Выступление на ШМО на тему "Психолого-педагогические основы деятельности учителя-дефектолога" 23.03.2018
материал

Горбунова Юлия Витальевна

Выступление на ШМО воспитателей. В докладе рассматриваются основные Психолого-педагогоические основы деятельности учителя-дефектолога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КДИН»

__________________________________________________________

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

Выступление на ШМО на тему: «Психолого-педагогические основы деятельности учителя-дефектолога»

Подготовила:

Горбунова Ю.В.

23.03.2018 г.

Выступление на ШМО  на тему: «Психолого-педагогические основы деятельности учителя дефектолога»

        Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологическим знаниям педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Поэтому сегодня не вызывает ни у кого сомнения необходимость комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

        Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) является той точкой «притяжения» всех специалистов, где планируется, разрабатывается и корректируется весь процесс психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ОВЗ. В  рамках деятельности ПМПк разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты обучающихся,  планы консультативной и информационно-просветительской работы с семьями обучающихся с ОВЗ и с семьями детей – инвалидов. Учитель – дефектолог является связующим звеном в построении всего коррекционно-развивающего процесса, в котором находится ребёнок с ОВЗ.

        Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий. Таким образом, основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи обучающимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.

Формы работы:

- групповые занятия — работа с группой обучающихся, объединенных общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;

- индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с обучающимися, которые имеют выраженные нарушения развития.

Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефектологом реализуется в следующих направлениях:

Диагностическое:

Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.

Данное направление предполагает: а) предварительную беседу с педагогами обучающими ребёнка с ОВЗ, изучение документации и рекомендаций ПМПк;

Б) педагогическое наблюдение за обучающимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;

В) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;

Г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития обучающегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи).

Коррекционное:

Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.

Задачи:

- нормализация ведущей деятельности;

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;

- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- формирование навыков социального взаимодействия.

Занятия проводятся 2 – 3 раза в  неделю. Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования или основного общего образования, разработанных для разных категорий обучающихся с ОВЗ,  в соответствии с рекомендациями территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Консультативно-просветительское направление

Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.

Данное направление предполагает:

А) выявление  запроса  педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:

 - наблюдение учебного процесса;

- совместное обсуждение проблем развития и образования обучающихся с ОВЗ;

- разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;

- информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;

- проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений;

- рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.

Б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:

- проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;

-совместное составление индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- разработка методических рекомендаций по оказанию коррекционной помощи в рамках семьи;

- информирование о мероприятиях, организованных для родителей;

- участие в родительских собраниях;

- проведение открытых занятий.

Аналитическое направление

Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов.

Данное направление предполагает:

А) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;

Б) проведение анализа  качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;

В) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальный образовательный маршрут;

Г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.        

Организация учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего пространства для всех категорий обучающихся может быть по настоящему эффективной только при общей  работе всего педагогического коллектива.

Именно к такой системной работе  стремится администрация, специалисты и педагоги нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Психологическое здоровье – прочная основа долгой и активной жизни"

Выступление-рассуждение о том, как наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье....

Выступление на заседании городского МО по Основам РКСи С Э

Выступление   на  заседании  городского МО  по Основам  РКСи С Э...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...

Выступление на ШМО "Портфолио ученика как основа содержательного взаимодействия с семьёй"

Эффективным способом формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий, в частности развитие самооценки у учащихся является технология портфолио....

Выступление по теме: «Сравнительный анализ учебников «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова и др. и «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахарова»

В этой статье вы найдете материал о комплектах, выпущенных издательствами для преподавания курса ОРКСиЭ  в 4 и 5 классах. а так же моё личное мнение о двух учебниках, предназначенных для изучения...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»

Материал  содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах,  так же   описаны  методики исследования сформированн...