Методическая разработка по внеурочной деятельности "Планета Жизни"
рабочая программа
Данная программа является долгосрочным проектом, рассчитанным на 4 года обучения. Реализуется интегрировано учителями начальной школы, биологии и географии для разновозрастных групп учащихся I-VIII классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planeta_zhizni_programma_7_2.docx | 121.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №367
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
192281, Санкт-Петербург, Дунайский пр., дом43, корпус 2, литера А. тел./факс 778-82-42
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ПЛАНЕТА ЖИЗНИ»
Срок реализации программы 4 года
Категория обучающихся: ученики I-VIII классов
Разработчики программы:
Ашихмина С.Б., учитель высшей квалификационной категории;
Гончарова И.Е., учитель высшей квалификационной категории;
Малыгина А.В., учитель первой квалификационной категории
Санкт-Петербург
2018
Оглавление
Особенности реализации программы 4
Основное содержание программы 6
Условия реализации программы 11
Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость программы заключается в том, что она направлена на реализацию государственной политики в области экологического развития России; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации; соответствует требованиям ФГОС и основной образовательной программы начального и общего образования, обеспечивает преемственность в приобретении учащимися опыта совместной познавательной деятельности на уровне начального и общего образования, оптимизирует адаптационный период перехода на новый уровень образования, соответствует возрастным особенностям учащихся.
Содержание программы направлено на развитие познавательных и коммуникативных качеств личности, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности.
Цель программы: организация совместной познавательной деятельности учащихся начальной и основной школы, формирующей основы экологической культуры.
Задачи программы:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
- развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
- развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
- воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные:
- чувство ответственности и долга за сохранение и приумножение богатств родной природы;
- идентификация себя в качестве гражданина России,
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, положительная мотивация к обучению и познанию через изучение …...
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения природе;
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные:
- обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения;
- получат возможность развить экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике, а также способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных идей.
Особенности реализации программы
Данная программа является долгосрочным проектом, рассчитанным на 4 года обучения. Реализуется интегрировано учителями начальной школы, биологии и географии для разновозрастных групп учащихся I-VIII классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (всего 68 часов в год).
Реализуется преимущественно в форме групповой работы.
Работа организуется в группах сменного состава трех видов:
1) учащиеся начальной школы;
2) учащиеся основной школы;
3) учащиеся начальной и основной школы.
Особенностью программы является концентрический принцип освоения содержания: ежегодное изучение одной темы на разных уровнях сложности в соответствии с усложнением учебного материала и расширением субъектного опыта обучающихся. Программа носит практико-ориентированный характер: в первый год обучения на практические занятия отводится 72% учебного времени, во второй год – 74%, в третий год – 78%, в четвертый год – 85%. Изучение каждого раздела программы заканчивается представлением работ учащихся, что позволяет оценить результаты внеурочной деятельности.
В группах учащиеся одного возраста знакомятся с начальными сведениями по каждому разделу программы. При переходе к реализации практической части программы, формируются смешанные разновозрастные группы. Такой подход позволяет организовать коммуникацию, взаимооценку и взаимопомощь, воспитывает ответственность за результаты товарищей и необходимость в соблюдении норм техники безопасности.
Обучение осуществляется на основе системно-деятельностного подхода на основе проектного метода, что соответствует требованиям ФГОС. Через проектную деятельность формируются все универсальные учебные действия, обеспечивается достижение с планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и общего образования. В процессе самостоятельной работы над созданием проекта формируется опыт познавательной деятельности и экологическая культура.
На занятиях в рамках данной программы учащиеся овладевают умением формулировать проблемы, классифицировать, наблюдать, выдвигать гипотезы, сравнивать, проводить опыты и ставить эксперименты, делать выводы, объяснять, доказывать, аргументировать свою точку зрения. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты, с них начинается знакомство с методом проектов в начальной школе и 5-6 классах.
В 7- 8 классе темы проектов усложняются и требуют кропотливой работы с различными информационными источниками. Эти проекты исследовательские, результаты таких проектов интересны не только участникам проекта, но и учащимся, не задействованным в проекте, родителям, педагогам.
При оценивании проектов используются идеи, разработанные О.Г. Сорока, кандидатом педагогических наук, доцентом БГПУ; И.Н. Васильевой, НМУ «Национальный институт образования».
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ:
Этапы работы над проектом | Критерии | Характеристика критерия | Балл |
Подготовительный этап | Актуальность | Обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий | 10 |
Планирование работы | Осведомленность | Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом | 10 |
Исследовательская деятельность | Научность | Соотношение изученного и представленного в проекте материала, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими | 10 |
Самостоятельность | Выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемая действиями координатора проекта | 10 | |
Результаты или выводы | Структурированность | Степень теоретического осмысления, упорядочение и целесообразность действий при выполнении и оформлении проекта | 10 |
Креативность (творчество) | Новые оригинальные идеи и пути решения, с помощью которых авторы внесли нечто новое | 10 | |
Представление готового продукта | Презентабельность Коммуникативность | Наглядное представления хода исследования и его результатов в результате совместного решения проблемы авторами проекта. Способность авторами проекта четко, грамотно и тезисно изложить этапы и результаты своей деятельности. | 10 |
Оценка процесса и результатов работы | Рефлексивность | Индивидуальное отношение авторов проектной работы к процессу проектирования и результату своей деятельности. Что было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что хотелось бы осуществить в будущем? | 10 |
Для текущего оценивания и промежуточной аттестации применяется выполнение творческих работ, создание и защита презентаций. Итоговая аттестация проводится в форме защиты группового проекта.
Основное содержание программы
Первый год обучения. Для I и V класса
- Введение (2 ч)
Тема 1. Тематический обзор. Планирование предстоящей работы.
II. В мире почвы (10 ч)
Тема 2. «Почва – это…». Как образовалась почва. Периоды почвообразования.
Тема 3. Путешествие дождевого червячка. Значение редуцентов в почвообразовании.
Тема 4. Распространение почв. Знакомство с «Почвенной картой мира».
Тема 5-6. Подготовка презентации. Выставка рисунков «Мир подземного царства».
III. Царство растений (12 ч)
Тема 7. Приспособления растений к различным климатическим факторам.
Тема 8. Разнообразие, местообитание и распространение мхов и лишайников. Наука бриология.
Тема 9. Условия жизни травянистых растений, разнообразие. Наука ботаника.
Тема 10. Условия жизни кустарников и деревьев, разнообразие. Растения-долгожители.
Тема 11-12. Создание справочника «Автобиография растений» (по материкам). Защита страниц справочника.
IV. Царство животных (8 ч)
Тема 13. Водный мир - подводные этажи. Распределение животных в толще воды (планктон, бентос, обитатели на поверхности), особенности.
Тема 14. Водный мир.Обитатели, особенности внешнего строения.
Тема 15-16. Круглый стол «Животные мира». Сообщения «Водный мир, проблемы, пути решения».
V. Биогеография (4ч)
Тема 17. Симбиоз. Определение, примеры.
Тема 18. Природные зоны мира. Природные зоны мира: что это такое?
Тема 19. Комнатные растения. «Знакомые незнакомцы». Разнообразие и значение.
Тема 20. Растения и их опылители. Взаимозависимость растений и животных.
Тема 21-22. Фотоальбом «Уход за комнатными растениями».Защита страниц фотоальбома.
VI.Удивительная посевная
Тема 23. Необычные семена:дражированные, инкрустированные, барботированные, плазменные, калиброванные, семена в гелевой оболочке, на ленте,семена-спринтеры
Тема 24. Солнце, воздух и вода. Значение природных факторов для прорастания семян.
Тема 25. Глубина заделки семян. Зависимость глубины заделки от размеров семян.
Тема 26. Вегетативные органы растения: корень. Виды, типы, функции.
Тема 27. Вегетативное размножение листом («Фиалка для мамы»). Практикум по вегетативному размножению.
Тема 28. Аппликация «Органы растения и их функции».
VII. Практические занятия на пришкольной территории
Тема 29-33. Практикум на пришкольной клумбе. Высадка растений, размноженных вегетативным способом (колеус, хлорофитум, тюльпаны, крокусы).
VIII. Итоговое занятие (2 часа)
Тема 34. Итоговое занятие. Праздник «Экологический калейдоскоп».
Второй год обучения Для II и VI класса
- Введение (2 ч)
Тема 1. Тематический обзор. Планирование предстоящей работы.
II. В мире почвы (10 ч)
Тема 2. Плодородие – главное свойство почвы. Гумус, перегной – значение для растений.
Тема 3. Обитатели почв, значение. Беспозвоночные и позвоночные животные.
Тема 4. Почвы родного края (Ленинградской области). Знакомство с картой "Почвы Ленинградской области".
Тема 5. Индивидуальные консультации. Оформление газеты «ПОЧВА».
Тема 6. Газета «ПОЧВА». Презентация.
III. Царство растений (12 ч)
Тема 7. Лес, взаимное существование. Листовая мозаика. Вертикальное и горизонтальное расположение.
Тема 8. Плауны, хвощи, папоротники. Местообитание, распространение.
Тема 9. Травянистые растения и кустарнички. Местообитание, распространение.
Тема 10. Деревья и кустарники. Местообитание, распространение.
Тема 11-12. Композиция из суккулентов. Флорариум, мини-сад (по выбору). Защита проекта.
IV. Царство животных (8 ч)
Тема 13. Животные родного края (СПб.и Ленинградской обл.). Разнообразие, распространение, количественный состав.
Тема 14. Животные родного края (СПб и Ленинградской обл.). Разнообразие, распространение, количественный состав.
Тема 15-16. Альбом «Животные Родного края». Животные Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
V. Биогеография (4ч)
Тема 17. Конкуренция. Конкурентные взаимоотношения. Виды конкуренции.
Тема 18. Природные зоны родного края (СПб.и Ленинградской обл.). Какие бывают природные зоны, их основные особенности.
Тема 19. Декоративные растения для клумбы, дома, сада.
Тема 20. Красная книга Ленинградской области. Заповедники, заказники, природные парки, памятники природы.
Тема 21-22. История появления икебаны. Икебана – искусство составления красивых цветочных композиций. Скульптура из цветов. Представление работ.
VI.Удивительная посевная
Тема 23. Строение семян. Семена однодольных и двудольных растений. Различия в строении.
Тема 24. Почвосмеси, разновидности. Понятие – почвосмесь, отличие от почвы.
Тема 25. Качество семян, особенности хранения. Качественные и некачественные семена. Всхожесть семян. Причины не всхожести.
Тема 26. Побег. Строение побега, разновидности, основные функции.
Тема 27-28. Черенкование («Растения для здоровья»). Размножение черенками калонхоэ. Декорирование подарка (работа с цветным песком).
VII. Практические занятия на пришкольной территории
Тема 29-33. Практикум на пришкольной клумбе.
VIII. Итоговое занятие (2 часа)
Тема 34. Итоговое занятие. Праздник «Экологическая мозаика».
Третий год обучения. Для III и VII класса
- Введение (2 ч)
Тема 1. Тематический обзор. Планирование предстоящей работы.
II. В мире почвы (10 ч)
Тема 2. Почвообразующие факторы: материнская порода, климат, растительность и животный мир, рельеф, возраст почв. На современном этапе шестой фактор – деятельность человека. Демонстрация опытов.
Тема 3. Приспособительные особенности обитателей почв. Особенности внешнего строения в связи с обитанием в почвенной среде.
Тема 4. Распространение почв на разных материках. Знакомство с почвенными картами материков.
Тема 5-6. Индивидуальные консультации по составлению атласа почв. Презентация атлас «Почвы мира».
III. Царство растений (12 ч)
Тема 7. Биоценозы. Разновидность и состав.
Тема 8. Мхи и лишайники, плауны, хвощи, папоротники на карте мира.
Тема 9. Травянистые растения на карте мира. Растения-эндемики, растения-космополиты.
Тема 10. Кустарники и деревья на карте мира. Особенности жизни, приспособления.
Тема 11-12. Конструирование макета «Флора материков». Представление макетов.
IV. Царство животных (8 ч)
Тема 13. Животные мира. Красная книга. Представители Международной красной книги.
Тема 14. Животные материков. Основные представители материков, ареалы распространения.
Тема 15-16. Брошюра "Животные мира". Презентация брошюры.
V. Биогеография (4ч)
Тема 17. Биоценозы. Состав, многообразие биоценозов.
Тема 18. Природные зоны на разных материках. Краткая характеристика, особенности.
Тема 19. Пищевые растения. Растения, используемые в пищевой промышленности.
Тема 20. Растения и животные: рекордсмены. Самые-самые животные и растения.
Тема 21-22. Подбор ингредиентов к салату (пищевые растения разных материков). Реклама и презентация салата
VI.Удивительная посевная
Тема 23. Способы обработки семян. Замачивание, стратификация, карификация.
Тема 24. Внекорневые и корневые подкормки. Виды удобрений, нормы и сроки внесения.
Тема 25. Семена однодольных и двудольных растений. Отличия и сходства в строении.
Тема 26. Цветок. Генеративный орган семенного размножения. Происхождение.
Тема 27. Семенное размножение (муррайя, голубая ель). Отличия в прорастании семян Голосеменных и покрытосеменных растений.
Тема 28. Картина из природного материала. Выбор «палитры», техника исполнения.
VII. Практические занятия на пришкольной территории
Тема 29-33. Практикум на пришкольной клумбе.
VIII. Итоговое занятие (2 часа)
Тема 34. Итоговое занятие. Праздник «Экологический хоровод».
Четвертый год обучения Для IV и VIII класса
- Введение (2 ч)
Тема 1. Тематический обзор. Планирование предстоящей работы.
II. В мире почвы (10 ч)
Тема 2. Экскурсия в Музей Почвоведения. Обсуждение.
Тема 3. Микромир почвы, составление коллекции (работа с микроскопами). Составление коллекции микропрепаратов насекомых.
Тема 4. Почвы России. Знакомство с почвенной картой России. Подзолистые и дерново-подзолистые почвы – главные почвы России.
Тема 6. Игра по станциям «Юный почвовед». Закрепление изученного материала.
III. Царство растений (12 ч)
Тема 7. Биогеоценозы, экологические пирамиды. Виды экологических пирамид.
Тема 8. Мхи и лишайники, плауны, хвощи, папоротники на карте России. Особенности распространения.
Тема 9. Травянистые растения на карте России. Видовой состав, распространение.
Тема 10. Кустарники и деревья на карте России. Видовой состав, распространение.
Тема 11-12. Разработка сценария, изготовление декораций и костюмов к спектаклю (сотрудничество с родителями учащихся). Костюмированный спектакль «Экосказка».
IV. Царство животных (8 ч)
Тема 13. Животные России. Красная книга. Представители, причины, пути решения.
Тема 14. Животные России. Видовой состав, распространение.
Тема 15-16. Атлас «Распространение животных России». Презентация атласа.
V. Биогеография (4ч)
Тема 17. Биосфера Земли. В.И.Вернадский о биосфере Земли.
Тема 18. Природные зоны России. Изучение карты природных зон России.
Тема 19. Растения для здоровья. Лекарственные растения: «Зеленая аптека».
Тема 20. Уникальный мир растений и животных России. Необычные животные и растения России.
Тема 21-22. Создание страниц для книжки-гармошки. Круглый стол «Зеленая аптечка»
VI.Удивительная посевная
Тема 23.Сроки хранения семян. Влияние времени на всхожесть семян. Правила хранения семян.
Тема 24. Определение всхожести семян. Технология проведения опыта, значение для сельского хозяйства.
Тема 25. Способы распространения семян в природе. Приспособления для распространения.
Тема 26. Плоды и семена. Классификация, строение и разновидности.
Тема 27. Выращивание экзотических растений. Лимон, финик, муррайя, имбирь.
Тема 28. Декор своими руками. Изготовление разноцветной декоративной гальки на пришкольную клумбу.
VII. Практические занятия на пришкольной территории
Тема 29-33. Практикум на пришкольной клумбе.
VIII. Итоговое занятие (2 часа)
Тема 34. Итоговое занятие. Праздник «Экологический фейерверк».
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение курса «Планета Жизни»
Географические карты, атласы и контурные карты мира, России и Ленинградской области
Индивидуальные карточки «Биологическое лото»
Канцелярские принадлежности
Мультимедийные средства
Видеоролики
Интернет ресурсы
Демонстрационные презентации
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Лабораторное оборудование
Спиртовка, спички, стеклянная пробирка, держатель, стеклянный прозрачный стакан с трубочкой, воронка для лабораторных работ, круглодонная колба.
Лоток: бумажная салфетка, образец почвы, пластиковая ложечка.
pH метр;ступка с пестиком; весы электронные, сито.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Темы | Кол-во часов | Год обучения | Примечание | |
теория | практика | |||||
| ||||||
1 | Вводное занятие | Тематический обзор | 2 | 1-4 | ||
II. В мире почвы (10 ч) | ||||||
2 | Состав и свойства почвы | Почва – это… | 1 | 1 | 1 | Демонстрация презентации |
Плодородие – главное свойство почвы | 1 | 1 | 2 | Заполнение таблицы | ||
Почвообразующие факторы | 1 | 1 | 3 | Работа со схемой Пр. работа | ||
Экскурсия в Музей Почвоведения | 2 | 4 | Фотоотчет | |||
3 | Почва – среда обитания | Жизнь дождевого червячка | 2 | 1 | Демонстрация видеоролика | |
Обитатели почв, значение | 2 | 2 | Работа с иллюстрациями | |||
Приспособительные особенности обитателей почв | 1 | 1 | 3 | |||
Микромир почвы, составление коллекции (работа с микроскопами) | 2 | 4 | Лабораторная работа | |||
4 | Разнообразие почв | Распространение почв. Знакомство с почвенной картой мира | 1 | 1 | 1 | Пр. р. в к/к "Почвенная карта мира" |
Почвы родного края (Лен.обл.). Знакомство с к/к "Почвы Ленинградской области" | 1 | 1 | 2 | Пр. р. в к/к "Почвенная карта Лен.обл" | ||
Распространение почв на разных материках. Знакомство с почвенными картами материков | 1 | 1 | 3 | Раб.в группах: 5 материков - 5 групп. Пр. р. в к/к "Почвенная карта материка" | ||
Почвы России. Знакомство с почвенной картой России | 1 | 1 | 4 | Пр. р. в к/к "Почвенная карта России" | ||
5 | Подготовка презентации | Индивидуальные консультации | 2 | 1-4 | ||
6 | Презентация | Выставка рисунков | 2 | 1 | ||
Газета | 2 | 2 | ||||
Атлас почв | 2 | 3 | ||||
Игра по станциям «Юный почвовед» | 2 | 4 | ||||
III. Царство растений (12 ч) | ||||||
7 | Ярусность | Приспособления | 1 | 1 | 1 | |
Лес, взаимное существование | 1 | 1 | 2 | |||
Биоценозы | 1 | 1 | 3 | Работа с текстами | ||
Биогеоценозы, экологические пирамиды | 2 | 4 | ||||
8 | Мхи и лишайники, плауны, хвощи, папоротники | Разнообразие,местообитание и распространение мхов и лишайников | 1 | 1 | 1 | |
Плауны, хвощи, папоротники | 1 | 1 | 2 | Работа в тетрадях | ||
Мхи и лишайники, плауны, хвощи, папоротники на карте мира | 1 | 1 | 3 | К/к | ||
Мхи и лишайники, плауны, хвощи, папоротники на карте России | 2 | 4 | К/к | |||
9 | Травянистые растения и кустарнички | Условия жизни травянистых растений, разнообразие | 1 | 1 | 1 | |
Местообитание, распространение | 1 | 1 | 2 | |||
Травянистые растения на карте мира | 2 | 3 | К/к | |||
Травянистые растения на карте России | 2 | 4 | К/к | |||
10 | Кустарники и деревья | Условия жизни кустарников и деревьев, разнообразие | 1 | 1 | 1 | |
Местообитание, распространение | 1 | 1 | 2 | |||
Кустарники и деревья на карте мира | 2 | 3 | ||||
Кустарники и деревья на карте России | 2 | 4 | К/к | |||
11 | Подготовка презентации | Создание справочника (по материкам) | 2 | 1 | 5 материков – 5 групп | |
Композиция из суккулентов | 2 | 2 | Работа в малых группах | |||
Конструирование макета «Флора материков» | 2 | 3 | ||||
Разработка сценария, изготовление декораций и костюмов к спектаклю (сотрудничество с родителями учащихся) | 2 | 4 | ||||
12 | Презентация | Защита справочников по материкам | 2 | 1 | ||
Флорариум, мини-сад | 2 | 2 | ||||
Представление макетов | 2 | 3 | ||||
Костюмированный спектакль «Экосказка» | 2 | 4 | ||||
IV. Царство животных (8 ч) | ||||||
13 | Среды жизни | Водный мир - подводные этажи | 1 | 1 | 1 | Краткосрочный проект "Батискаф" |
Животные родного края (СПБ.и Лен. обл.) | 1 | 1 | 2 | Работа в тетрадях | ||
Животные мира. Красная книга | 2 | 3 | Работа с текстами | |||
Животные России. Красная книга | 2 | 4 | Работа с текстами | |||
14 | Приспособления к среде обитания | Водный мир | 1 | 1 | 1 | Просмотр видеоролика |
Животные родного края (СПБ.и Лен. обл.) | 1 | 1 | 2 | Работа с текстами и иллюстрациями | ||
Животные материков | 1 | 1 | 3 | Просмотр видеороликов | ||
Животные России | 1 | 1 | 4 | Подготовка сообщений | ||
15 | Подготовка презентаций | Круглый стол, выступления | 2 | 1 | ||
Альбом «Животные Родного края» | 1 | 1 | 2 | Работа в малых группах | ||
Брошюра "Животные мира" | 1 | 1 | 3 | Работа в малых группах | ||
Атлас «Распространение животных России» | 1 | 1 | 4 | Работа в малых группах | ||
16 | Презентация Брошюра «Животные мира» | Животные мира | 2 | 1 | ||
Водный мир | 2 | 2 | ||||
Животные Санкт-Петербурга и Ленинградской области | 2 | 3 | ||||
Животные России | 2 | 4 | ||||
V. Биогеография (12 ч) | ||||||
17 | Взаимодействия организмов | Симбиоз | 1 | 1 | 1 | |
Конкуренция | 1 | 1 | 2 | |||
Биоценозы | 1 | 1 | 3 | |||
Биосфера Земли | 1 | 1 | 4 | |||
18 | Распределение растений. Природные зоны. Знакомство с картой | Природные зоны мира | 1 | 1 | 1 | К/к |
Природные зоны родного края (С-Пб. и Лен.обл.) | 1 | 1 | 2 | К/к | ||
Природные зоны на разных материках | 1 | 1 | 3 | Работа в группах, к/к. | ||
Природные зоны России | 1 | 1 | 4 | К/к | ||
19 | Комнатные «пришельцы» | Комнатные растения | 1 | 1 | 1 | |
Декоративные растения | 1 | 1 | 2 | Растения для клумбы, балкона, букетов и т.д. | ||
Пищевые растения | 2 | 3 | ||||
Растения для здоровья | 1 | 1 | 4 | |||
20 | Это интересно! | Растения и их опылители | 1 | 1 | 1 | |
Красная книга Лен.области | 2 | 2 | В Музее почвоведения | |||
Растения и животные: рекордсмены | 2 | 3 | ||||
Уникальный мир растений и животных России | 2 | 4 | ||||
21 | Подготовка презентаций | Фотоальбом «Уход за комнатными растениями» | 1 | 1 | 1 | Фотографии, рисунки и рекомендации по уходу |
История появления. Правила составления икебаны | 1 | 1 | 2 | |||
Подбор ингредиентов к салату | 1 | 1 | 3 | Ингредиенты – популярные пищевые растения разных материков | ||
Создание страниц для книжки-гармошки | 2 | 4 | Работа в малых группах | |||
22 | Презентация | Фотоальбом «Уход за комнатными растениями» | 1 | 1 | 1 | |
Представление работ | 2 | 2 | ||||
Реклама салата | 2 | 3 | Оригинальное название, оформление и представление ингредиентов | |||
Круглый стол «Зеленая аптечка» | 2 | 4 | ||||
VI.Удивительная посевная (12 ч) | ||||||
23 | Строение и разнообразие семян | Необычные семена | 1 | 1 | 1 | Работа с текстами |
Строение семян | 1 | 1 | 2 | Работа в тетрадях | ||
Способы обработки семян | 1 | 1 | 3 | |||
Сроки хранения семян | 1 | 1 | 4 | |||
24 | Условия прорастания семян | Солнце, воздух и вода | 1 | 1 | 1 | Обязательные условия для прорастания семян |
Почвосмеси, разновидности | 1 | 1 | 2 | Пр.Работа | ||
Внекорневые и корневые подкормки. Виды удобрений | 1 | 1 | 3 | |||
Определение всхожести семян | 1 | 1 | 4 | Лабораторная работа | ||
25 | Посев семян (декоративные и хвойные растения) | Глубина заделки | 1 | 1 | 1 | |
Качество семян, особенности хранения | 1 | 1 | 2 | |||
Семена однодольных и двудольных растений | 2 | 3 | ||||
Способы распространения семян в природе | 1 | 1 | 4 | Видеоэкскурсия | ||
26 | Органы растения.Наблюдение и уход за сеянцами (прореживание, пикировка, полив, рыхление) | Корень | 1 | 1 | 1 | |
Побег | 1 | 1 | 2 | |||
Цветок | 1 | 1 | 3 | |||
Плоды и семена | 1 | 1 | 4 | |||
27 | Размножение комнатных растений и уход за ними | Вегетативное размножение листом («Фиалка для мамы») | 2 | 1 | ||
Черенкование («Растения для здоровья») | 2 | 2 | ||||
Семенное размножение (муррайя, голубая ель) | 2 | 3 | ||||
Выращивание экзотических растений | 2 | 4 | ||||
28 | Декорирование. Оформление «живого» подарка | Аппликация | 1 | 1 | 1 | |
Цветной песок | 1 | 1 | 2 | |||
Картина из природного материала | 2 | 3 | ||||
Декор своими руками | 2 | 4 | ||||
VII. Практические занятия на пришкольной территории (10 ч) | ||||||
29 | Посадка хвойных растений «Из рук в руки» | 2 | 1-4 | |||
30 | Посадка декоративных растений на пришкольную клумбу | 2 | 1-4 | |||
31 | Уход за растениями | 2 | 1-4 | |||
32 | Конкурс рабочих тетрадей курса «Планета Жизни» | 2 | 1-4 | |||
33 | Выставка-презентация творческих работ | 2 | 1-4 | |||
VIII. Итоговое занятие (2 часа) | ||||||
34 | Экологический праздник | 2 | 1-4 |
Информационные источники
- Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года(утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.) http://base.garant.ru/70169264/
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
- Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
- Процесс оценивания в проектной деятельностиhttp://elib.bspu.by/bitstream/doc/6985/1/%D0%9F%D0%9D_9_2015_1.pdf
- Критерии оценивания проектно-исследовательских работ:https://fobr.ru/wp-content/uploads/2018/04/kriterii-otsenivaniya-proektno-issledovatelskih-rabot.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"
Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...
методическая разработка урока(внеурочного занятия)
Данная разработка направлена на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельн...
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка урока "Лесная зона.Жизнь леса" 2 класс
Методическая разработка заключительного урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Леса умеренного пояса. Жизнь леса." УМК "Школа 2100" А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающи...
Методическая разработка "Исторические сведения о жизни и творчестве великих математиков, которые внесли существенный вклад в развитие математики."
Методическая разработка о жизни и творчестве великих математиков....
Методическая разработка занятия на тему "Жизнь" (1-4 кл)
Методическая разработка занятия на тему "Жизнь" (1-4 кл). Направлена на правовое просвещение младших школьников с использованием средств интерактивных методов....
Методическая разработка "Подвиг ценою в жизнь"
Пионеры Герои - до войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники...