Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.
статья

Сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   «В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,  они красиво зазвучат» (В.А. Сухомлинский)

Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания - это весьма сложный, важный и ответственный процесс, который требует совместной работы и обучающих, и обучающихся.

    Индивидуальный подход – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей; это принцип построения индивидуализированных отношений между учениками и учителем. Я считаю, что индивидуальная работа с учащимися – это постоянное внимание к каждому из них на уроке, в ходе проверки знаний, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания. При подготовке к уроку я намечаю, кому во время опроса дать для подготовки ответа больше времени, кому меньше, кого спросить у доски, кому дать карточку и т.д.; при опросе одного учащегося следует сделать упор на практическую часть материала, на умение применить правило, от другого – потребовать разъяснение смысла правила, от третьего – добиться чёткого, последовательного пересказа материала по определённому плану; в качестве дополнительного задания одному учащемуся предлагаю разбор данного примера; другому – подбор собственного примера, третьему – сопоставление нового с изученным ранее и т. д. Опрос учащихся стараюсь проводить таким образом, чтобы не только контролировать, но и обучать. Поэтому без учёта индивидуальных особенностей учащихся, без точного знания их сильных и слабых сторон я не могу выполнить эту функцию. Я точно должна знать, кого и о чём спросить, в какой форме, в каком объёме. При объяснении нового материала, я стараюсь применять самые разнообразные формы: к одним обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести соответствующие примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстративного материала.

    Дифференцированный подход – это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.

     Для того чтобы осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников, я стараюсь  соблюдать некоторые условия: знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся; умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся; составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся; умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся ( а в идеале каждого ученика); осуществление оперативной обратной связи;  соблюдение педагогического такта.

      При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.

         Основные преимущества этих  подходов:

1. Обеспечивается единый уровень трудности учебных заданий, слабые дети усваивают полный объем информации.

2. Формирование навыков и умений учебного труда, развитие мышления.

3. Положительно сказывается моральный фактор, учащиеся сознают, что работают над такими же заданиями, как и сильные дети.

4. Время, затрачиваемое учителем на подготовку карточек, компенсируется отсутствием проведения дополнительных заданий со слабыми.

5.  Учитель меньше тратит времени на проверку заданий, единых для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка

Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

В этой презентации раскрывается суть применения  дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....

Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения

Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудност...

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...

Дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения...