мастер-класс на конкурс "Учитель Оренбуржья-2020"
методическая разработка (4 класс)

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс20.12 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

- Добрый день!

- Свой мастер-класс я хотела бы начать словами известного, мудрого философа Артура Шопенгауэра – «Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте».

  1. Сообщение темы, введение в неё.

- Ребята, отгадайте пожалуйста загадку.

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? 

- Что это, ребята? (Радуга)
- Для своего мастер-класса я выбрала тему “Что скрывает радуга”, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.
 Актуальностью данной темы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга?  Как и когда она появляется? Кто из ученых занимался изучением этого природного явления?
Считается, что радуга появляется тогда, когда соприкасаются дождь и солнце. Внезапно среди хмурого дождя прорываются лучи солнца, а на небе появляется разноцветная переливающаяся дуга. Кажется, что она, как мостик, соединяет те объекты, над которыми появляется.

Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радуга — исключительно радостное явление, и это сыграло роль в его названии. В народе «радугу» называют «веселухой», иногда «веселкой» — именно из-за радостных эмоций, которые испытывает человек, увидевший ее.

По одной из версий, в основе лексемы «радуга» лежит корень «рад», означающий радость, веселье. Со второй частью слова проще: это явление появляется в виде дуги, полукруга, и хотя на самом деле радуга — это иллюзия в виде окружности, мы видим лишь ее часть.

Другая теория связана с первоначальным и диалектным названием. Раньше в соседствующих языках говорили «райдуга», это слово используется и сейчас в некоторых областях. В этом случае в основе — та же «дуга» и слово «рай»: иначе «радуга» — это небесное, райское явление, в которое вкладывали мистический или религиозный смысл. У слова «рай» раньше было другое значение — «цветной, пестрый», что тоже применимо к радуге.

Близка по смыслу версия, в которой «радуга» — это сумма имени бога солнца «Ра» и слова «га», обозначающего «путь». И тогда лексему можно расшифровать буквально — «путь или движение к солнцу, богу». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

Слово радуга пришло к нам со своими пожеланиями. Давайте сперва, уважаемые коллеги, придумаем пожелания по первым буквам этого слова. Да мы можем пожелать и себе и друг другу быть всегда Р-радостными, А- активными, Д-добрыми, У-умными, Г-гуманными, А- аккуратными.

Радуга, скажи, Какая сила 
Все твои цвета Соединила? 
- Это дружба, - Радуга в ответ.- 
Дружат краски в радуге, Ребята. 
Крепкой дружбой  Радуга богата, 
Ясный излучающая свет.
 (Н.Байрамов)

Эти замечательные строки призывают детей к доброжелательному отношению друг к другу.

Для человека цвета – это эмоции, это способ общения, это возможность лучше понять друг друга. Недаром ведь есть понятие «цветовая коммуникация». Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги! Только тогда цвета радуги способны повлиять на самочувствие и состояние людей, в создании хорошего настроения и позитивного отношения к жизни.

Красный цвет – цвет силы защищённости.

Оранжевый – активности, энергичности.

Желтый – источником радости и счастья.

Зеленый – спокойствия .

Голубой –бесстрашия.

Синий – цвет преданности и нежности

Фиолетовый – упорства, настойчивости.

- Ребята, все видели радугу? Хоть кто-нибудь из вас смог дотронуться до нее? А я хочу вам предложить сегодня стать первыми людьми, которые смогли бы немного пофантазировать и превратить мечту в реальность, не только дотронуться до радуги, но и создать ее самим. Это будет не трудно. Сегодня мы попробуем получить свою радугу. Я надеюсь, что у нас получится интересный, яркий и захватывающий эксперимент.

- Давайте давайте разделимся на 2 группы. Первый ряд – 1 группа, второй ряд – 2 группа. Я вам буду говорить задание, а вы должны чётко следовать инструкциям, иначе у нас ничего не получится.

- Прежде чем начать эксперимент, давайте вспомним технику безопасности.

- Все что вам потребуется, это сахар, 5 стаканов, гуашь, столовая ложка.

Проведем эксперимент…

- Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Поставьте их по порядку, и запомните, сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в первый и второй стаканы по 1,5 в третий и четвёртый стаканы по 2 ст. ложки воды. Перемешайте.  Добавьте несколько немного красной краски в первый стакан, немного желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте. В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во-вторых, двух не полностью. Теперь возьмите просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

- Добавляем с помощью столовой ложки окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

- В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху. 

- Сегодня вы сделали первые шаги к знакомству с удивительной наукой химией и физикой. Вам понравился эксперимент?

Рефлексия

- Существует такое поверие, что если загадать желание на радугу, то оно непременно сбудется. Я вам предлагаю не просто загадать желание. Мы с вами создадим «Дерево желаний» - это древний образ, часто встречающийся в литературе и фольклоре многих народов. Повязывая ленту, лоскутки, ниточки, человек желал здоровья и счастья, прежде всего, своим родственникам, близким, а уж после просил что-то для себя. Чаще всего выбирали берёзу.

У вас у каждого на столах лежат разноцветные листочки. Возьмите, пожалуйста, эти листочки. Прежде чем повесить их, скажите, вам было интересно? Что больше всего вам понравилось?

Затем молча загадайте своё желание и повесьте их на этом дереве. Пусть все ваши желания сбудутся.

На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"

Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...