Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.
статья по теме
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
amo.docx | 486.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Активные методы обучения предполагают групповую форму работы.
В процессе взаимодействия педагога и учащегося осуществляются:
- поддержка того, что актуально присутствует у учащегося, что потенциально возможно находится в зоне его ближайшего развития;
- построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
- обнаружение собственных проблем и придание им (через взаимодействие с взрослым) развивающего характера путём превращения проблемы в задачу деятельности.
Этапы педагогической поддержки:
1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание её с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребёнка.
2. Поисковый – организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
3. Договорный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4. Деятельностный: а) действует сам учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая безотлагательная помощь учащемуся.
Организуя самопознание учащихся, необходимо продумать способ фиксации результатов. Это должна быть наглядная форма, которая будет служить ориентиром для учащихся и показателем их развития для педагога. Для этих целей подходит «Карта саморазвития личности», «Дневник самоопределения», «Лист достижения», которые учащийся ведёт самостоятельно: отмечает собственные наблюдения, связанные с работой по данному курсу, свои ощущения. Это дисциплинирует детей, способствует формированию рефлексии, способности к самоанализу.
Итак, если говорить о приоритете индивидуальной работы классного руководителя с детьми, то логичным было бы считать педагогическую поддержку и сопровождение базовыми типами деятельности во всех сферах деятельности: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг». Но опыт показывает, что реализация на практике видов педагогической поддержки и сопровождения в сфере «Учение», зачастую встречается с непринятием их многими учителями-предметниками, так как их деятельность основана на общепризнанных формах и методах обучения по Я.А.Коменскому – «всех учить всему».
С одной стороны мы имеем стабильность классно-урочной системы (читай – авторитарного обязательного единообразия, формальной вариативности) и, с другой стороны – потребность ребёнка в реальном индивидуальном педагогическом подходе не только во внеурочной, но и в учебной деятельности, с третьей – требования Единого государственного экзамена.
Разрешение этого противоречия видится в организации образовательного процесса на основе педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической практике приняты в основном три таких формы — фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
От учителя, естественно, требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем и создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые коррекции в ходе обсуждения. В силу своих реальных возможностей ученики, конечно, могут в одно и то же время делать обобщения и выводы, рассуждать по ходу урока на разном уровне глубины.
Одним из наиболее эффективных путей реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности школьников на уроке являются дифференцированные индивидуальные задания, особенно задания на печатной основе, освобождающие учащихся от механической работы и позволяющие при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.
Так, если суть индивидуального образования состоит в формировании и развитии человеком своего образа, то не только процесс воспитания, но и организация учения должна быть максимально приближена к его индивидуальным потребностям.
Для слабоуспевающих учащихся необходимо составлять такую систему заданий, которые бы содержали в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие ученику шаг за шагом решить определённую задачу — различные теоретические сведения, поясняющие теорию, явление, процесс, механизм процессов, позволяющие ответить на ряд вопросов, а также всевозможные требования сравнивать, сопоставлять, расклассифицировать, обобщать и т.п. Такая организация учебной работы учащихся на уроке даёт возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей, собранности постепенно, но неуклонно углублять и закреплять полученные и получаемые знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом достоинства индивидуальной формы организации учебной работы учащихся, в этом её сильные стороны.
Вот некоторые из возможных форм работы, используемых на уроках:
- формы групповой и парной работы на уроке;
- индивидуальные творческие задания;
- система разноуровневых заданий;
- индивидуальные и коллективные научно-исследовательские проекты;
- применение активных методов обучения, как в урочной, так и во внеурочной деятельности: «Улыбнёмся друг другу», «Ковёр идей», «Дерево решений», «Динамические пары», дискуссионная методика «Пустое кресло», физминутки-релаксации, рефлексии типа «Дерево успеха», «Интеллектуальное кафе» и Листов достижений учащихся.
На начальной стадии урока при организации групповой и индивидуальной работы уч-ся, можно использовать приём «Корзина идей» для актуализации имеющихся у них знаний и опыта. На доске помещается корзина, в которой условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме – понятия, термины (формируются познавательные УУД: умение сопоставлять, отбирать информацию, полученную из различных источников).
Например, методика «Дерево решений». «Дерево решений» является техникой принятия решений в ситуациях трудных и неоднозначных. Перед началом занятий учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает таблицы для групп. Во время домашнего задания, полученного на предыдущем уроке, дети узнают конкретные факты, связанные с данной проблемой, историческими или природными условиями. Далее на уроке учитель предлагает группам исследовать проблему. Ученики выявляют плюсы и минусы поставленной проблемы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений. Во время занятий учащиеся выполняют таблицу:
Проблема
+ (преимущества) | - (недостатки) |
и приходят к совместному решению – формирует личностные УУД: желание понимать позицию другого; познавательные: умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её; коммуникативные УУД: формирует умение, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, предвидеть последствия коллективных решений.
«Пустое кресло» – дискуссионная методика.
Цель: найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений. Этот поиск должен подвести учащихся к открытию правды, к определению фактического состояния вещей. Методика «Пустое кресло» развивает критическое мышление, учит аргументировать, задавать вопросы, активизирует большое количество участников, учит культуре дискуссии, критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции – формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии сидят по кругу. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит ещё один стул. Если кто-то другой хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, прекращает дискуссию
«Ромашка» - учащиеся передают в группе по кругу ромашку. Задача – оторвать лепесток, прочитать на его оборотной стороне вопрос на закрепление и уточнение изученного материала, ответить и передать следующему – (формирование познавательных и коммуникативных УУД: умение делать выводы, анализировать, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения).
Для снятия напряжения целесообразно иногда провести физминутку-игру «Морские волны».
Команда «Штиль» - все замирают.
При команде «Волны» - дети встают по очереди, с интервалом в 2 сек. Сначала - все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши. Затем в таком же порядке класс садится.
«Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, без пауз, друг за другом.
Завершить игру лучше командой «Штиль».
Для рефлексии можно использовать метод «Интеллектуальное кафе».
- Оцените свои ощущения после урока. Представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов (только у нас ресторан интеллектуальный):
- Я съел бы ещё этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточках и прикрепляют на доску возле выбранного высказывания, комментируя. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее – (формирование регулятивных и коммуникативных УУД: умение самостоятельно оценивать свою работу, определять круг своего незнания).
Метод рефлексии «Светофор»
Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Необходимые материалы: ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.
Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.
Варианты/ примечания: Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.
Приведу примеры видов педподдержки.
а). Работа с «интеллектуальным резервом»:
- Выявление одарённых детей и организация регулярных занятий.
- Участие в школьном туре предметных олимпиад.
- Анализ результатов и участие в городском этапе олимпиады.
Результаты работы:
- Школьная олимпиада по русскому языку: Бархаева А. – II место, Кузьмин И. – III место.
- «Русский медвежонок»: Лазарева А. – II место в школе, Небыков Ю. – III.
б). Работа над совершенствованием навыков выразительного чтения:
- Уроки конкурсного чтения стихов.
- Участие в школьных и городских конкурсах художественного слова и инсценированных представлений.
- Читательские конференции.
Результаты работы:
- Бархаева А. – Благодарственное письмо за участие в VII областном конкурсе чтецов «Аленький цветочек».
- Багдасарян М., Бархаева А. – I и II места в школьном конкурсе чтецов.
- Участие класса в читательской конференции гимназии среди 4-х классов.
в). Педагогическая поддержка творчески одарённого ребёнка:
- Своевременное информирование о творческих конкурсах, проводимых в школе, городе, области.
- Консультации и помощь в оформлении заявок на участие и самих творческих работ.
- Организация выступлений ученика, создание условий для творческого роста: участие в различных интеллектуальных конкурсах, марафонах, ученических конференциях и ассамблеях.
- Распространение ученического опыта (исследования, творческие проекты): публикации их в различных сборниках, журналах, на сайтах.
- Работа с родителями: разъяснение, консультирование, повышение мотивации.
Результаты работы:
- Небыков Ю. – II место, Гуськов О. – III место в зональном городском конкурсе ученических исследований «Малая академия».
- Гуськов О. и Небыков Ю. – участие в VII Межрегиональной научно-практической конференции «В поисках истины» г. Чебоксары, публикация работ в сборнике;
- Небыков Ю. и Бархаева А. – участие в III Международной интеллектуальной Ассамблее школьников, публикация исследовательских работ; г. Чебоксары.
- Небыков Ю. и Багдасарян М. – участие во Всероссийском фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября» г. Москва, публикация работ на сайте фестиваля.
- Лучшие сочинения учащихся о маме опубликовали в детском журнале «Симбик» /февральский номер/
- Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку построить исследование?»
Вывод: индивидуальное образование в рамках педагогической поддержки не только возможно в условиях массовых форм обучения, но и протекает повсеместно, так как процесс создания человеком своего «Я» априори индивидуален.
Литература
- Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2010. С.108.
- Взрослые и дети в образовательном пространстве: Науч.-метод. сб. -М.: Рекламное агентство «Северный город», 2011.
- Лазарев В.С. и др. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы // Пособие для руководителей образовательных учреждений. - М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995.
- Педагогическая поддержка. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. (Серия «Воспитание 2000». Вып. 1).
- Проблемы проектирования профессиональной педагогической позиции. - М., 1997.
- http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах.
Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: • формирование положительной учебной мотивации; • повышение познавательной активност...
«Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках и внеурочной деятельности по кубановедению»
Краснодарский край Апшеронский районг. Апшеронск «Повышение мотивации учащихся путем использования активных методов обучения на уроках ...
Применение активных методов обучения в поиске средств реализации учебной деятельности учащихся в свете педагогической поддержки.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...
: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...
Обучающий очный семинар «Применение активных методов обучения (АМО) для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся»
Целью проведения семинара являлось: повышение профессиональной компетенции педагогов; внедрение в учебный процесс активных методов обучения; обмен опытом по использованию АМО; развитие интеллектуально...