методическая разработка занятия по краеведению «Легенды Кузбасса»
учебно-методический материал (2 класс)
Управление образованием Администрации города Юрги
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Городской центр детского (юношеского) технического творчества г. Юрги»
«Легенды Кузбасса»
методическая разработка занятия по краеведению
:
Выполнила
Исмаилова Анжелика Валерьевна, педагог-организатор МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги».
Содержание
Введение…………………………………………………………………............. 3
Ход занятия «Легенды Кузбасса»……………………………………………… 4
Заключение………………………………………………………………........... 14
Список литературы……………………………………………………….......... 15
Приложение 1……………………………………………………………………16
Приложение 2…………………………………………………………….………16
Введение
Краеведение, пожалуй, лучше всех других отраслей знания способствует нравственно-патриотическому воспитанию детей. Ведь малая родина – это живая и деятельная частица великой России. И знание своего края, его прошлого и настоящего – верный путь к воспитанию патриотизма, формированию гражданского самосознания.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», для формирования нравственной личности, гражданина и патриота своей страны.
Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего города, края. Научить детей любить свою малую родину как важную частицу своей страны – одна из важнейших задач педагогов, занимающихся краеведением.
Занятие «Легенды Кузбасса» построено мною как тематическое.
Цель: Знакомство с легендами Кузбасса
Задачи:
1.Познакомить детей с понятием легенда.
2.Воспитывать любовь к родному краю.
3. Развивать творческие способности.
Оборудование и материалы:
• компьютер
• Дидактические игра: «Найди карточку с ответом, отгадав загадку»
• бумага, цветные карандаши;
План мероприятия:
1.Подготовительный
2.Организационный
3.Ход мероприятия
4. Рефлексия.
5.Заключительный этап
Ход занятия
Занятие «Легенды Кузбасса»
В настоящее время все меньше люди обращают внимание на окружающий мир, людей, порой люди не знают названия улиц; о жизни и творчестве великих людей родного края. По этому Актуальным в настоящее время является формирования у младших школьников любви и уважения к своей малой родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, народным традициям и их уникальности.
Определенную роль в системе краеведения призваны играть учреждения дополнительного образования детей (УДОД). Работа по краеведению обладает богатым арсеналом методов, способствующих формированию у младших школьников ценностного отношения к малой родине, желание и интерес к изучению родного края.
Данное занятие «Легенды Кузбасса» является - тематическим. Оно позволяет ознакомить учащихся начальных классов с легендами местных жителей, познакомится с понятием – Легенда.
Основными методами занятия являются объяснения, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию иллюстраций соответствующей тематики, музыки, литературы, наглядных пособий, настольные карточные игровые методики.
Особенности организации занятия состоят в подборе необходимого материала, учитывается возраст, количество детей.
Данное занятие является одним из цикла программы по краеведению детей младшего школьного возраста «Мой мир», которая создана и успешно реализуется в МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г.Юрги». Согласно программе в план мероприятий учреждения включены различные конкурсы, викторины, игры, способствующие развитию интереса желание обучающихся к изучению родного края.
Занятие рассчитана на 40 минут.
Возраст детей – от 7до 11лет.
Организационный момент
- Сегодня мы с вами поговорим о легендах нашего края.
Коренные жители сложили много легенд о нашем крае. Кто знает, что такое легенда?
Дети высказывают свои предположения.
Легенда – это переходящий из уст в уста , из поколения в поколение рассказ о былом.
Основная часть.
Больше всего легенд и мифов в нашем крае конечно же зародилось в Горной Шории. Несмотря на малочисленное коренное население Шории, его жители на протяжении многих поколений создавали и передавали из уст в уста обряды, таинственные истории и, конечно же, легенды о стране живых гор. Сама местность была вдохновителем «лесного народа».
Все реки и вершины, по мнению шорцев, обладают душой и у каждой есть свое имя. Горные холмы выступают богатырями из былин, их женами и детьми.
Основой фольклора выступают героические поэмы, сказания о богатырях и легенды Горной Шории.
- Давайте послушаем некоторые самые интересные легенды!
- И так, первая легенда.
Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни.
Легенда о происхождении горы Мустаг
В древние времена жила в области, которую сейчас называют Горной Шорией, красавица по имени Ак Пурбу. В нее влюбились два сильнейших богатыря. Но никому не смогла отдать сердце гордая красавица.
Тогда решили они биться насмерть, чтобы честная схватка определила, с кем будет Ак Пурбу.Сражались они огромными каменными глыбами, но никто не одолел друг друга. Оба рухнули замертво и окаменели. А безутешная красавица с холодным сердцем так и осталась одинокой, укрыв их белым саваном.
Так и образовалась гора Мустаг.
- Посмотрите какая красота природы (горы, леса, поля и реки)
Конечно же все это вдохновляло людей на создание легенд, которые потом передавались из уст в уста, из поколения поколению.
Динамическая пауза.
А сейчас мы с вами поиграем в игру котороя называется «Собери слово»
Игра «Собери слово»
Условия игры: Дети деляться на 2 команды. На столах лежат карточки. Командам загадываются загадки, и каждая команда должна сообща подобрать карточку с изображением ответа.
Итог игры: перевернув все карточки должно появиться слово.
Загадки к игре:
1. Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
(Лес)
2. Стою в тайге на одной ноге,
сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
платьице в иголках, а называюсь я ..(елкой)
3. Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (Горы)
4. Он тайги хозяин строгий,
Любит спать зимой в берлоге,
Он сосёт в берлоге лапу,
Он немного косолапый,
Всю малину соберет,
Очень любит сладкий мёд.(медведь)
5. Нет ног, а вперед все бежит.
Нет языка, а очень говорлива она.
Что это? ( наша Томь Река).
6. Он — могучий! Крона — в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят Утром ранним (кабаны).
7. Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится, Хоть и очень маленький. (подснежник)
Красивая легенда о появлении рек Томь и Мрассу
1. Местные мифы создали поэтичную историю о любви ловкого охотника по имени Томь к прекрасной девушке Мрассу. Они полюбили друг друга и решили пожениться. Но отец девушки бай был против и отослал парня далеко-далеко. Туда могли добраться своими шустрыми водами лишь ручьи и реки.
2. От бесконечных слез Мрассу сама превратилась в реку и добралась до своего суженного. Он также стал рекой и бросился ей навстречу.
3. За поселком Нижний Рюм они соединились вместе, чтобы никто больше не смог разлучить их.
Практическая часть.
Предлагаю нарисовать рисунки по следам прочитанных легенд!
Заключительная часть.
Молодцы, ребята! Все вы сегодня хорошо поработали. Давайте вместе подведем итоги, продолжив следующие выражения
Сегодня я узнал…
Было интересно…
У меня получилось …
Было трудно…
Я попробую…
Занятие дало мне для жизни…
Заключение
Занятие «Легенды Кузбасса»
В ходе проведенного занятия дети узнали значение слова легенда, познакомились с некоторыми легендами нашего края, вспомнили и закрепили уже имеющиеся знания о природе родного края.
Проявили заинтересованность и вовлечение в ходе занятия, дружно работали в команде, старались выслушивать мнения друг друга, уступали при необходимости, вели диалог. Проведенная работа в этом направлении позволила развить интерес и желание обучающихся к изучению родного края.
Список литературы
1. Лаврина В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени [Текст]/ В.Л. Лаврина; – Кемерово: ФГУИПП “Кузбасс”, 2004
2. Калишева Г.П. Легенды горы Зелёной: устное творчество шорского народа [Текст]/сост. Г.П. Калишева; – Кемерово: “Скиф”, “Кузбасс”, 2004
3. Свидетельствует время. /Г.Р. Умнов. – Кемерово, 1979
Этнографические мини-путешествия. - http:// kuzbasslegends.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_legendy_kuzbassa.docx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия по краеведению на тему"Юрий Малышев – космонавт из Волгоградской области" для обучающихся 3 класса
Познакомить учащихся с биографией космонавта Волгоградской области Ю. В. Малышева.Расширять кругозор, совершенствовать знания учащихся о достижениях в области космонавтик...
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Оценка. Введение способа оценки"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые дни недели обучения первоклассников в школе....
Методическая разработка занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь" - Занятие "Столкновение мнений детей. Как надо и не надо спорить"
Занятие разработано для проведения в адаптационный период в первые недели обучения первоклассников в школе...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане"
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности по теме "Легенда об Абакане". Напрвление внеурочной деятельности: интеллктуальное. Цель: изучить легенду об Абакане. Создать мультфильм....
Методическая разработка по литературному краеведению для учеников 3-4 классов по книге А. Бобринского «Эрмиты»
Методическая разработка составлена с применением технологии развития критического мышления. Структура занятия включает в себя три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. На стадии вызова педагог ...