" Развитие интеллектуальных и творческих способностей личности"
статья на тему
Успешно развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.можно при условии включения детей в проектную и исследовательскую деятельность, сочетая индивидуальную и групповую работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuenie_na_shmo_ob_ssled_2011.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!»
Целью моей работы является развитие интеллектуальных и творческих способностей личности каждого из моих учеников. Первые годы работы, я старалась дополнительно работать с разными группами учащихся, опираясь на из познавательный уровень и интеллектуальные способности. Результаты были, но не настолько, чтоб сделать вывод, что подобные занятия эффективны. Поняла, что надо было что-то изменить в уроке. Дифференциация и групповые виды деятельности на уроке, несколько улучшили положение. Удовлетворение от уроков стала получать, используя занковский подход к обучению, включая детей в проектную и исследовательскую деятельность. Именно такие виды деятельности возбуждают интерес ребят к обучению, способствуют развитию внимания, памяти, мышления, воображения, повышают уровень самостоятельности. Если подобная работа групповая, то создаются благоприятные условия для взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.. Дети находятся в равных условиях, пропадает деление на способных и неспособных, мышление детей переключается на поисковую деятельность, учатся рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить самим, самим делать выводы, самим находить область применения своим выводам, получать удовольствие от обучения. Включение в данную работу прошло достаточно лёгким путём, так как занковская система предполагает массу заданий , где на уроке возникает проблема и требуется поисковый вид деятельности для её решения. Особенно широко можно было развернуться на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики. Первое групповое исследование посвящено было поиску закономерностей связанными с таблицей умножения. Но эти исследования, было не полными, так как не выдвигались в их ходе гипотезы, а лишь анализировались и обобщались наблюдения. Связано это стем, что был ничтожно мал опыт в выдвижении догадок, гипотез. И только, когда я познакомилась с трудами Александра Ильича Савенкова, и пошла целенаправленная работа, я поняла, что построение гипотез – основа исследовательского творческого мышления. Гипотезы, даже самые фантастические, дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Например, исследование про зрение, началось с вопроса «Надо ли беречь зрение?» Гипотеза звучала так: «Если зрение так важно, то его надо беречь». Итогом работы явилось то, что дети стали внимательнее относиться к своему здоровью, расширился их круг знаний, аргументированно и уверенно они могут дать совет, какие меры предпринять людям разного возраста для сохранения хорошего зрения. В классе не оставалось ни одного равнодушного и скучающего ребёнка. Дети сами находили темы для исследований, подбирали состав группы и работали с большим желанием. В классе стояла прекрасная рабочая атмосфера, дети активно работали с разными информационными материалами, расширяли свой кругозор, развивали свой интеллект, учились позитивно общаться друг с другом. Я планирую и далее работать в этом же направлении. Поэтому в данное время класс работает над проектом «Почему лису называют Патрикеевной» и, готовясь к исследовательской работе, учимся задавать вопросы, тренируемся в выработке гипотез, используя советы и упражнения А.И.Савенкова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологий ЛОО в развитии интеллектуальных и творческих способностей школьников.
laquo; Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», - подчеркнул президент РФ. ...
Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"
В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей.
«Талантливому ребенку талантливого педагога, а талантливому учителю – талантливого менеджера-управленца». Президент РФ Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Феде...
Тема мастер-класс: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку»
Определение понятия интеллект,карточки с заданием,выводы....
проектная деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
Доклад и презентация выступления на методическом объединении...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе продленного дня
Обобщение опыта работы по теме: "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в группе продленного дня"...
Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников
В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....