Использование технологий ЛОО в развитии интеллектуальных и творческих способностей школьников.
статья

Боркина Ольга Викторовна

« Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - подчеркнул президент РФ. Д.А.Медведев в своём обращении к Федеральному собранию.Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии.Я, как учитель, хочу видеть своих учеников творчески мыслящими, ищущими, стремящимися к новым знаниям. В современной школе ЗУНы  не могут быть единственной  педагогической целью - школа призвана всемерно развивать познавательные и творческие возможности учащихся, и воспитывать взрослеющую личность. А это  значит, что координальному изменению должна быть подвержена та часть урока, которая связана с введением новых знаний, на уроке все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, нацеленная на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а не получать их в готовом виде

 .Уместно в данном случае привести высказывание Ж.Ж. Руссо « Пусть ученик достигает знания не через вас, а через самого себя,  пусть он не  заучивает науку, а постигает её сам».

Проблемно-диалогическое обучение, которое в настоящее время является наиболее актуальным, – это тип обучения, обеспечивающий  творческое усвоение  знаний учащимися посредством  специально организованного учителем диалога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУСОШ №3 г.Серпухов.

Учитель начальных классов

Боркина Ольга Викторовна.

Развитие младших школьников через проблемно-диалогическую технологию.

«  Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - подчеркнул президент РФ. Д.А.Медведев в своём обращении к Федеральному собранию.

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению  сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания  качественно новой личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.

Новая цель образования - функционально грамотная личность. Человек, способный решать самые разные, возникающие в жизни задачи

В связи с этим  приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Широкое распространение в начальной школе получают личностно ориентированные педагогические технологии. Поэтому  наша школа и метод объединение на протяжении ряда лет работают над темой: «Использование технологий ЛОО в развитии интеллектуальных и творческих способностей школьников».

Я, как учитель, хочу видеть своих учеников творчески мыслящими, ищущими, стремящимися к новым знаниям. В современной школе ЗУНы  не могут быть единственной  педагогической целью - школа призвана всемерно развивать познавательные и творческие возможности учащихся, и воспитывать взрослеющую личность. А это  значит, что координальному изменению должна быть подвержена та часть урока, которая связана с введением новых знаний, на уроке все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, нацеленная на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а не получать их в готовом виде

 .Уместно в данном случае привести высказывание Ж.Ж. Руссо « Пусть ученик достигает знания не через вас, а через самого себя,  пусть он не  заучивает науку, а постигает её сам».

Проблемно-диалогическое обучение, которое в настоящее время является наиболее актуальным, – это тип обучения, обеспечивающий  творческое усвоение  знаний учащимися посредством  специально организованного учителем диалога.

С теоретическими основами данного метода я впервые познакомились в Образовательной системе « Школа 2100»в  книге Елены Леонидовны Мельниковой « Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками».

   Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности, ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует  способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

В качестве примера предлагаю урок по русскому языку в 4  классе.

Урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Правописание частицы не с глаголами».

Цели:

  1. Расширить знания детей о служебных частях речи; познакомить с отрицательной частицей НЕ, правописанием этой частицы с глаголами; учить работать с толковым словарём.
  2. Развивать орфографическую зоркость; память, творческое мышление, речь учащихся.
  3. Уточнить и расширить представления детей о нравственных качествах, чувствах людей, тем самым стремиться сформировать правильную жизненную позицию, закрепить правила поведения в обществе.

Оборудование: словарь Ожегова, учебник русского языка А.В.Поляковой (система Л.В.Занкова).

У учителя: 1) Словарь Ожегова;

                    2)  Презентация.

                    3)  Таблица Тема: «Правописание частицы НЕ с глаголами».

                    4) Таблица Запомни! Не употребляются без не. ненавидеть, негодавать, надоумевать.

У учеников: 1) работа для красного карандаша. Текст стихотворения с допущенными ошибками.

Кто не может жить без НЕ?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

И погода стояла настная.

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

                         2) распечатки из толкового словаря Ожегова.

Недоуменье – состояние сомнения, колебания, вследствие невозможности понять, в чём дело. Быть в недоумении.

Нелепый – не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.

Ненастный – дождливый, пасмурный.

Неуклюжий – неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.

Непролазный – такой, из которого трудно выбраться, сквозь который трудно пробраться, сплошной. Грязь непролазная.

Ход урока.

  1. Орг. момент (Слайд 1).

     Меня зовут Ольга Викторовна.

Сегодня я проведу урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я желаю вам и себе удачи, успеха на сегодняшнем уроке.

Поднимите руки те, кто любит открывать новое, добывать новые знания.

Итак, сегодня мы – исследователи.

(Слайд 2). Урок открытия новых знаний.

  1. Чистописание.

Первый подготовительный этап – чистописание.

(Слайд 3).

          На доске    ________________                    Учитель

                              ________________                  показывает

                              ________________                   написание.

 Напишите 3 таких узора-образца.

  1. Актуализация знаний.

Назовите известные вам части речи.

(Слайд 4). Части речи.

 (ответы детей)

Давайте проверим, всё ли мы перечислили.

(Слайд 4 – 1 щелчок).

Части речи.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Местоимение

Числительное

Предлог

Союз

 - На какие две группы можно их разделить?

 - К каким из них можно поставить вопрос, к каким – нельзя?

 - Какие из них имеют значение, какие – нет?

 - Какие не являются членами предложения?

(Слайд 4 – 2 щелчок).

Части речи.

Имя существительное                                  Предлог

Имя прилагательное                                    Союз

Глагол

Наречие

Местоимение

Числительное

 - Как вы думаете, как называются части речи в первом столбике? (Они имеют значение, значит они?) Значимые части речи.

(Слайд 4 – 3 щелчок).

    -  А вот во втором столбике части речи, «слуги», они служат значимым частям речи. Они ничего не обозначают, не отвечают на вопросы и не бывают членами предложения.

  Догадайтесь, какие служебные части речи пропущены.

     (Слайд 5).

Лучше быть бедным … здоровым, чем богатым … больным.

(Слайд 5 – 1 щелчок, проверка). Что мы вставим? (союзы и)

    ( Слайд 6).  

Кто … мною … дождик вышел, …того я – вроде крыши.

(Слайд 6 – 1 щелчок, проверка). Что мы вставим? (предлоги – со, в, для)

 - Какую работу выполняют предлоги?

    ( Слайд 7 - пустой).  

1 щелчок.

Предлоги служат для связи слов в предложении.

 - Какую работу выполняют предлоги?

2 щелчок.

Союзы служат для соединения однородных членов предложения и для связи простых предложений в составе сложного предложения.

  1. Сообщение цели урока.

Сегодня мы поговорим ещё об одной служебной части речи, выясним, какой смысловой оттенок она придаёт.

  1. Работа по изучению темы.

  1. Наблюдение за смысловым значением глаголов с частицей НЕ и без неё.

(Слайд 8). Учебник с.81 №122.

Задание 1.  Прочитайте пословицы и поговорки (про себя). Чтение по цепочке вслух.

Смысл какой пословицы вам непонятен?

В чём особенность выделенных глаголов? (все записаны со словом НЕ).

(Слайд 9).

НЕ – это частица.

Задание 2 после упражнения.

Запишите выделенные глаголы с частицей НЕ и без неё (по образцу).

I вар. (из 1-4 предложений)

II вар. (из 5-8 предложений)

2 человека к доске

I вар.  не видишь – видишь

            не откладывай - откладывай

                не догонишь - догонишь

                не ездят – ездят

    Проверка (с доски). Ученики дополнит. вопрос.

    II вар. не спеши – спеши

                не светит – светит

                не живёт – живёт

               не течёт – течёт

     Проверка (с доски). Ученики дополнит. вопрос.

     Сравните по смыслу глаголы с частицей НЕ и без неё.

     Какой смысл она придаёт глаголам? (отрицание)

     Значит как мы её будем называть? ( отрицательная)

     Как пишется частица НЕ с глаголами?

Дополнит. вопрос. I и II вариант. Назовите среди написанных глаголов глаголы в повелительном наклонении. ( I – не откладывай; II – не спеши).

I вариант. – Есть ли среди написанных глаголов глаголы 2л. ед.ч. Прочитай. Какой характерный признак у этих глаголов? (Оценка)

II вариант. Назови. В каком времени стоят все остальные глаголы? (настоящем времени).(Оценка).

Мы провели исследование. Сделаем вывод.

(Слайд 10). К каким частям речи относятся частицы?

(Слайд 10 – 1щелчок). К служебным.

 - Сформулируйте правило об отрицательной частице НЕ.

Откройте учебник с.82 и сравните правило в учебнике с тем, которое мы открыли.

(Слайд 11). Я вас поздравляю, вы настоящие первооткрыватели.

Назовите тему нашего урока.

(Слайд 12). Правописание частицы не с глаголами.

( Учитель вывешивает тему на доску).

 - Какая задача стоит перед нами?

(Научиться писать глаголы с частицей не).

  1. Закрепление.
  1. Упражнение в написании глаголов с частицей не.

(Слайд 13 - тетрадь).

        1 щелчок                Учебник с.82 № 123.

Прочитайте стихотворение.

- Какие бывают у мальчика старые привычки?

   - Поднимите руку, кто из вас в классе имеет такие же привычки?

Выпишите все глаголы с этой частицей.

(Первое слово с большой буквы, через запятую).

Не дёргать,…..                         Проверка (читает 1 ученик).

 - Перед какой глагольной формой стоит отрицательная частица не? (неопределённой формой)

 - Что мы знаем о глаголах, стоящих в неопределённой форме? (это начальная форма глагола, нельзя определить время, лицо, число).

 - Как же пишется частица не с глаголами?

   2. Ответьте на вопросы, использую глаголы с отрицательной частицей не.

 - Какие правила уличного движения ты соблюдаешь?

(Слайд 14). Не играть, не выбегать.

(Слайд 15). Не переходить.

(Слайд 16). Не обходить.

Физминутка (Слайд 17). Вспомним, какие сигналы есть у светофора, что они обозначают.

(Слайд 17).

Есть сигналы светофора,

Подчиняйся им без спора!

(Слайд 17 – 1 щелчок). Красный свет нам горит!

(руки скрестить)           Стой! Опасно! Путь закрыт.

(Слайд 17 – 2 щелчок). Жёлтый свет – предупрежденье!

(правая рука вперёд)    Жди сигнала для движенья.

(Слайд 17 – 3 щелчок).  Зелёный свет открыл дорогу:

(идём)                                Переходить ребята могут.

(Слайд 18).      Переходим улицу. Посмотрели налево,

(идём, пово -    идём до середины, посмотрели направо.

рачиваем

голову)           Молодцы!  

  1. Знакомство с глаголами – исключениями.

  1. Послушайте шуточное стихотворение.

(Слайд 19 – пустой)

Щелчок.    «Кто не может жить без не?»

(Слайд 20). Побывал я однажды в стране,

                     Где исчезла частица не.

                     Посмотрел я вокруг с доуменьем,

                     Что за лепое положенье!

                         И погода стояла настная.

                         И гуляла собака счастная,

                         И, виляя хвостом уклюже,

                         Пробегала пролазные лужи.

 - Что рассмешило вас в этом стихотворении? (неправильно употреблены слова)

Самостоятельная работа. Работа для красного карандаша. Возьмите напечатанные листочки с текстом этого стихотворения и исправьте ошибки.

(Слайд 21).          – Кто нашёл ошибки в 1 и 2 строчках?

Без картинок.       с доуменьем (Как напишем? Слитно

Каждое слово        или раздельно? Что за часть речи?)

проверяем по        лепое (Как напишем? Слитно или

щелчку.                  раздельно? Что за часть речи? Докажите).

                                 В 3 и 4 строчках

                         настная

                             счастная

                                 В 5 и 6 строчках

                             уклюже  

                             пролазные

Сделайте вывод о написании не со словами.

Вывод: Есть слова, которые не могут употребляться без не. Объясните значения этих слов.

 - Куда мы можем обратиться за помощью? (к толковому словарю)

 - Вы пользуетесь таким словарём?

Учитель показывает словарь Ожегова.

Ознакомьтесь со значением слов:

Недоуменье – состояние сомнения, колебания, вследствие невозможности понять, в чём дело. Быть в недоумении.

Нелепый – не оправдываемый здравым смыслом, странный, несуразный.

Ненастный – дождливый, пасмурный.

Неуклюжий – неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный.

Непролазный – такой, из которого трудно выбраться, сквозь который трудно пробраться, сплошной. Грязь непролазная.

 - Кто понял, что обозначает слово ….

  2. Перед вами хитрый вопрос.

(Слайд 22). Существуют ли глаголы, которые не употребляются без не?

Работа над смысловым значением глаголов.

( Учитель диктует глаголы, учащиеся объясняют, доказывают написание). Ваши версии.

По 1 человеку.

(Слайд 23).    

(не) говорю                                не говорю (говорю)

(не) доумевать                           недоумевать (!)

(не) люблю                                 не люблю (люблю)  

(не) волить                                 неволить (!)

(Слайд 24). Самостоятельная работа.

(не) боится

(не) навидеть

(не) годовать

(не) знает

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Около каждого правильно написанного глагола поставьте (+).

(Слайд 25). Проверка по щелчку. 1 человек доказывает.

Вывод: Есть глаголы, которые не употребляются без не.

(Слайд 26). Запомни! Не употребляются без не: недоумевать, негодовать, неволить, ненавидеть.

  1. Итог урока.

(Слайд 27) Давайте с вами подведём итог нашего исследования и ответим на вопросы:

  1. С какой новой служебной частью речи вы познакомились?
  2. Что вы можете о ней рассказать?
  3. Какие исключения из правил вы знаете?

(Слайд 28). Домашнее задание.

Запишите с.82, правило №125. (Придумайте и запишите 3 предложения, в которых бы были глаголы с отрицательной частицей не).

  1. У каждого из вас на столах лежат карточки с «горой успеха».

(Слайд 29). Вот я сегодня добралась до вершины горы. Мне очень понравилось работать с вами и открывать новые знания. Поэтому я забралась на самую вершину.

И вы схематично нарисуйте себя и покажите, как вы поняли новый материал и понравилось ли вам на уроке. Если вы ничего не поняли – вы у подножия. Если надо ещё закрепить изученное – вы на середине пути.

Проверка. Встаньте те, кто хорошо понял сегодняшнюю тему (кто на вершине). Кто должен ещё поработать и закрепить её (кто на середине пути). Кто у подножия?

(Слайд 30). Молодцы! Вы показали себя настоящими исследователями и первооткрывателями.

И для того, чтобы окончательно проверить, как вы усвоили новый материал, мы с вами выполним ещё одно задание.

  1. Дополнительный материал. Закрепление.

(Слайд 31). Учебник с.83 № 124.Даю своё задание. Прочитайте текст. Выпишите из текста предложения, в которых надо проверить написание (не).

 - Сколько таких предложений в тексте? (4).

Вот они.

(Слайд 32).

Птенец (не) умел летать.

Володя (не) стал её (не) волить.

Но она (не) забыла своего спасителя.

Прохожие её (не) пугают.

(Вариант. Выберите любое, с которым вы можете справиться и докажите правильность написания).

(Слайд 32). Проверка по щелчку.

 - С какими глаголами вы написали не слитно? Почему? Раздельно? Почему?

(Слайд 33). Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"

В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан  опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

О значении проектной деятельности в развитии интеллектуальных и творческих способностей младших школьников...

Конспект занятия на развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников 2 класса

Конспект занятия на развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников 2 классаЦель: развитие интеллектуальных и творческих способностей у второклассниковЗадачи: 1....