Аналитический отчет
материал

Гамова Наталья Мартыновна

Аналитический отчет учителя начальных классов Коминтерновского филиала МКОУ "Волчихинская СШ №2" Рудель Н.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_rudel_n.m._uchitel_goda.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитический отчет

учителя начальных классов

Коминтерновского филиала МКОУ «Волчихинская СШ№2»

Рудель Натальи Мартыновны

              Целью аналитического отчета является проведение самоанализа и оценки результатов собственной педагогической деятельности.

            Целью моей педагогической деятельности является  создание условий для формирования у обучающихся       положительных эмоций по отношению к учебной  деятельности.

  1. Актуальность и методическая обоснованность.

        В наше время для обучающихся открыт широкий мир развлечений, в связи с этим стало очень сложно заинтересовать их учебой. Ведь решению сложных подчас задач в учебе противопоставляется широкий набор игр, мультфильмов.

             Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности. Таким образом, положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса.  Могу ли я сформировать интерес у обучающихся к учебному процессу?  Какие   педагогические   средства   могу   использовать   для формирования у обучающихся положительной мотивации к получению знаний?  По моему мнению лучше всего вызывает интерес проблемное обучение. Когда обучающийся сталкивается с проблемой, которую ему интересно решить, тогда и начинается интерес к обучению.

  1. Ценностные ориентиры и образовательный потенциал.

Каждый день я открываю  школьную дверь и прихожу в класс для того, чтобы научить обучающихся добиваться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. Я учу их доброте, заботе о тех, кто рядом, уважению к другим людям. Я стараюсь формировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны. Стараюсь воспитывать  любовь и уважение к родному краю, родной улице, чувства радости за достижения своей страны, через собственный рост, их собственные достижения.

  1. Метапредметность и межпредметный характер.

Проблемное обучение - один из самых актуальных методов обучения, позволяющий активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

Проблемное обучение представляет собой организованный учителем процесс, в ходе которого обучающиеся учатся видеть проблемы, противоречия в собственных знаниях. Осуществляя поиск решения проблемы, они учатся анализировать, сравнивать, систематизировать, учатся быть самостоятельными, кроме того, осуществляют творческий подход к решению проблемы. Добытые обучающимися знания в процессе решения проблемы - более прочны, нежели при традиционном способе обучения, когда знания добываются в готовом виде.

        Целью проблемного обучения является развитие активной творческой личности обучающихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Проблемные методы обучения позволяют обучающимся:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать свои мысли;

- взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, учиться слушать и слышать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения в переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

  1. Инновационная составляющая представляемого опыта.

Проблемные  ситуации  на моих уроках основаны  на  активной  познавательной деятельности  обучающихся,  состоящей  в  поиске  и  решении  сложных  пока для них вопросов, требующих  актуализации  имеющихся на данный момент знаний, на умении обучающихся увидеть  за  отдельными фактами закономерность и др.

В качестве проблемной ситуации на уроке использую: а) проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; б) поиск истины (способа, приема, правила решения); в) различные точки зрения на один и тот же вопрос; г) противоречия практической деятельности.

  1. Практическая значимость и применимость.

        Знаю, что и моих коллег сегодня интересует проблема создания условий для формирования у учащихся       положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег, демонстрируя открытые уроки, выступая на заседаниях методического объединения, педсоветах и семинарах.

Любой учитель знает, что заинтересовать обучающегося учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.

Для меня принципиально важно, чтобы обучающиеся на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Поэтому я использую следующие приемы на уроках и во внеурочной деятельности:

- создание проблемной ситуации с удивлением. Детям  одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

        Пример:Урок математики, 3 класс (Школа России).

Тема: порядок действий в выражении со скобками.

Обучающиеся вычисляют значение выражения самостоятельно, не используя правило порядка действий и даже нарушая его. Получают разные ответы.

Им задаются следующие вопросы:

- Что замечаете? (Выражения одинаковые, а их значения разные).

- Почему получились разные значения?

- Какое действие выполняли первым? (Обучающиеся устанавливают, что разные значения получились из-за порядка действий)

 - проблемная ситуация с затруднением.

Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание невыполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.

Пример:Урок математики, 2 класс.

Тема: Метр. 

- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)

Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.

- Что вас удивило?

- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически сложно)

- Какой возникает вопрос?

Даю практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 
Математика, 1 класс.  
На доске дан ряд чисел: 7, 12, 8, 14, 6, 19, 9, 16. На какие две группы можно разделить эти  числа? Выпишите в столбик однозначные числа и уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен). Выпишите в другой столбик двузначные числа и так же уменьшите эти числа на 6.(Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока? 

Задачи с заведомо допущенными ошибками.

Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Обучающиеся очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает их внимание, активизирует мыслительную деятельность.

Проблемная задача, которая решается за два этапа. Сначала я выявляю представление обучающихся о каком-либо предмете или явлении с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».Затем предъявляю научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации. 

Окружающий мир, 1 класс. 
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Обучающиеся: Очень мало, почти нет. (Этап 1.) 
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи. 
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле (Этап 2).

Обучающиеся испытывают удивление. Что вы сначала сказали? Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? Что узнали из текста? Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются (выживают) в пустыне? Это проблемный вопрос, в котором надо разобраться. Этот прием приводит к активизации мыслительной деятельности.

Столкновение разных мнений обучающихся вопросом или практическим заданием.

Русский язык. Тема: «Предложение. Главные члены предложения» 1 класс.

Задание: Найти предложения.

воробышки по прыгают дорожке молодые

Старый воробей зорко во все стороны

Ищут зернышки.

воробьи весело чирикают

Возникают различные мнения.

- Какие знания нам необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос?

- Что такое предложение, какими признаками оно обладает?

Обучающиеся составляют первое предложение. Определяется первый признак предложения о взаимосвязи слов в предложении. На основании оставшихся предложений разбирается второй признак предложения: предложение выражает законченную мысль.

- О ком говорится в предложении?

- Что об этом говорится?

Вводится понятие о главных членах предложения.

Урок обучения грамоте, тема «Алфавитный порядок слов». Даю список слов: кузнечик, лиса, корова, ёж, кролик, заяц, курица. Задание: запишите слова в алфавитном порядке. После записи всех слов до буквы «к», встает вопрос: а тут как быть? В процессе групповой работы рождается правило: «Используем вторую или последующие буквы».

Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений.

Урок обучения грамоте «Заглавная буква в именах собственных»

На доске записаны слова: Шарик, шарик. Посмотрите, одно и тоже слово написано по-разному. Какой у вас возникает вопрос?

Постановка проблемы. Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с маленькой и большой буквы. От чего же зависит выбор буквы? Далее разбираются предложения, в которых употреблены эти слова. Обучающиеся делают открытие: написание буквы зависит от значения слова.

        В воспитательной работе также широко применяю проблемное обучение. Например, при проведении классного часа «Знакомый незнакомец» о достопримечательностях нашего поселка, сначала обучающиеся на вопрос: «Какие достопримечательности есть в нашем поселке? Что интересного вы можете о нем рассказать?», отвечают: «Никаких! У нас нет ничего интересного!» Ставлю проблему: «Приезжают с визитом иностранцы с целью развития туризма в нашей местности, нужно найти, чем их заинтересовать». Решая постепенно проблему, обучающиеся приходят к выводу, что в любом, давно знакомом месте можно увидеть и найти много интересного и замечательного, составляют рекламные проспекты с достопримечательностями поселка. Это воспитывает гордость своей малой родиной, уверенность в том, что самое незначительное на первый взгляд, может оказаться значимым.

Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на положительном отношении обучающегося к учебе.

  1. Результативность.

Итогом проведенной работы было то, что обучающиеся научились самостоятельно работать,  не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных обучающихся не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Они учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у обучающихся сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность их со мной,  они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого обучающегося, если не правы. 

Мои обучающиеся активно осваивают образовательное пространство школы.  Применение современных образовательных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для обучающихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться.

В воспитательной работе также можно увидеть результаты моей работы. Обучающиеся моего класса постоянные активные участники всех классных и школьных мероприятий. Ни один концерт в сельском ДК не обходится без их участия. Они участвуют во всех социально-значимых мероприятиях школы.

 Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются в учебной и в воспитательной работе:

  • стабильность качества знаний обучающихся (Приложение 1);
  • приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • активизация творческой и познавательной активности обучающихся (Приложение 2);
  • формирование положительных личностных качеств обучающегося;
  • создание благоприятного психологического климата в классе.

Наша жизнь продолжает стремительно меняться, а значит будут изменения и в образовании. Я – учитель, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, но при этом не боясь нововведений.

Приложение 1.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, динамика качества предметных результатов

        Учебный год

Класс(ы)

Предмет(ы) *

Мониторинг ОО

Предметные образовательные результаты независимой внешней оценки (ВПР)

Успеваемость %

Качество знаний %

Успеваемость %

Качество  знаний %

2014-2015

2

Русский язык

100

50

Литературное чтение

100

100

Математика

100

50

Окружающий мир

100

50

2015-2016

3

Русский язык

100

50

Литературное чтение

100

100

Математика

100

50

Окружающий мир

100

50

2016-2017

4

Русский язык

100

50

Литературное чтение

100

100

Математика

100

50

Окружающий мир

100

50

ВПР 4 класс

Русский язык

100

50

100

100

ВПР 4 класс

Математика

100

50

100

50

ВПР 4 класс

Окружающий мир

100

50

100

50

2017-2018

3

Русский язык

100

100

Литературное чтение

100

100

Математика

100

100

Окружающий мир

100

100

2018-2019

2

Русский язык

100

60

Литературное чтение

100

100

Математика

100

60

Окружающий мир

100

100

Приложение 2.

Результативность участия обучающихся в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, конференции и др.)

Учебный год

Уровень

Наименование мероприятия

Форма участия (очная,очно-заочная некоммерческая)

Результат участия (грамота, диплом, сертификат и др.)

2014-2015

ОО

Всероссийская олимпиада школьников

очная

Грамота 3 место

математика

2015-2016

ОО

Всероссийская олимпиада школьников

очная

Грамота 2,3 место

Окружающий мир, математика

2016-2017

ОО

Всероссийская олимпиада школьников

очная

Грамота 1 место

Окружающий мир

Муниципальный

Конкурс «Песня моя, Россия!»

очная

Диплом 2 место

2017-2018

ОО

Всероссийская олимпиада школьников

очная

Грамота 1,2,3 место

Чтение,

Математика,

2018-2019

ОО

XIX научно-практическая конференция «Молодая Россия»

очная

Грамоты за участие

муниципальный

Фестиваль-конкурс песни на иностранном языке «Рождественская звезда» 25.12.2018г.

очная

Диплом 2 место

муниципальный

научно-практическая конференция

очная

Диплом 3 место

окружной

научно-практическая конференция для школьников Рубцовского образовательного округа «Поиск и открытие»

очная

Грамота за участие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет о проделанной работе за 2008-2009 гг.

Аналитический отчет о проделанной работе за 2008-2009 учебный год....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ за межаттестационный период 2007-2012 Г.Г.

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.Г. ГегельСтремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более разв...

Аналитический отчет для аттестации Липецк

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя  за межаттестационный период (за последние 3-5 лет)_Евстафьевой Оксаны Владимировны учителя начальных классов...

Аналитический отчет по ФГОС

В этом докумете годовой отчет работы по ФГОС и результаты диагностик....

Аналитический отчет "Развитие речи учащихся начальной школы"

Из опыта работы: формы, методы и приемы работы над развитием речи учеников. работа над проектом в начальной школы....

Аналитический отчет о результатах профессиональной деятельности

Анализ педагогической деятельности учителя начальных классов МБОУ "Баянгольская СОШ" Сундуевой М. Ц....

Аналитический отчет за межаттестационный период

Аналитический отчет за межаттестационный период...