Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
проект по теме
«Талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца».
Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости возрождения российской образовательной системы; одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в развитии конкурентноспособной России XXI века. В рамках данного направления должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их психолого-педагогическое сопровождение в течение всего периода становления личности.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Возникает проблема: а готово ли образовательное учреждение создать необходимые условия для развития каждого ученика, его интеллектуальных и творческих способностей?
Залогом успеха в реализации данной идеи является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях.
Важными условиями успеха сотрудничества семьи и школы является “воспитание всем миром”, поддержка данного направления на городском, районном уровне, т. е. создания единого образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здесь Вы можете найти анкеты по работе с детьми,... | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Анкета для родителей «Карта одаренности»
Перед вами 42 вопроса, характеризующие различные области поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если данное свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – данное свойство и противоположное ему выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому
Оценки ставьте в бланке ответов в соответствии с номером вопроса. Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру в родительской школе.
- Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
- В творческих работах нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов и композиций.
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
- Интересуется механизмами и машинами.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Интересуется актерской игрой.
- Любит разбираться в причинах неисправности механизмов. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок (игрушек), приборов.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
- Любит использовать какой-либо новый (разнообразный) материал для изготовления творческих работ.
- Хорошо поет.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Имеет хорошую координацию движений.
- Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
- В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своих творческих работах.
- Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
- Любит изображать различных персонажей; участвовать в театрализованных играх, представлениях.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели аппаратов, автомобилей, кораблей и т.д.).
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
- Физически выносливее сверстников.
Бланк ответов
Ф.И. ребенка_______________________________________________ Класс__________
И | Х | М | А | Т | Л | С |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 |
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите в последней строке каждого столбца. Полученные суммы баллов характеризуют степень развития у ребенка следующих видов одаренности:
- Интеллектуальная
- Художественно-изобразительная
- Музыкальная
- Артистическая
- Техническая
- Лидерская
- Спортивная
Наибольшее количество баллов в каком-либо столбце указывает на преобладающий в настоящее время вид одаренности. Сопоставление полученных оценок по всем столбцам позволяет увидеть индивидуальный, свойственный конкретному ребенку «портрет» развития его дарований.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Анкета для учащихся «Карта интересов»
В правом верхнем углу бланка ответов запишите свои имя, фамилию, класс. Ответы помещайте в клетках в соответствии с номером вопроса (ответ на первый вопрос в клетке под номером 1 и т.д.). Всего 21 вопрос. Если то, о чем говорится, проявляется у вас часто, ставьте «++»; если иногда, ставьте «+»; если не проявляется вовсе, ставьте знак «-».
- Учусь новым знаниям очень быстро, все «схватываю на лету».
- Люблю использовать какой-либо новый (разнообразный) материал для изготовления творческих работ.
- Проявляю большой интерес к музыкальным занятиям.
- Умею передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Интересуюсь механизмами и машинами.
- Легко общаюсь с детьми и взрослыми.
- Люблю участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Люблю решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
- В свободное время охотно рисую, леплю, создаю композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.).
- Хорошо пою и/или играю на каком-либо инструменте.
- Когда я о чем-то с увлечением рассказываю, то это вызывает эмоциональный отклик у других людей.
- Люблю разбираться в причинах неисправности механизмов. Могу легко чинить испорченные приборы, использую старые детали для создания новых поделок (игрушек), приборов.
- Сохраняю уверенность в окружении незнакомых людей.
- Часто выигрываю в разных спортивных играх у сверстников.
- В свободное время люблю читать научно-популярные издания (энциклопедии и справочники), делаю это с большим интересом, чем читаю художественные книги (сказки, детективы и др.).
- Обращаюсь к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Люблю музыкальные записи. Стремлюсь пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Люблю изображать различных персонажей; участвовать в театрализованных играх, представлениях.
- Провожу много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели аппаратов, автомобилей, кораблей и т.д.).
- Часто руковожу играми и занятиями других детей.
- Предпочитаю проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Бланк ответов
Ф.И.___________________________ Класс____
И | Х | М | А | Т | Л | С |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
Обработка результатов
Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:
- Интеллектуальная
- Художественно-изобразительная
- Музыкальная
- Артистическая
- Техническая
- Лидерская
- Спортивная
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите в последней строке каждого столбца.
Наибольшее количество баллов в каком-либо столбце указывает на преобладающий в настоящее время интерес к определенному виду деятельности. Сопоставление полученных оценок по всем столбцам позволяет увидеть индивидуальную, свойственную конкретному ребенку «карту» его интересов и склонностей.
При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В этом случае следует вести речь о каком-либо определенном
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.Методика для определения уровня умственного развития детей 7 - 9 лет Предложена Э.Ф. Замбицявичене
Описание теста:
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.
1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями
3 субтест - выявление умения обобщать.
Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.
Текст методики
I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
А) У сапога есть … (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
Б) В теплых краях обитает … (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
В) В году … (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
Г) Месяц зимы … (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
Д) В России не живет …(соловей, аист, синица, страус, скворец).
Е) Отец старше своего сына … (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
Ж) Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
З) У дерева всегда есть … (листья, цветы, плоды, корень, тень).
И) Город России … (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
II. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его.
А) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
Б) Река, озеро, море, мост, болото.
В) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
Г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
Д. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
Е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указа, квадрат.
Ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
З) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
И) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
К) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
III. Внимательно прочий эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека), и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словами над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).
Примеры:
лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги.
бежать/стоять = кричать/ молчать, ползать, шуметь, звать, плакать.
Значит, нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)
З)
И)
К)
IV. Эти пары слов можно назвать одним названием, например: брюки, платье… - одежда
Треугольник, квадрат… - фигура
Придумай название к каждой паре:
А) Метла, лопата…
Б) Окунь, карась…
В) Лето, зима…
Г) Огурец, помидор…
Д) Сирень, шиповник…
Е) Шкаф, диван…
Ж) День, ночь…
З) Слон, муравей…
И) Июнь, июль…
К) Дерево, цветок…
Оценка и интерпретация результатов (по Л.И. Переслени, 1990)
1 субтест
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?». После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключается в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.
2 субтест
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7,9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, т.к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т.к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
3 субтест
За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.
4 субтест
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100 процентов оценки успеваемости), кроме того, целесообразно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб второй попытки (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса в том, к какой из групп детей с ЗПР? относится обследуемый.
Оценка успешности (О.У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки нормально развивающихся детей и учащихся с (ВПР):
4 уровень успешности - 32 балла и более (80 - 100% О.У.),
3 уровень - 31,5 - 26,0 балла (79,9 - 65%),
2 уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9 - 50%),
1 уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе продленного дня
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе продленного дня"...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
одаренные дети...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
Выявление способностей обучающихся продиктовано главным принципом: каждый ребенок талантлив и талант может проявиться не сразу! Программа содержит комплекс методик для выявления способностей....
ПРОГРАММА Выявление интеллектуальных и творческих способностей обучающихся «Одаренные дети»
Программа...
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей на музыкальных занятиях
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста....
Программа выявления интеллектуальных и творческих способностей обучающихся « Одарённые дети»
Цели программы:- Создание условий, обеспечивающих выявление одаренных детей....