Рабочая программа
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Светлана Владимировна Акименко

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_rp.docx42.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сеяхинская школа-интернат»

«Рассмотрено»

Протокол №____        от

«___» _________20___г.

Руководитель МО

учителей____________

____________________

_____        /_____________/

«Принято» 

на заседании ШМС

протокол № _________

от«___» ________20___г.

председатель ШМС _____________________  _____        /_____________/

«Утверждено»

Директор МБОУ

 «Сеяхинская ШИ»

_____________И.В.Резвина

Приказ №        ______ от

«___» _________        20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНЫЙ ГОД: 2019-2010

НАПРАВЛЕНИЕ: спортивное

НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Шахматы

 

КЛАСС: 1-4

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю 1;   всего за год 34

СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ (название, авторы)

Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное возрождение, - 2011

УЧИТЕЛЬ (ФИО): Горбунова Светлана Владимировна

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

№ п/п

Название документа

1

Федеральный  закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

2

СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)

3

Приказ МО и науки РФ от 31.03.2014 № 2053 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемыхк использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

4

Приказ  Департамента образования ЯНАО «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа, реализующих программы общего образования от 11. 05.2006 года №500» №1012 от 17. 06. 2011

5

Образовательная программа начального общего образования, разработанная на основании примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему развитию (протокол от 08.04.2015г. №1/15). Приказ №288от 01.09.2016г.

6

Дополнительная образовательная программа на 2016-2017 учебный год «Сеяхинская школа-интернат», 2016-2017 учебный год,  Приказ №288 от 01.09.2016г.

7

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сеяхинская школа-интернат», 2018-2019 учебный год,  Приказ № ____ от ________2018г.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитательным результатом освоения программы является получение школьниками социальных знаний:

1 год обучения:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

2 год обучения:

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

3 год обучения:

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4 год обучения:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса:

1 год обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2 год обучения:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3 год обучения:

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

4 год обучения:

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса:

1 год обучения:

- знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;

- правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- сравнивать, находить общее и различие;

- уметь ориентироваться на шахматной доске;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка; понятия: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила;

- знать правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;

2 год обучения:

- уметь ориентироваться на шахматной доске;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- знать основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

3 год обучения:

- знать основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- уметь грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

4 год обучения:

- знать основные тактические приемы; термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- уметь грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Формирование универсальных учебных действий

УУД

Знания, умения, навыки

Регулятивные

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога.
  • Проговаривать последовательность действий. 
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
  • Учиться работать по предложенному педагогом  плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание программы

1 класс

Разделы

Количество часов

По программе

Запланировано

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

30ч

29

2

Практико - соревновательная деятельность

4

Итого

33ч.

33

Содержание раздела

Тема

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущим шахматистом мира.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение, взятие, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила шахматного этикета, дебютные ошибки.

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

2 класс

Разделы

Количество часов

По программе

Запланировано

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

21ч

25ч

2

Практико - соревновательная деятельность

13ч

Итого

34 ч.

34 ч.

Содержание раздела

Тема

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими чемпионами мира.

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Основы шахматной игры( повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала.

Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, коротки партии.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурс решения позиций на тактические приемы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый шах», «двойной шах», «мат по последней горизонтали»

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике

 3 класс

Разделы

Количество часов

По программе

Запланировано

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

21ч

26ч

2

Практико - соревновательная деятельность

13ч

Итого

34 ч.

34 ч.

Содержание раздела

Тема

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом реализация лишней пешки.

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приемы  «завлечение», «отвлечение», «спертый мат»

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно – шахматном празднике

4 класс

Разделы

Количество часов

По программе

Запланировано

1

Теоретические основы и правила шахматной игры

23ч

23ч

2

Практико - соревновательная деятельность

11ч

11ч

Итого

34ч

34ч

Содержание раздела

Тема

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

История возникновения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Шахматная комбинация: задачи на мат в два хода, тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат».

Основы разыгрывания дебюта, атака на короля в дебюте. Основы пешечного эндшпиля: проведение пешки в ферзи, правило квадрата, отталкивание плечом реализация лишней пешки.

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурсы решения позиций на дебютные ловушки, способы атаки на короля, уничтожение защиты, тактические приемы  «завлечение», «отвлечение», «спертый мат»

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном спортивно – шахматном празднике

Тематическое планирование

1 класс

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности

Дата

Корректировка

Теоретические основы и правила шахматной игры

1.

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

1

Имеют представление об истории возникновения шахмат и появления их на Руси.

2.

Шахматная доска.

1

Знают основные шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья. Знают правила хода и взятие каждой фигуры.

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры перед игрой, записывать шахматную позицию и  партию, рокировать и объявлять шах , ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса, разыгрывать партию с партнером.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

3.

Горизонталь.

1

4.

Вертикаль.

1

5.

Диагональ.

1

6.

Шахматная нотация.

1

7.

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

8.

Ладья.

1

9.

Слон.

1

10.

Ферзь.

1

11.

Конь.

1

12.

Пешка.

1

13.

Превращение пешки.

1

14.

Король.

1

15.

Ценность фигур.

1

16.

Нападение.

1

17.

Взятие. Взятие на проходе.

1

18.

Шах и защита от шаха.

1

19.

Мат.

1

20.

Пат – ничья.

1

21.

Рокировка.

1

22.

Основные принципы игры в начале партии.

1

23.

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

24.

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

1

25.

Мат ферзем и королем одинокому королю.

1

26.

Материальное преимущество.

1

27.

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

28.

Партии – миниатюры.

1

29.

Запись шахматной партии.

1

Практико - соревновательная деятельность

30.

Шахматный этикет.

1

Умеют правильно располагать шахматную доску и расставлять фигуры на ней, играть партию от начала до конца с записью, пользоваться шахматными часами.

31.

Шахматный турнир.

1

32.

Шахматный турнир.

1

33.

Шахматный турнир.

1

2 класс

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности

Дата

Корректировка

1.

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира.

1

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры. Шахматные фигуры. Шах. Мат. Рокировка.

2.

Шахматные фигуры (повторение).

1

3.

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение).

1

4.

Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королем  и ладьей.

1

5.

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры.

1

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

6.

Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение.

1

7.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

8.

Тактический прием «двойной удар».

1

9.

Тактический прием «связка».

1

10.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

11.

Тактический прием «ловля фигуры».

1

12.

Тактический прием «сквозной удар».

1

13.

Мат на последней горизонтали.

1

14.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

15.

Тактический прием «открытый шах».

1

16.

Тактический прием «двойной шах»

1

17.

Шахматный турнир.

1

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

18.

Шахматный турнир.

1

19.

Шахматный турнир.

1

20.

Шахматный турнир.

1

21.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки.

1

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнера, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем о ладьей, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

22.

Основы игры в дебюте: атака на короля.

1

23.

 Основы игры в дебюте: атака на короля

1

24.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

1

25.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества.

1

26.

Основы анализа шахматной партии.

1

27.

Основы анализа шахматной партии.

1

28.

Основы анализа шахматной партии.

1

29.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

30.

Шахматный турнир.

1

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

31.

Шахматный турнир.

1

32.

Шахматный турнир.

1

33.

Шахматный турнир.

1

34.

Шахматный праздник.

1

3 класс

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности

Дата

Корректировка

1.

Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований.

1

Знают историю возникновения шахматных соревнований, правила поведения соревнований, различные системы проведения шахматных соревнований.

2.

Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение)

1

Знают шахматные комбинации и тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдать правила поведения за шахматной доской.

3.

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

1

4.

Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах»

1

5.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

6.

Тактический прием «завлечение»

1

7.

Тактический прием «отвлечение»

1

8.

Тактический прием «уничтожение защитой»

1

9.

Тактический прием «спертый мат»

1

10.

Сочетание тактических приемов

1

11.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

12.

Борьба за инициативу

1

13.

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

1

14.

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

1

15.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

16.

Шахматный турнир

1

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

17.

Шахматный турнир

1

18.

Шахматный турнир

1

19.

Шахматный турнир

1

20.

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

1

Знают шахматные комбинации и тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», основы разыгрывания дебюта: развитие фигуры, дебютные ловушки, короткие партии.

Умеют решать позиции на мат в два хода, находить тактические приемы «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спертый мат», атаковать рокировавшегося и нерокировавшегося короля в дебюте, проводить пешку в ферзи. Соблюдать правила поведения за шахматной доской.

21.

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

1

22.

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

1

23.

Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова

1

24.

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

1

25.

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

1

26.

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

1

27.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

28.

Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

1

29.

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

1

30.

Шахматный турнир

1

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

31.

Шахматный турнир

1

32.

Шахматный турнир

1

33.

Шахматный турнир

1

34.

Шахматный праздник

1

4класс

Тема урока

Количество часов

Характеристика деятельности

Дата

Корректировка

1.

Их истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований.

1

Знают о появлении шахмат на Руси, о том, как зарождалась шахматная культура в России

2.

Матование одинокого короля разными фигурами ( повторение)

1

Знают тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», основы теории Итальянской партии, защиты двух коней, Русской партии, способы разрушения прикрытия короля при равносторонней и разносторонней рокировках.

Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания.

Соблюдают правила поведения за шахматной доской.

3.

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

1

4.

Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах»

1

5.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

6.

Тактический прием «завлечение»

1

7.

Тактический прием «отвлечение»

1

8.

Тактический прием «уничтожение защитой»

1

9.

Тактический прием «спертый мат»

1

10.

Сочетание тактических приемов

1

11.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

12.

Борьба за инициативу

1

13.

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

1

14.

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

1

15.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

16.

Шахматный турнир

1

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

17.

Шахматный турнир

1

18.

Шахматный турнир

1

19.

Шахматный турнир

1

20.

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

1

Умеют находить тактические приемы «мельница», «перекрытие», «рентген», разыгрывать открытые дебюты по теории, использовать перевес в развитии в дебюте, атаковать короля при равносторонней и разносторонней рокировках, разыгрывать простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой против ладьи ( позиции Филидора и Лусены), простейшие легкофигурные окончания.

21.

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

1

22.

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

1

23.

Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова

1

24.

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

1

25.

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

1

26.

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

1

27.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

1

28.

Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

1

29.

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

1

30.

Шахматный турнир

1

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени.

31.

Шахматный турнир

1

32.

Шахматный турнир

1

33.

Шахматный турнир

1

34.

Шахматный праздник

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...