Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания.
статья
Сообщение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_i_individualizatsiya_obucheniya_i_vospitaniya.docx | 14.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» (В.А. Сухомлинский)
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания - это весьма сложный, важный и ответственный процесс, который требует совместной работы и обучающих, и обучающихся.
Индивидуальный подход – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей; это принцип построения индивидуализированных отношений между учениками и учителем. Я считаю, что индивидуальная работа с учащимися – это постоянное внимание к каждому из них на уроке, в ходе проверки знаний, в процессе изложения и закрепления материала, а также при объяснении домашнего задания. При подготовке к уроку я намечаю, кому во время опроса дать для подготовки ответа больше времени, кому меньше, кого спросить у доски, кому дать карточку и т.д.; при опросе одного учащегося следует сделать упор на практическую часть материала, на умение применить правило, от другого – потребовать разъяснение смысла правила, от третьего – добиться чёткого, последовательного пересказа материала по определённому плану; в качестве дополнительного задания одному учащемуся предлагаю разбор данного примера; другому – подбор собственного примера, третьему – сопоставление нового с изученным ранее и т. д. Опрос учащихся стараюсь проводить таким образом, чтобы не только контролировать, но и обучать. Поэтому без учёта индивидуальных особенностей учащихся, без точного знания их сильных и слабых сторон я не могу выполнить эту функцию. Я точно должна знать, кого и о чём спросить, в какой форме, в каком объёме. При объяснении нового материала, я стараюсь применять самые разнообразные формы: к одним обращаюсь с вопросами, другим предлагаю привести соответствующие примеры, третьих привлекаю к анализу иллюстративного материала.
Дифференцированный подход – это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
Для того чтобы осуществлять дифференцированный подход в обучении младших школьников, я стараюсь соблюдать некоторые условия: знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся; умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся; составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся; умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся ( а в идеале каждого ученика); осуществление оперативной обратной связи; соблюдение педагогического такта.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Основные преимущества этих подходов:
1. Обеспечивается единый уровень трудности учебных заданий, слабые дети усваивают полный объем информации.
2. Формирование навыков и умений учебного труда, развитие мышления.
3. Положительно сказывается моральный фактор, учащиеся сознают, что работают над такими же заданиями, как и сильные дети.
4. Время, затрачиваемое учителем на подготовку карточек, компенсируется отсутствием проведения дополнительных заданий со слабыми.
5. Учитель меньше тратит времени на проверку заданий, единых для всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Работа по технологии В.Н. Зайцева...
Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка
Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...
Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
В этой презентации раскрывается суть применения дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....
Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения
Основным показателем эффективности названных технологий является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудност...
Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...
Дифференциация и индивидуализация обучения
Дифференциация и индивидуализация обучения...