ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
методическая разработка на тему

Петухова Лариса Викторовна

Работа по технологии В.Н. Зайцева

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ

Траектория развития – раскрытие во времени

личностных качеств человека.

СЛАЙД 1. Данная работа сформировалась на базе «Практической дидактики В.Н. Зайцева», опыта руководства творческой группой учителей начальной школы и собственного опыта работы по теме «Повышение качества образования».

Для того чтобы построить траекторию развития каждого учащегося, надо видеть его в динамике. Для этого необходимо располагать определённой информацией. Суть информации составляет степень развитости на данный момент базовых функций для обучения.

СЛАЙД 2. Какие же это функции?

Оценить степень этих функций можно через уровень развития навыков чтения, письма, счета.

Организуя учебный процесс, стараюсь не упустить из внимания обучение, развитие, воспитание.

СЛАЙД 3. Работу планирую по четвертям:

1 четверть – восстановление ОУ

2 четверть – совершенствование  репродукции

3четверть – рост числа хорошистов

4 четверть – ориентировка на творчество учащихся.

 СЛАЙД 4.  1 четверть – восстановление  ОУ

После лета дети забывают до 40% ОУ. Моя  задача восстановить общеучебные умения, ослабленные  за лето.  Каким же должен быть уровень ОУ? Существуют официальные нормативы, обеспечивающие нормальную работу школьников при переходе из первой ступени во вторую ступень обучения. Этот переход сопровождается удвоением объёма материала и обнаруживает крайне неприятные вещи:

  •  оказывается, что дети читают медленнее, чем говорят; при скорости разговорной речи 120 – 150 слов в минуту (у холериков более 200) нормативная скорость чтения составляет 90 сл/мин;
  • скорость письма (40 – 45 букв в минуту) явно недостаточна и  вызывает раздражение  учителей русского языка, которым надо за 2 года «прогнать» 48 орфограмм;
  • что «легче» всех жить учителям математики, так как нормативы вычислительных  умений вообще отсутствуют.

Для своей работы определила прогноз успешности обучения

Класс

Скорость чтения

Скорость письма

Скорость вычислений

4 класс

Д2

120

60

30

Д1

100

50

25

Д0

90

45

20

3 класс

Д2

90

45

20

Д1

75

30

17

Д0

60

20

14

2 класс

Д2

60

20

14

Д1

45

15

11

Д0

30

10

8

1 класс

Д2

30

10

8

Д1

Д0

Нельзя ставить задачу: сделать всех учеников отличниками. Но нужно стремиться к тому, чтобы большая часть учеников имела хороший уровень.

Чтобы выполнить эту рекомендацию, необходима  усиленная тренировка:   ежемесячные контрольные замеры, взаимозамеры, самозамеры. Для этого необходимы единые требования для их проведения.

Работу начинаем с адаптации в течение трёх недель. Через три недели проводим с детьми  Д0. Сейчас много разговоров о том, что такие замеры не нужны, они наносят травму. Я не оцениваю работы детей. Такая работа необходима, чтобы личность сама видела своё развитие, видела, как она развивается. При проведении замеров мы используем здоровьесберегающие технологии (зеленая ручка, перекрестные шаги, дыхание, восьмерки, «Сова»), игровые приемы («Самый лучший счетовод», «Самый зоркий»).

Такую работу начинаю с первого класса. Анализируя результаты замеров, учитываю индивидуальные особенности ребенка, провожу теппинг-тест, который помогает определить природный темп деятельности.

СЛАЙД 5.  Скорость чтения, письма, счёта влияют на успеваемость, их увеличение можно рассматривать как важнейший резерв обучения.

Проводя замеры, провожу длительное отслеживание динамики развития. Проведя Д0, результаты заношу в ведомость в виде графика, получаю первую точку траектории развития.

СЛАЙД 6.  По результатам диагностики провожу коррекционную работу, используя соответствующие технологии:

  • технология достижении оптимального чтения;
  • технология увеличения скорости письма;
  • технология увеличения скорости вычислительных навыков – совершенствование вычислительных умений.

СЛАЙД 7.  Технология достижения оптимального чтения.

Резервы обучения чтению.

Иногда можно услышать, что школьникам младших классов нужно овладеть скорочтением. Это нелепое утверждение. Скорочтение – это чтение со скоростью 300 знаков в минуту. Оно невозможно. В младших классах быстрое чтение сформировалось ещё не у всех учащихся. Но к этому нужно стремиться. Успешное обучение в средних и старших классах невозможно, если скорость чтения меньше 120 – 130 слов в минуту. По результатам замеров заполняю таблицу «Мониторинг сформированности навыков чтения», где отслеживаются достижения каждого ученика: Д0, Д1, Д2. По результатам Д0 составляются коррекционные упражнения на основе передовых методик обучения чтению:

  • ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения;
  • троекратное чтение одного и того же отрывка – это стимулирующее чтение: третий раз отрывок читается как правило быстрее;
  • ежедневное использование зрительных диктантов по И.П.Федоренко;
  • буксир;
  • чтение за диктором;
  • молния;
  • ведение читательского дневника.

Если ребенок хорошо читает, он будет читать с удовольствием. А если попросить нарисовать иллюстрацию, то это вызовет еще большее воодушевление. Эта работа выполняется в творческих тетрадях, альбомах, читательских дневниках.

СЛАЙД 7. Гиперссылка.  На примере своего класса я вижу, что такая работа дает положительные результаты. «Мониторинг сформированности навыков чтения» показывает динамику роста техники чтения. И самое главное: важна не длительность, а частота тренировок. Упражнения проводятся короткими порциями, но ежедневно. И усердие родителей, заставляющих 6 – 7-летнего ребенка по 1 – 1,5 часа к успеху не приведет, по 5 минут, но 2 – 3 раза за вечер.

Анализ – дифференцированно к каждому ребенку.

Требования к проведению замеров скорости чтения.

Текст для замеров должен быть незнакомым, но слова все должны быть хорошо знакомы ученикам. Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8 до 12 процентов. Короткие слова надо учитывать, написанные через черточку (ну-ка, из-за) считать как два слова. Если в начале замера скорость чтения мала, то надо дать ученику возможность «вчитаться» в текст, и только после этого проводить замер. Замеры проводит учитель, завуч присутствует, располагаясь вне поля зрения ученика и контролируя результат по дубликату  текста. Если результаты, полученные учителем и завучем, отличаются мало, то определяется среднее значение. При больших расхождениях следует повторить замер скорости чтения.

СЛАЙД 8.  Технология увеличения скорости письма.

Если почти все дети пишут медленно, то это потому, что пишут крупно; надо уменьшить высоту строчных букв до 2 – 3 мм.

Перед тем, как перейти к уменьшенному написанию строчных букв, проводится нулевой замер скорости письма. В первом месяце делаем только обычные записи в тетрадях, но с уменьшенной высотой букв; цвет пасты – темно-синий или темно-фиолетовый, через месяц – первый диагностический замер. В черновике можно поупражняться в написании вслепую коротких слов длиной в 3 – 6 букв (сон, хлеб, марка, радуга).

Если через месяц скорость увеличилась на 5 – 10 букв в минуту, значит, процесс идет нормально, и в специальных упражнениях нет необходимости. Выделяю тех учеников, у кого прибавка за месяц составила менее пяти букв. Для них в течение второго месяца провожу ежеурочные упражнения: переписывание из книги в черновую тетрадь. Увеличение частоты тренировок и стимулирующее действие режима самозамеров благотворно сказываются на увеличении скорости письма.

В конце второго месяца провожу второй диагностический замер. Если обнаруживаются ученики, у которых нет улучшений, то им необходима специальная ежеурочная тренировка. Для развития кистей рук можно использовать лепку, штриховку фигур, рисование по клеткам, копирование (по Лайло).

Я говорю о правильности письма, поэтому обращаюсь к этой технологии.

Требования к проведению замеров скорости письма.

        Скорость письма измеряется при переписывании текста из книги на лист бумаги. Текст должен быть хорошо знаком ученикам, перед написанием его прочитать и разобрать смысл. Переписывание длится три минуты, при проверке не учитываются ошибочно и небрежно написанные буквы. Общее количество букв делится на три.

        По итогам диагностики проводится коррекция – индивидуальная работа, тонкая и дифференцированная:

  • работа над ошибками
  • работа в копилках
  • материал для работы из пособий по русскому языку О.В.Узоровой, Е.А.Нефёдовой
  • сорбонки
  • материал из книги Н.П.Локаловой «Как помочь слабоуспевающему ученику». Здесь рассматриваются основные группы трудностей при обучении младших школьников и их психологические причины, представлены психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей, приведены задания для их психологической диагностики и коррекции.

Гиперссылка. Мониторинг скорости письма

СЛАЙД 9.  Технология увеличения скорости вычислений.

В «Практической дидактике» В. Н. Зайцева замер скорости вычислений рекомендовано проводить при перемножении двузначных чисел. Так как мы начинаем замеры с 1-го класса, мы составили задания с учётом ЗУН учеников 1 - 4 классов. Для каждого класса мы разработали по 3 диагностики Д0, Д1, Д2, чтобы производить замеры в начале года, в середине и в конце.

В. Н. Зайцев рекомендует заготовить карточки, содержащие не менее 10 вариантов заданий по четыре примера в каждом. Мы же условия записываем зелёной ручкой в тетради. Длительность выполнения соответствующей диагностики - одна минута. По команде «Начали» ребята приступают к решению и ответы пишут синей ручкой.. По команде «Закончили» все одновременно не прекращают писать, как рекомендовано «Практической дидактикой», а меняют синюю ручку на зелёную и заканчивают решение всех представленных примеров. В результате такого подхода мы применяем здоровьесберегающие технологии – дети  не травмируются тем, что не успели выполнить задание.

При оценке выполненных работ неправильно вычисленные цифры не учитываются. Не учитываются и заранее написанные цифры условия. При умножении двузначных чисел в записи есть ещё и сложение. Правильность сложения засчитывается независимо от правильности найденных неполных произведений.

Мониторинг и коррекция вычислительных навыков.

Полученные результаты оформляем в виде графике каждый год на отдельном листе. Произведённые замеры скорость вычислений позволяют спланировать коррекционную работу с  учениками, а также организовать работу с родителями. Ученики условно делятся на три группы; в первую входят те, у кого скорость умножения наименьшая; во вторую группу входят те, у кого следует   совершенствовать   навык   вычислений;   третью   группу составляют ученики, вычисляющие на хорошем уровне.

В соответствие с результатами диагностики технологичная система упражнений состоит из двух частей: качественного освоения таблицы сложения и умножения и технологичного тренажа для совершенствования умений складывать, вычитать, умножать, делить.

Качественное освоение таблицы сложения и умножения происходит с помощью переключения канала восприятия. Таблицы, как правило, заучиваются вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Надо создать предпосылки для успешного переключения канала восприятия. С этой целью мы изготовили сорбонки (от названия парижского университета) - это карточки широкой сферы применения. На одной стороне написан пример, на другой результат. Сорбонки используются как мною - учителем, так и учениками при работе в паре и дома с родителями. Учитель или ученик показывает поочередно каждую из сорбонок, а отвечающий называет результат. При правильном ответе карточка сдвигается в одну сторону, при неправильном - в другую. Затем ученик записывает в тетради те элементы таблицы, которые он не знает. Для учеников первой группы рекомендовано увеличить частоту упражнений с помощью сорбонок. Сорбонки изготавливают дети вместе с родителями, образец прилагается.

Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами:

- они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые еще не освоены,

- увеличивают частоту тренировок,

- раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более легкое запоминание.

Вторая часть упражнений - это технологичный тренаж который проводится, когда половина детей приобрела необходимый навык вычислений. Это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной и проверочное работой. Если в неделю пять уроков математики, то на четырех тренаж проводится со взаимопроверкой, а на пятом проверяет учитель и выставляет отметки. Тренаж проводится в соответствии со здоровьесберегающими технологиями: материал для тренажа открытый (его можно брать домой), используются   синяя   и   зелёная   ручки.  

Технологичная система упражнений позволяет качественно увеличить скорость вычислений.

Результаты 1 четверти сравниваю с результатами 1 четверти прошлого года.

СЛАЙД 9. Гиперссылка. Начинаю мониторинг исследования по отслеживанию динамики развития. Это демонстрирует индивидуальное развитие ученика. На основе выстраиваю дифференцированную работу в дальнейшем.

Во 2 четверти провожу Д1, в конце года Д2. К концу года выстраивается график развития ученика. Ребенок сам видит свои успехи. Результаты открыты для детей и родителей.

СЛАЙД 10.  2 четверть – совершенствование репродукции.

Во 2 четверти продолжаю коррекцию навыков и совершенствую репродукцию. Это главная задача 2 четверти.

Репродукция (транслянция) – необходимая ступенька обучения; не научившись правильно и быстро отражать информацию, нельзя приступать к её преобразованию, к проблемному обучению.

Репродукция включает в себя  восприятие, осознание, осмысление, в небольшой мере обобщение, текущее повторение и повторение ранее изученного материала.

Под осознанием понимают получение представлений, или установление соответствия слова и образа. Если сформулировать закономерность осознания как единство двух сигнальных систем человека, то это будет не очень конструктивно.  Если отобразить соотношением ЮНЕСКО:

                        15 + 25  65,

то многое проясняется. Информация в словесной форме осваивается только в 15%, в образной форме – 25%, если оба канала восприятия – слух и зрение, то осознание облегчается – 65%. Это облегчает трансляцию знаний.

        СЛАЙД 11.  Работу начинаю с диагностики репродукции.

Цель – выявить отклонения от нормы, нарушения закономерностей. Необходимо провести диагностическое состояние репродукции по следующим признакам:

  • умение рисовать
  • понимание терминов
  • пересказ коротких текстов
  • логичность пересказа
  • лаконичность речи
  • конспектирование
  • орфографическая грамотность

       Все признаки оцениваются в двухуровневой шкале – 1 и 0.

       Единичками оцениваются:

  • умение рисовать – в случае получения на уроках рисования высоких оценок – «4» или «5»
  • понимание терминов – если ученик не испытывает затруднений на уроках по всем предметам
  • пересказ коротких текстов – если ученик свободно пересказывает текст средней трудности после одноразового прочтения
  • логичность пересказа – если ученик  может самостоятельно составить план  достаточно большого учебного материала
  • лаконичность речи – если ученик в состоянии точно и кратко выразить суть какой – либо идеи, ситуации, события
  • конспектирование – если ученик знает правила конспектирования и умеет, слушая объяснение учителя, составить легко читаемый конспект
  • орфографическая грамотность – если ученик имеет по русскому языку высокие оценки

     ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ВЕДОМОСТЬ

Класс _________    

Кл. руководитель___________________________

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

1

Алексеев М.

1

1

1

0

0

0

0

2

Валюга С.

3

Гринчик Д.

итог

23

17

12

6

2

0

8

частота,%

92

68

48

24

8

0

32

Совершенствование репродукции начинается с точек сбоя. Выявив проблемы, определяю пути их решения:

- пересказ;

- повышение орфографической зоркости.

СЛАЙД 12.  Значительная часть учеников испытывает трудности при пересказе. Это свидетельствует об ослабленной памяти. Для этого была разработана специальная технология обучения пересказу коротких текстов, которая получила название самарского варианта обучения пересказу.

Самарский  вариант обучения пересказу предусматривает последовательное выполнение 6 упражнений (1 – 2 минуты каждое):

  • чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты;
  •  осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);
  • запись на доске 4 – 7 ключевых слов (по выбору учеников);
  • образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;
  • жужжащий пересказ в парах;
  • пересказ текста слабым учеником.

Кроме этого много внимания уделяю развитию речи учащихся:

- творческие тетради – сказки, стихи, рисовании;

- работа со словарями (словарь настроений, характеров);

- работа над изложением и сочинением (пособие Есениной);

 - работа над ошибками – урок – коррекции (групповая форма работы): 1группа – самостоятельно выполняет творческое задание;

2 группа – получает   инструкции учителя, самостоятельно выполняет задание;

3 группа – работает под руководством учителя.

                По результатам репродукции 2 ослабленная связка – орфографическая зоркость. Применяю технологию повышения орфографической грамотности.

СЛАЙД 13.  Технология повышения орфографической грамотности.

  • Тренировочные упражнения;
  • Диагностические диктанты.

Из подвергнутых оценке психологических качеств именно ассоциативная память более других влияет на уровень орфографической грамотности.

Основные особенности сознательно-ассоциативного варианта технологии:

  • применение в режиме повторения;
  • работа проводится ежедневно;
  • время упражнения  не более 5 минут;
  • упражнения проводятся устно, при письменном выполнении 80-90% времени тратится на механическую запись;
  • каждая повторяемая орфограмма повторяется в течение одной недели.

Предлагаемая технология включает в себя:

  • ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для условий каждого класса,
  • по каждой слабо освоенной  орфограмме проводятся устно ежедневные упражнения: с ключевыми словами (1 мин.), с игровыми словариками (2 – 4 мин.), на формулирование правил (1 - 2 мин.), на использование ассоциаций (1 мин.).

        В начальных классах диагностические диктанты (20 слов) содержат слова на 3 – 4 орфограммы, равное количество слов на каждую орфограмму. Слова даются вперемежку. После составляется диагностическая ведомость, в которой  номера столбцов соответствуют выбранным для диагностики орфограммам, 1 отмечается наличие ошибок, 0 – их отсутствие. В строке «Итог» проставляются суммы единичек каждого столбца; половина орфограмм, имеющих большее значение для итогов, выделяется для первоочередной тренировки в режиме повторения.

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кол.

1.

Алексеев М.

1

0

0

0

0

1

1

0

1

4

2.

Валюга С.

1

0

0

1

1

1

0

0

1

5

Итог

18 с

12 с

6

4

11с

9

3

6

21с

Диагностические диктанты.

       Предлагаемая технология включает в себя ежемесячное проведение диагностических диктантов для выбора наиболее трудных орфограмм для условий каждого класса.

        Для этого можно успешно использовать «сорбонки» – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки.

        Другое важное упражнение технологии – зрительные диктанты по И.П.Федоренко для развития оперативной памяти. Зрительные диктанты надо писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.

        В своей работе использую систему «уроков развития» В.В.Лайло. Автор предлагает примерное планирование уроков для целенаправленных занятий по развитию памяти, а также рекомендует практические материалы и методические приёмы для совершенствования навыков грамотного письма в ходе учебной деятельности.

        СЛАЙД 14.  Для удобства при отслеживании навыков грамотного письма мы разработали единые для всей начальной школы символы для обозначения орфограмм русского языка,  используем их при решении орфографических задач по технологии Ю.А.Поташкиной.

        Эта технология позволяет поддерживать постоянную заинтересованность предметом, дать более глубокие, чем обычно, знания об устройстве и функционировании русского языка и обеспечить освоение основ русского правописания до 10 – 11 лет, пока этому процессу активно помогают структуры мозга, ответственные за осознанное овладение ребёнком всеми формами родного языка и формирование на их базе словесно – логического, абстрактного мышления.

        Рассмотрим пример: выбор безударной гласной корня.

При решении данной орфографической задачи важно вдуматься в смысл слова и его корень, ведь нередко одинаково звучащие корни (и слова), пишутся совершенно по-разному. Так слова «примирять» (товарищей) и «примерять» (платье) на слух неразличимы, и только осознание их смысла поможет избежать ошибки. Алгоритмы записываются в копилку.

        O –и//е, O , мир => примирять

СЛАЙД 15.  Обозначение орфограмм.

        Педагогическая диагностика успешности обучения проводится ежегодно в начале, середине и конце учебного года.

        Педагогическая диагностика, проводимая в начале года, может совпадать с той, которую мы проводим в конце предыдущего учебного года. Это даст возможность увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения: действительно ли произошли качественные изменения в развитии того или иного ребёнка или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия – нуждается ли класс в подобном повторении прошлогоднего материала или можно быстро двигаться дальше и т. д.

        В середине года педагогическая диагностика позволит увидеть, каково продвижение воспитанников и что нужно изменить в обучении каждого ребёнка в следующие полгода, чтобы достичь планируемых результатов.

        И, наконец, диагностика, проводимая в конце года, даст возможность подвести итог работы, увидеть, каковы успехи каждого ученика в усвоении необходимых знаний и умений, какое влияние оказывает обучение на формирование учебной деятельности и на интеллектуальное развитие учащихся.

        СЛАЙД 16.  В конце 2 четверти провожу Д1 – вторая точка продвижения ученика, его личные достижения. Провожу коррекцию, что надо сделать во втором полугодии, чтобы достичь планируемых результатов. Родители знакомятся с результатами.

СЛАЙД 17.  3 четверть – «выращивание» хорошистов.

Самая продолжительная четверть и самая нагруженная. Школьники уже основательно вошли в процесс учения, теперь можно начинать формирование человека разумного, приступить к «ВЫРАЩИВАНИЮ» ХОРОШИСТОВ:

  • системно наполнять детские умы информацией;
  • оптимизировать алгоритмическое применение знаний, попытаться обеспечить переход от репродукции к творчеству.

В первом полугодии вела подготовку: школьники вооружены ОУ умениями, научились пересказывать учебный материал. Для круглых троечников обычные  нагрузки запредельны.

В 3 четверти мы в состоянии не только увеличивать число хорошистов, но и наращивать переходную часть коллектива за счёт троечников.

СЛАЙД 18.  Для этого надо: в обучении каждого ученика определить зону повышенного внимания (ЗПВ), то есть выделить 2 учебных предмета, по которым его будут чаще вызывать.

На 3 четверть приходится пик воспитательной работы. Ключевая роль – восстановление детских организаций. Через них активизировать мощные средства воспитания:

  • организовать наставничество по вертикали;
  • использовать взаимопомощь в микрогруппах.

3 четверть – это подготовка к творчеству:

  • усилить работу по совершенствованию продуктивного мышления.

Основная задача школы при любых социальных системах – формирование человека разумного, умеющего принимать в сложных ситуациях правильные решения.

ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

  • Уровень доброты школьников надо оценивать по отношению их к одноклассникам
  • В воспитании культуры общения важна не столько вежливость, сколько внимательность по отношению друг к другу
  • Для воспитания трудолюбия большое значение имеют техническое моделирование и аккуратное ведение тетрадей
  • Дорога к альтруизму лежит через наставничество
  • Нужен цикл предметов воспитательной направленности: уроки доброты, этика, техническое моделирование, наставничество

Надо правильно решать вопросы межличностных и межгрупповых отношений, решать в соответствии с реальными закономерностями.

  • Нельзя учителю думать плохо о детях – это приведёт к ухудшению успеваемости, поведения, нарушается воспитание доброты
  • Нельзя подчёркивать классовое расслоение общества – ни в школьной столовой, ни в одежде, ни в образе поведения детей
  • Нельзя пренебрегать правилом Я.А.Коменского и не привлекать сильных учеников к организации взаимопомощи – это мешает формирование трудолюбия
  • Нельзя усиливать энтропию школьной жизни, заставляя пятиклассников принимать систему бродячих классов, увеличивая наполняемость классов, запрещая детские организации

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИАГНОСТИКИ.

Отслеживаемые признаки должны соответствовать первоочередной задаче учебной четверти.

  • 1 четверть – формирование общеучебных умений – оценивались скорость чтения, письма, вычислений.
  • 2 четверть – усиление репродукции – отслеживались умение рисовать и признаки, характеризующие речь учащихся.
  • 3 четверть – оптимизация алгоритмического применения знаний в процессе выращивания хорошистов, в обеспечении перехода от репродукции к творчеству. Здесь важны три составляющие педагогического  процесса: воспитание, развитие, обучение.

Для диагностики нужны три блока признаков:

  1. При количественной оценке обучения исходить из того, что алгоритмическое применение знаний обеспечивает обучение, по крайней мере, на уровне «4».
  2. Учебные возможности слабых учеников – это та доля, которую от общего количества учебных предметов составляют хорошо освоенные. Это индекс качества.
  3. В блоке признаков воспитанности – доброта по отношению к одноклассникам, внимательность к людям, аккуратность и наставничество. В блоке признаков развития психики – логичность мышления, настойчивость в преодолении трудностей.

ЗОНЫ ПОВЫШЕННОГО ВНИМАНИЯ.

        Если у ученика «3» по 8 – 10 предметам, то бесполезно обращаться к его совести, повышать требовательность, вызывать родителей: у него просто нет реальных возможностей для улучшения учения по всем предметам. Надо выделить для каждого слабого ученика лишь по 2 предмета, и по этим предметам создать режим повышенного внимания.

Составляю таблицу успеваемости по всем учебным предметам, сведя ее к дихотомии, т.е. представить данные в двухуровневой шкале. Отметки «4» и «5» обозначаются единичками, более низкие отметки – нулями, а результат приобретает такой вид:

Фамилия, имя

Р.яз.

Л.чт.

Ан.яз.

Матем.

Окр.м.

Муз.

Физк.

Худ.тр.

Итог

А

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Б

0

1

1

0

1

1

1

1

6

Б

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Б

0

1

1

1

1

1

1

1

7

Г

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Д

1

1

0

1

1

1

1

1

7

Ж

0

0

0

0

1

1

1

1

4

Сумма

4

6

5

5

7

7

7

7

48

Строки ранжируются сверху вниз в порядке убывания значений столбца «Итог». Столбцы ранжируются слева направо в порядке убывания значений строки «Сумма». Таблица приобретает такой вид, что в левом верхнем углу находится освоенная зона (единички), а в правом нижнем – неосвоенная зона (нули).

Фамилия, имя

Окр.м.

Муз.

Физк.

Худ.тр.

Л.чт.

Матем.

Ан.яз.

Р.яз.

Итог

Антонова  

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Белков

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Бобкова

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Горелов

1

1

1

1

1

1

1

0

7

Дунаев

1

1

1

1

1

1

0

1

7

Борисов

1

1

1

1

1

0

1

0

6

Жарова

1

1

1

1

0

0

0

0

4

….

Сумма

7

7

7

7

6

5

5

4

48

Пограничная линия между зонами проводится так, что количество клеток над линией равно количеству единичек в столбце, а количество клеток под линией равно количеству нулей в столбце. В каждой строке выделяются первые два нуля. Совокупность всех выделенных клеток и представляет собой зону повышенного внимания (ЗПВ).

СЛАЙД 19.  ОБРАБОТКА  И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 3 ЧЕТВЕРТИ.

По окончании 3 четверти следует построить графики – развертки индекса качества (ИК) и качества обучения (К). Предварительно составляется таблица результатов (четвертных отметок), подсчитывается К и ИК для каждого из классов отдельно.

Итоговая ведомость результатов 3 четверти.

класс

Кл. руководитель

1

2

3

4

5

К

ИК

25

12

11

275

208

48

75,6

24

8

11

264

170

33

64,4

26

5

11

286

142

19

49,7

Итого

75

25

11

825

520

33

63,0

1 – кол-во учеников в классе

2 – кол-во занимающихся на «4» и «5»

3 – кол-во учебных предметов

4 – общее кол-во четвертных отметок

5 – общее кол-во высоких четвертных отметок (4 и 5)

К – процент качества (до десятых)

ИК – индекс качества (до десятых)

не менее 0,70 – высокий ИК

0,70>ИК>0,50 – средний ИК

менее 0,50 – низкий ИК

СЛАЙД 20.  4 четверть – доминирование творчества  «Сбор урожая».

Четвертая четверть — конец учебного года, сбор школьного урожая. И это всегда праздник. Скоро мы оценим качество нашей работы — и не только по количеству хорошистов и отличников, но и по уровню их творчества. Предстоит активизировать творческую работу учеников — как? Предстоит провести смотры, конкурсы, состязания, олимпиады — какие?

Творчество, как любая другая деятельность, нуждается в мотивации, но не все мотивы пригодны для этого случая, и особое место среди них занимает мотив самосовершенствования: он обязательно присутствует во всех видах творчества. Связь творчества и самосовершенствования настолько сильна, что многие люди считают: тут два названия одного и того же.

Организующим  началом может послужить естественная последовательность задач годичного цикла:

1 четверть – вызвать интерес к творчеству

2 четверть – уделить внимание показу элементов творческой работы

3 четверть – стимулировать самостоятельное творчество

4 четверть – позаботиться о его доминировании в учебном процессе

СЛАЙД 21.  В конце года провожу Д2 – третья  точка продвижения ученика, его личные достижения на конец года. Провожу коррекцию, на что надо обратить внимание, чтобы достичь планируемых результатов. Родители знакомятся с результатами, получают рекомендации для работы «Летние задания».

Таким образом, выстраивается траектория обучения за год, на которой видно, чего ученик достиг и где ему ещё надо подтянуться, чтобы в следующем году восполнить пробелы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника"....

Дифференциация как возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса

Решение противоречия между общими для всех учащихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка, между фронтальным изложением учебного материала учителем и индивидуаль...

Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.

Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....

Исследовательская работа"Дифференциация и индивидуализация обучения, как способ развития каждого ребёнка

Умелое применение приёмов и способов индивидуализации и дифференциации делает педагогический процесс природосообразным, так как именно такой подход предполагает раннее выявление склонностей и способно...

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

В этой презентации раскрывается суть применения  дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....

«Формирование и поддержание положительной учебной мотивации детей как условия построения траектории их жизненного пути»

  Считая себя педагогами современной школы, сегодня, совместно с вами мы постараемся определить, какое жизнеутверждающее начало должен нести в себе учитель для того, чтобы...

Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема. Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Выступление на педагогическом совете. Неуспеваемость обучающихся, как педагогическая проблема.Предупреждение неуспеваемости и отставания через дифференциацию и индивидуализацию обучения.Проблема неусп...