Трудности в организации групповой проектной деятельности (из опыта работы)
статья на тему
Статья написана на основе личного опыта работы учителя по исследовательской и проектной деятельности. В ней упоминается важность этого вида деятельности для достижения положительных результатов в формировании универсальных учебных действий в рамках ФГОС. А также рассмотрены некоторые случаи возникновения у педагога трудностей в организации работы над групповыми проектами. Даны рекомендации по их устранению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности в организации групповой проектной деятельности
(из опыта работы)
С 01.01.2011 в начальное образование были введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается, важно научить ученика овладеть новыми знаниями, новыми видами деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных и исследовательских работ.
Организация массовой работы школьников над проектами и учебно-исследовательскими работами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Позволит обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, научиться применять полученные знания.
Какие трудности могут возникнуть у педагога в организации деятельности над групповыми проектами?
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов:
1 этап – мотивация. На этом этапе важно пробудить в учащихся интерес к предстоящей работе. Называется тема проекта, выявляется учебная проблема, происходит обсуждение различных вариантов решения проблемы и в результате этой работы определяется цель и задачи проекта. Далее идет четкая установка на результат проекта, и обговариваются критерии оценивания результата работы. Необходимо подключить к этому этапу как можно больше ребят, выслушать все предложения и идеи. Именно на этом этапе появляется желание действовать, рождается коллективный дух творчества.
2 этап – организация деятельности. При групповых проектах ребята разбиваются на группы. Необходимо учитывать интересы и желания всех детей - участников проекта. Но тут могут возникнуть некоторые проблемы. В каждом классе есть группа учеников, не совсем успешных в учебной деятельности, или, по тем или иным причинам, многие ребята не желают с ними сотрудничать, так как не уверены в их ответственности и трудолюбии. Ни в коем случае нельзя заставлять насильно принять таких детей в группу. Стоит терпеливо и. как можно, дипломатичнее разъяснить важность участия всех ребят в проекте, ведь способности у каждого разные, но посильный вклад в общее дело может внести каждый. Как правило, есть ребята, которые обязательно поддержат учителя и возьмут таких учеников под свою опеку, тем более, если в классе систематически проводится групповая работа.
На этом же этапе в каждой группе участниками выбирается «старший». Обычно это тот ученик, который пользуется авторитетом у ребят и наиболее успешен в учебе. Здесь важно обговорить роль «старшего». Это не командир, а координатор всех действий. Он несет ответственность за всю работу группы и, в то же время, должен учитывать интересы всех участников. Иногда очень трудно сдерживать авторитаризм таких детей и направить их деятельность в нужное русло, но, проявляя терпение, такт и постоянную разъяснительную работу, удается добиться положительного результата.
Затем намечается план действий для каждой группы, и распределяются роли для каждого участника проекта. И опять могут возникнуть разногласия и, даже, конфликты внутри группы. Очень трудно создать «зону комфорта» для каждого участника процесса. Выходом из этой ситуации, является разъяснительная работа как индивидуально (с зачинщиком конфликта), так и со всей группой. Важно учить договариваться, идти на компромисс. А также необходимо проследить, чтобы работа была посильной для каждого ребенка в группе.
3 этап – непосредственная работа над проектом. Ребята в основном работают сами по намеченному ранее плану. Учитель, в основном, находится в роли наблюдателя, консультанта.
4 этап – презентация результата проекта. Ребята сами выбирают, в какой форме будут представлять результат своей деятельности. Если тема проекта одна для всех групп, лучше ориентировать ребят на разные формы защиты проекта. Необходимо заранее определить регламент выступления и строго его придерживаться. Иначе выступление той или иной группы может затянуться и интерес слушателей потеряется. Необходимо назначить (по желанию) того, кто будет следить за временем.
Обсуждение и оценивание работы должно происходить обязательно по принципу: «Сначала говорим, что удалось, а затем, на что нужно обратить внимание». Учим ребят не повторять уже сказанное, ориентируем на те критерии, которые принимались ранее. Учим тактично отмечать тот вклад, который внес каждый участник группы в общую работу, особенно подчеркивая вклад так называемых «слабых» учеников (положительная оценка).
Целенаправленная работа над проектами позволяет решить многие задачи и для учителя и для учеников. Это не только интересно, но и полезно для каждого участника процесса. А с каждым проектом проблем становится все меньше, а работы получаются все лучше. Меняется и отношение к каждому ребенку в классе, что способствует созданию сплоченного коллектива.
Рекомендуемая литература:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.
Савенков А.И. Я - исследователь: Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература». - 2004. -32с.
Запрудский Н.И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация // Фiзiка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4. – С. 51–57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс по использованию проектной деятельности (из опыта работы)
Новое время диктует новые задачи и заставляет нас уже не на словах, а на деле переходить к реальным действиям по развитию интеллектуального творческого потенциала личности ребёнка. Основной зада...
Из опыта работы. Использование игровых методик для организации детской проектной деятельности.
Из собственной практики или литературных источников, предлагаем Вашему вниманию примеры игровых методик, используемых в организации различных этапов работы по методу проектов. Предлагаемые игры возмож...
Развитие познавательной активности через проектную деятельность (из опыта работы)
Я, Тахаува Гелзидя Тагирзановна – учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия №126» Советского района г.Казани.Педагогический стаж 29 лет, по должности «Учитель» 29 лет,...
Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности (из опыта работы)
Развитие УУД учащихся посредством проектной деятельности (из опыта работы)...
Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти
Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...
Работа в паре: методика организации деятельности (из опыта работы воспитателя)
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности и беспризорности, обеспечения временного проживания не...
Описание опыта организации коллективной проектной деятельности в начальных классах
Подробно описан ход работы над коллективным проектом "От пера до копмпьютера..." в 4-м классе....