Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха
статья по теме

Колокольцова Галина Николаевна

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах коллективного и индивидуального пользования применяют компьютеры и ФМ-технологии. Такие системы обладают более совершенными акустическими и эксплуатационными качествами и обеспечивают реальные возможности для людей с нарушением слуха для их эффективной интеграции в общество, возможность совместного обучения и профессиональной подготовки с нормально слышащими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Галина Николаевна Колокольцова, 

учитель начальных классов
первой квалификационной категории
специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната № 37 I-II вида
Железнодорожного района г. Новосибирска

Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах коллективного и индивидуального пользования применяют компьютеры и ФМ-технологии. Такие системы обладают более совершенными акустическими и эксплуатационными качествами и обеспечивают реальные возможности для людей с нарушением слуха для их эффективной интеграции в общество, возможность совместного обучения и профессиональной подготовки с нормально слышащими.

К таким техническим средствам относятся различные слуховые приборы, беспроводные, и в первую очередь радиопередающие ФМ системы, обеспечивающие возможность проведения эффективного обучения и коррекционных занятий с детьми с различными дефектами слуха. Система ФМ – один из наиболее важных элементов в обучении детей с нарушением слуха. Системы используют передающее устройство для передачи голоса учителя непосредственно в ухо ученика, страдающего нарушением слуха, что даёт ученику возможность распознавать голос учителя даже при наличии фонового шума.

В классной комнате существует много источников фонового шума. Слуховые аппараты усиливают все звуки: как голос учителя, так и фоновый шум. Это значительно затрудняет восприятие голоса учителя.

Использование ФМ-систем для помощи детям с нарушением слуха имеет большое значение, так как они представляют собой средство помощи детям в развитии слуховых навыков в чтении, развитии речи и языка. Системы ФМ используются для вовлечения учеников с нарушением слуха в обычную учебную обстановку, так как они улучшают условия для слухового восприятия.

Действительно, наши наблюдении показали, что использование ФМ системы улучшило восприятие речи на фоне шума, более того, оказалось, что учащиеся со значительными потерями слуха, использующие ФМ систему, воспринимают речь на фоне шума лучше, чем находящиеся в таких же условиях учащиеся с хорошими остатками слуха без ФМ системы.

Нами было проведено наблюдение, задачей которого стало сравнение двух технологий, способствующих улучшению разборчивости речи у учащихся. В работе принимали участие учащиеся 4 класса 2 вида. В классе 6 человек, 3 девочки и 3 мальчика. Четыре ребёнка данного класса имеют четвёртую степень тугоухости. У двух детей сенсоневральная глухота третьей степени на оба уха. Все дети протезированы индивидуальными слуховыми аппаратами. Биноурально протезированы 4 человека, моноурально – 2 человек.

Состояние устной речи в группе можно охарактеризовать следующим образом:

а) состояние экспрессивной речи в классе отличается ярко выраженной контрастностью – от несформированной до приближённой к возрастной норме;

б) нарушения лексико-грамматического строя речи от незначительных до выраженных;

в) объём пассивного словаря у 17 процентов учащихся отстаёт от возрастной нормы, у 83 процентов соответствует возрасту;

г) объем активного словаря находится на разных стадиях – от близкого к норме до значительно сниженного;

д) связная речь у всех детей сформирована недостаточно.

Для наблюдения за эффективностью применения ФМ системы были выбраны следующие критерии:

1. Концентрация слухового внимания.

2. Объём выполняемых заданий.

3. Слуховое внимание при выполнении режимных моментов.

4. Восприятие речи на фоне дополнительного источника шума (музыка, радио).

5. Восприятие речи в разных условиях при общении с другими людьми.

6. Восприятие речи в быстром темпе, шепотом и на расстоянии.

Применение ФМ беспроводной системы фирмы Fonak осуществлялось на фронтальных занятиях и во внеурочное время. Для выявления эффективности применения данного оборудования было принято решение отследить состояние вышеописанных критериев с использование ФМ системы и без неё. Мы сравнили полученные данные и сделали следующие выводы:

  1. Концентрация слухового внимания – до применения ФМ системы для привлечения внимания класса учителю требовалось 3-4 повторений, работа с ФМ передатчиком сократила это число до 1-2.
  2. Объём выполняемых заданий является логическим продолжением, он увеличился на 1-2 задания за счёт сокращения времени на привлечение внимания и объяснения задания.
  3. Слуховое внимание при выполнении режимных моментов отслеживалось во внеурочное время и во внеурочной обстановке. До использования беспроводного устройства инструкции для выполнения режимных моментов повторялись многократно. Во время работы с системой достаточно было однократного озвучивания необходимой инструкции, и она выполнялась детьми.
  4. Особое внимание хотелось бы обратить на следующее: в классной комнате существует много источников фонового шума. ИСУ усиливают все звуки, как голос учителя, так и фоновый шум, что, безусловно, затрудняет восприятие речи учителя. В ходе наших наблюдений мы убедились, что использование беспроводных устройств значительно улучшает восприятие речи на фоне шума.
  5. Наблюдая за детьми мы убедились, что учащиеся, использующие ФМ систему, воспринимают речь знакомого и незнакомого человека одинаково хорошо, что, несомненно, может помочь ребёнку расширить его социальные контакты.

Видеофильм «Детские впечатления о ФМ системе»

Детские впечатления

…А вы знаете, в октябре в наш класс принесли ФМ систему. Нам надели индивидуальные системы, а у учителя был микрофон. Мы слышали голос Галины Николаевны очень хорошо. Также я слышал ясно себя и одноклассников. Мы пробовали учиться в шуме, учительница включала музыку, шипение и другие звуки на магнитофоне и вела урок. Посторонние звуки нам не мешали. Мы отлично слышали учителя и верно выполняли все задания. Мне очень понравилось учиться с ФМ системой.

Бакулин Влад

А ещё когда я был в классе, а Галина Николаевна вышла в коридор и позвала меня, я слышал, что зовут меня. Это так здорово.

Балакин Даниил

Мы брали с собой ФМ систему, когда ходили в цирк. Нам было легко идти по улице, мы хорошо слышали просьбы учительницы, если нужно было остановиться или быть внимательными при переходе через дорогу. Мне понравилось.

Мелёхина Юля

А мне понравилось слушать музыку с ФМ системой, я даже различал слова в песнях, мы танцевали.

Корнеев Серёжа

Мнение учителя. Таким образом, на основе наших наблюдений мы можем сделать следующие выводы: система помогла активизировать внимание на уроке и во внеурочное время. Система гасит посторонние фоновые шумы, дает детям свободно передвигаться, понимать речь учителя с первого предъявления, тем самым подтверждает преимущество беспроводной связи ФМ-передатчика перед традиционной звукоусиливающей аппаратурой.

Считаем, что систему с успехом можно применять дома и на улице. Ребёнок услышит речь своих родителей, несмотря на бытовые и уличные шумы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Интегративный подход в обучении детей с нарушением слуха.

Практика образования за последние сто  лет слабо соответствовала потребностям детей – инвалидов.  Люди с инвалидностью были заперты на ...

Методическая разработка по индивидуальному маршруту обучения детей с нарушение слуха

В данной разработке описываеться 3 маршрута обучения. 1- рабочая программа индивидуальных занятий одной ученицы; 2- индивидуальные занятия для отстающих по общей программе;3- индивидуальный маршрут от...

Программированная система обучения и возможности ее применения для обучения детей с нарушениями слуха на уроках русского языка

Ребенок с нарушенным слухом имеет специфические образовательные потребности, он нуждается в комплексных программах реабилитации, сочетающих медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, п...

Организация развивающего обучения детей с нарушением слуха.

Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализаци...