Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности (из опыта работы)
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности
(из опыта работы)
В сотрудничестве, под руководством,
с чьей-то помощью ребёнок всегда
может сделать больше и решить
более трудные задачи, чем самостоятельно.
Л. С. Выготский
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Считаю, что основным преимуществом внеучебной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Работая много лет учителем начальных классов, я пришла к выводу, что внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, развитие интеллектуально – познавательной деятельности, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Итак, каковы же направления и формы работы внеурочной деятельности в классе, и как они применяются конкретно мною.
По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей в первую очередь, познавательных - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований, наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения.
Поскольку я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению и воспитанию, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к воспитательному процессу, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению и закреплению знаний.
Расскажу о некоторых видах работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся. Таких видов много: это игры, загадки, ребусы, головоломки, занимательные задачи, вопросы-ответы, творческие работы, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей и др. Применение каждого вида работы зависит от темы занятия.
Очень активизируют работу обучающихся отгадывание загадок. Я собрала их много и предлагаю их детям. Но среди загадок встречаются и такие загадки. На которые обучающиеся затрудняются отгадать. В этом случае я помогаю детям, разъясняя смысл каждой загадки. Очень часто на воспитательском занятии загадка помогает узнать детям, над какой темой они будут сегодня работать.
Так, например: осенью была проведена экскурсия в лес по теме «Краски осени». Цель экскурсии было закрепить и расширить наблюдения детей об изменениях в живой и неживой природе, полюбоваться природой родной природы. Все занятие состояло из нескольких остановок, где загадывались загадки соответствующие названию остановки. Так на первой остановке была предложена такие загадки:
1.Опустел сад
Паутинки вдоль летят
И на южный край земли,
Полетели журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел. (Сентябрь)
- Всех наградила, всех погубила. (Осень)
- Дождь поливает, когда это бывает? (осенью)
Для развития внимания, воображения и восприятия, после того как отгадают загадки ставлю такие вопросы и предлагаю в конце занятия на них ответить:
- Ребята, вы понаблюдайте, какие изменения произошли в природе после лета?
- Началом, какого времени года является месяц сентябрь?
- Как выглядит лес осенью?
- Как вы думаете, почему летом листья на деревьях и кустарниках зеленые, а осенью – желтые?
Для лучшего восприятия и воображения в виде игры была загадана загадка: Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: - Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красное, и желтое, и розовое, и оранжевое. А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен; - сказала другое дерево. Самый скромный и самый красивый цвет – это зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю. И тут же задаю детям такие вопросы: Угадайте, какие деревья вели этот спор? Почему так изменилась окраска листьев? Как выглядят отдельные деревья в осеннем лесу? После ответов детей, подвожу их к отдельным деревьям и для лучшего восприятия и наблюдения прочитаю небольшое стихотворение:
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, елочки темнеют
Пожелтел орешник.
И зарделись клены,
В пурпуре осинки
Только дуб зеленый.
На следующей остановке провожу групповую работу, но вначале загадываю загадку: Падают с ветки золотые монетки. После ответов детей на загадку, каждой группе даю задание собрать листья деревьев, отличающиеся формой, размерами и окраской. Далее все собранные листья складывают в один букет и любуются им. В ходе выполнения таких заданий одновременной с развитием внимания предполагаются развитие воображения и восприятия, умение зрительно выделить предметы.
Далее на одной остановке предлагаю дидактические игры: «Найди дерево». Детям раздаю разные листья деревьев. По моему сигналу они должны найди это дерево, и подбежать к нему. На руках у детей собранные листья, не называя дерева, описываю отличительные признаки, например: «Я могучий, крепкий на ветках желуди» или «Я белоствольная, стройная, листочки у меня небольшие» и т.д. и говорю подбежали те листочки, которые я назвал. Ко мне подбегают те ребята, у которых соответствующие листочки, после этого я задаю им вопрос: «С каких деревьев опали листья?»
Наиболее эффективным средством включения в познавательный процесс является игровая деятельность, поэтому отвожу этому виду деятельности основное место. Например, умение видеть противоречия и решать их в процессе познания помогают игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот». Находить общее, аналогию - игра «Найди пару».
Творческие задания «Дорисуй», «На что это похоже?», «Какая игрушка?», «Перевертыши» активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будит мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.
Следует сказать, что важным фактором активизации познавательной деятельности является поощрения. Виды поощрения:
1.мимическая и пантомимическая
2.словесные
3.материализованные
4.деятельностные.
Я в свой практике применяю первый и второй вид поощрения, это мимические и пантомимические, это: аплодисменты товарищей, улыбка и ласковый взгляд взрослого. Словесные поощрения – как приятно ребенку, услышать какие слова умница, молодец, хорошо, как ты сегодня хорошо поработал. После таких поощрений каждый ребенок будет стараться выполнить любое задание с желанием, интересом.
Таким образом, в результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность, постепенно увеличивается объем работы на занятиях. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в детском коллективе, т.е. ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
В наше время дети перестали играть в мудрые, настольные игры. Всё свободное время проводят на улице, некоторые сидят дома, за компьютером, смотрят телевизор. В этих увлечениях они не дают свою мозгу работать, не развивают память, но учатся находить правильные решения при тех или иных действиях.
Другое дело приучить детей, особенно, в начальных классах играть интеллектуальные игры. Тогда можно развивать у них полезные качества, которые пригодятся в учёбе, и в жизни.
Ранее приобщение детей к развивающим играм воспитывает в них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества с развитым интеллектом. Особенно важно приобщать детей к сложным интеллектуальным играм. Речь идёт о таких играх как шашки.
Именно в младшем школьном возрасте возможно эффективное воздействие на интеллектуальную сферу ребёнка, способное компенсировать в известной степени задержку психического развития. В своей воспитательной работе использую развивающие игры и упражнения, направленные на формирование логического мышления, это позволяет на доступном детям материале, имеющемся жизненном опыте строить правильные суждения, нестандартно мыслить и проводить доказательства, оказывает благоприятное влияние на развитие интеллектуальной сферы воспитанников.
Так например, 1.Буквенная головоломка. Прочитайте пословицу.
а Д п Е о Л т У е В х Р е Е чМ а Я с
Подсказка: сначала надо прочитать большие буквы, а затем маленькие
2.Игры со спичками «Повтори за мной». в течение нескольких секунд демонстрирую рисунок, выложенный из спичек, после чего рисунок убирается. Задача детей - по памяти повторить рисунок из спичек на парте.
3. Анаграммы — это слова, полученные перестановкой букв в исходном слове.
Города (дорога), гора (рога), валик (вилка), вес (сев), гул (луг).
3.Логические задачи.
Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Раскрась рыбу, пойманную раньше всех? (щука)
4. Логически-поисковые задания.
1) Замени подчёркнутую букву, чтобы получилось новое слово.
Балет - …(билет), олень - …(осень), салат - …(салют), пирог - …(порог).
2) Собери слово.
СОК-ОК+АМ+О+ЛЁТ=САМОЛЁТ
ЛЕ+ТОК-К=ЛЕТО
3) Загадки, кроссворды, лабиринты и др.
С букварём шагает в школу деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы в полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка? Как зовётся тот мальчишка? (Буратино)
4) Ребусы. 7Я, 3ТОН, ВИ3НА и др.
5) Магические квадраты.
6) Найди слова в строчках.
АВКОТРПТЛЕСВОСПАРТАВУОАШАР
В результате этих занятий у ребят формируется уверенность в своих интеллектуальных способностях, снижается тревожность, боязнь ошибочных шагов. Происходит становление разнообразных форм самосознания и самоконтроля, совершенствование мыслительных операций, формируется познавательный интерес.
Формирование познавательной активности после уроков идёт через проведение познавательных праздников, классных часов, посещение музей, встречи с интересными людьми. На таких мероприятиях воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учащихся, что дает возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на занятиях такого вида.
Интересных мероприятий было проведено много, но более значимые были следующие:
- Неделя родного языка
а) В рамках недели родного языка среди обучающихся 1-4 классов была проведена познавательная игра-викторина «Родной язык – язык отца и матери». В викторине приняли участие команды «Улып» и «Пурнеске». Команды соревновались в знаниях о родной Чувашии. Юные эрудиты отвечали на вопросы,: «На какой реке расположен г. Чебоксары?», «Люди каких национальностей проживают в нашей республике?», «Какие города на территории Чувашии находятся?», «Сколько букв в чувашском алфавите?», «Назовите главные достопримечательности Чувашии». Дети с удовольствием участвовали в играх «Собери картинку», «Выбери символы», «Волшебный мешок», отгадывали чувашские загадки, по картинкам узнавали театры, музеи, библиотеки Чувашии и города Шумерля, называли известных людей, прославивших родную республику и рассказывали о них, вспоминали традиционные блюда чувашской кухни, такие как хуплу, шыртан, чигит.
б) Была организована экскурсия в музей-мемориал И.Н. Ульянова с. Ходары Шумерлинского района.
Экскурсию провели учитель чувашского языка, учащиеся из Совета музея. Ученик Ходарской СОШ им. И.Н.Ульянова эмоционально прочитал на чувашском языке стихотворение Стихвана Шавлы «Пыр Хутара».
Детям интересно было посмотреть краеведческие находки, старинные вещи, предметы утвари. На его стендах можно встретить материалы, присланные из разных городов нашей страны.
в) Классный час « В. И. Чапаев – наш земляк»
Ребята узнали много познавательной информации: о детстве нашего земляка, о юношеских годах, о его семье, о ратных подвигах легендарного начдива, познакомились с Домом – музеем Чапаева, расположенным в Чебоксарах, познакомились с экспонатами, хранящимися в музее.
- Внеклассное мероприятие «В мире кошек!» в рамках семинара для учителей Красночетайского района.
Мероприятие организовали вместе с учителями начальных классов для ребят 1,2 и 5 классов. Ребята вместе с гостями знакомились с повадками кошек и интересными фактами из жизни кошек, познакомились с родственниками кошек, читали стихи, пели песни, демонстрировали сценки о жизни своих мягких друзей. Не остались в стороне игры, загадки и подарки для участников. Дети с удовольствием участвовали в различных конкурсах «Кот в сапогах», «Кот рыболов», «Кошкин дом», «Кошачий концерт». Праздник подарил всем участникам мероприятия позитивные эмоции, восхищение и заряд отличного настроения.
3.Конкурсно - игровая программа для родителей «Мартовская капель»
Весёлые конкурсы и инсценировки доставили всем незабываемые минуты радости. Особенно приятно мамам и бабушкам было получать подарки, сделанные руками своих детей и внуков. Праздник прошел на одном дыхании!
4.Встреча с интересными людьми- с воином- афганцем.
В ходе встречи гость поделился своими воспоминаниями во время пребывания в Афганистане и выполнения интернационального долга в 1985 – 1987 годы.
5.Конкурсная развлекательная программа в День открытых дверей - «Душистый льётся чай»
На мероприятии присутствовали гости и родители. В ходе мероприятия присутствующие и обучающиеся узнали много интересного об истории самого популярного напитка, о пользе и о видах чая, о чайном этикете, познакомились с правилами сервировки стола. Каждый гость получил возможность заварить чай, насладиться ароматным и вкусным напитком и услышать о целебных свойствах травяных чаёв. Участвуя в различных конкурсах «Натаскай воды», «Собери шишки», «Определите на вкус, какой это чай и что добавлено в чай», «Сахарное казино», «Загадочный», «Конкурс пару», «Пирамида из рафинада», «Из каких произведений», «На плантации», ребята получили сладкие призы. Музыкальным сопровождением стали песня «К нам в гости пришли» и танец «Самовар». Мероприятие завершилось чаепитием с блинами и со сладостями.
В итоге я могу сделать такой вывод: все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности детей, а их очень много, всех не перечислишь, помогают воспитывать у детей любовь к знаниям, желанию каждый день узнавать что-то новое, неизведанное. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)
Материал отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....
Трудности в организации групповой проектной деятельности (из опыта работы)
Статья написана на основе личного опыта работы учителя по исследовательской и проектной деятельности. В ней упоминается важность этого вида деятельности для достижения положительных результатов в форм...
«Системно-деятельностный подход в организации воспитательной и внеурочной деятельности» (из опыта работы).
В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, который включается в государственные стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Основными задачам...
Развитие коммуникативных навыков младших школьников в учебной и внеурочной деятельности через организацию разновозрастного и разноуровнего общения (из опыта работы)
На протяжении более трёх лет я являлась участником региональной экспериментальной площадки по теме «Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образов...
Организация внеурочной деятельности (из опыта работы)
Статья о возможностях духовно-нравственного развития школьников путем сотрудничнства с музеем....
Новые педагогические технологии для организации внеурочной деятельности. (из опыта работы)
Статья посвящена изучению возможностей применения современных педагогических технологий в организации внеурочной деятельности...
Работа в паре: методика организации деятельности (из опыта работы воспитателя)
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания не...