗПР - задержка психического развития) по литературному чтению для 3 класса....