Выступление на ШМО на тему "Психолого-педагогические основы деятельности учителя-дефектолога" 23.03.2018
материал
Выступление на ШМО воспитателей. В докладе рассматриваются основные Психолого-педагогоические основы деятельности учителя-дефектолога"
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КДИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Выступление на ШМО на тему: «Психолого-педагогические основы деятельности учителя-дефектолога»
Подготовила:
Горбунова Ю.В.
23.03.2018 г.
Выступление на ШМО на тему: «Психолого-педагогические основы деятельности учителя дефектолога»
Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологическим знаниям педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Поэтому сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является той точкой «притяжения» всех специалистов, где планируется, разрабатывается и корректируется весь процесс психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ОВЗ. В рамках деятельности ПМПк разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, планы консультативной и информационно-просветительской работы с семьями обучающихся с ОВЗ и с семьями детей – инвалидов. Учитель – дефектолог является связующим звеном в построении всего коррекционно-развивающего процесса, в котором находится ребёнок с ОВЗ.
Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий. Таким образом, основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи обучающимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
Формы работы:
- групповые занятия — работа с группой обучающихся, объединенных общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;
- индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с обучающимися, которые имеют выраженные нарушения развития.
Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:
Диагностическое:
Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.
Данное направление предполагает: а) предварительную беседу с педагогами обучающими ребёнка с ОВЗ, изучение документации и рекомендаций ПМПк;
Б) педагогическое наблюдение за обучающимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;
В) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;
Г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития обучающегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи).
Коррекционное:
Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.
Задачи:
- нормализация ведущей деятельности;
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- формирование навыков социального взаимодействия.
Занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю. Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования или основного общего образования, разработанных для разных категорий обучающихся с ОВЗ, в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Консультативно-просветительское направление
Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.
Данное направление предполагает:
А) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:
- наблюдение учебного процесса;
- совместное обсуждение проблем развития и образования обучающихся с ОВЗ;
- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;
- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;
- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений;
- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.
Б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:
- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;
-совместное составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;
- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;
- участие в родительских собраниях;
- проведение открытых занятий.
Аналитическое направление
Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.
Данное направление предполагает:
А) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;
Б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;
В) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальный образовательный маршрут;
Г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.
Организация учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего пространства для всех категорий обучающихся может быть по настоящему эффективной только при общей работе всего педагогического коллектива.
Именно к такой системной работе стремится администрация, специалисты и педагоги нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Психологическое здоровье – прочная основа долгой и активной жизни"
Выступление-рассуждение о том, как наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье....
Выступление на заседании городского МО по Основам РКСи С Э
Выступление на заседании городского МО по Основам РКСи С Э...
Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"
Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...
Выступление на ШМО "Портфолио ученика как основа содержательного взаимодействия с семьёй"
Эффективным способом формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий, в частности развитие самооценки у учащихся является технология портфолио....
Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»
В этой статье вы найдете материал о комплектах, выпущенных издательствами для преподавания курса ОРКСиЭ в 4 и 5 классах. а так же моё личное мнение о двух учебниках, предназначенных для изучения...
Проектирование современного урока как показатель профессионализма учителя: компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, мотивации учебной деятельности, обеспечения информационной основы деятельности
Презентация выступления на педагогическом совете школы....
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Материал содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах, так же описаны методики исследования сформированн...