Рабочая программа "Основы светской этики". Студеникин М.Т.
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа. "Основы светской этики".Студеникин М.Т. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orks_4_klass.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Место учебного предмета, курса в учебном плане:
Рабочая программа адресована учащимся 4-х классов с разноуровневой подготовкой и позволяет обеспечить требуемый уровень дальнейшей подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом НОО.
В соответствии с учебным планом государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год на изучение курса «Основы светской этики» отводится по 1 ч. в неделю, 34 учебные недели, всего 34 часа. Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.
Данная программа «Основы светской этики» для учащихся 4 класса разработана на основе программы «Основы светской этики» М.Т.Студеникин, Москва, изд. «Русское слово», 2017 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ и является адаптированной.
Составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и учебным планом образовательного учреждения.
Цели изучения курса:
Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебно – методический комплект:
«Основы светской этики» М.Т.Студеникин. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ООО «Русское слово», 2017.
Литература для учителя
- М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2017.
- Электронное пособие к каждому модулю курса «Основы светской этики»
- Книга для учителя «Справочные материалы для общеобразовательных учреждений» В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова, Москва, Просвещение 2015год
Интернет-ресурсы.
- Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru
- Российское образование – федеральный портал http://www.edu.ru
- Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, раздел ОРКС http://www.apkpro.ru/content
- Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
- Государственный музей истории религии - www.gmir.ru
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
Коммуникативные УУД:
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Требования к предметным результатам: В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» ученик научится:
- понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
- формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
- называть и иллюстрировать примерами понятия добро, справедливость, ответственность, честь, совесть, дружба, долг;
- рассуждать о нравственных качествах человека и ориентироваться на них в повседневных коммуникациях;
- разбираться в проявлениях негативных качеств и эмоций человека, уметь выявлять их проявления и адекватно реагировать на них, уметь контролировать собственные негативные эмоции и действия;
- демонстрировать адекватность самооценки, воспринимать конструктивную критику со стороны старших, прислушивается к мнению окружающих;
- понимать дистанцию между детьми и взрослыми, проявлять уважение к старшим и младшим членам семьи и общества;
- понимать важность семейных отношений, демонстрировать заботу о членах семьи, готовность принять на себя обязанности по оказанию посильной помощи в семье;
- уважительно относится к сверстникам и взрослым, придавать значение собственному внешнему виду и манерам поведения, осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с учетом интересов, положения и возраста собеседника;
- высказывать мнение о поступках окружающих в адекватной ситуации форме, не навязывать собственное мнение окружающим, проявлять дружелюбие в общении с окружающими;
- распознавать особенности речевого общения, использовать в собственной речи вежливые слова и речевые обороты, нести ответственность за свои слова и действия;
- понимать значимость природы в жизни общества, проявлять заботу об окружающей среде;
- понимать необходимость физического развития, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
- рассказывать об основных памятных датах и праздниках России, понимать их значение для общества, принимать активное участие в подготовке и реализации праздничных мероприятий в школе и дома;
- проявлять интерес к истории своей семьи, знать имена и биографии предков и выдающихся людей России;
- объяснять значение моральных норм для человека и общества;
рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России.
Формы контроля:
Проектов – 1 «За 1 полугодие»
Проверочных работ – 1 «Итоговая»
Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)
Введение в предмет. ( 1 час ) Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.
Россия – Родина моя. ( 2 часа ) Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса.
Этика и этикет. ( 2 часа ) Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики.
Вежливость. ( 2 часа ) Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
Добро и зло. ( 2 часа ) Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.
Дружба и порядочность. ( 2 часа ) Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.
Честность и искренность. ( 2 часа ) Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.
Гордость и гордыня. ( 2 часа ) Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.
Обычаи и обряды русского народа. ( 2 часа ) Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.
Терпение и труд. ( 2 часа ) Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.
Семья. ( 2 часа ) Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.
Семейные традиции. ( 2 часа ) Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
Сердце матери. ( 2 часа ) Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.
- Правила твоей жизни. ( 2 часа ) Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.
Праздники народов России. ( 3 часа ) Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение.
Поурочно - тематическое планирование
№ п/п | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Тип урока | Контроль |
1 | 6.09 | Введение. Знакомство с учебником. | Открытие новых знаний | ||
2 | 13.09 | Россия – Родина моя. | Открытие новых знаний | ||
3 | 20.09 | Наши предки древние славяне. | Открытие новых знаний | ||
4 | 27.09 | Этика и этикет. | Открытие новых знаний | ||
5 | 4.10 | Этика и этикет. Ассамблеи. | Открытие новых знаний | ||
6 | 11.10 | Вежливость. | Открытие новых знаний | ||
7 | 18.10 | Вежливость. Вежливые слова | Открытие новых знаний | ||
8 | 25.10 | Добро и зло. | Открытие новых знаний | ||
9 | 8.11 | Добро и зло. Язык жестов. | Открытие новых знаний | ||
10 | 15.11 | Дружба и порядочность | Открытие новых знаний | ||
11 | 22.11 | Дружба и порядочность. О дружбе журавля и лягушки. | Открытие новых знаний | ||
12 | 29.11 | Честность и искренность. | Открытие новых знаний | ||
13 | 6.12 | Честность и искренность. Корейская сказка « Честный мальчик» | Открытие новых знаний | ||
14 | 13.12 | Гордость и гордыня. | Открытие новых знаний | ||
15 | 20.12 | Гордость и гордыня. К тебе пришли гости. | Рефлексии | ||
16 | 27.12 | Обычаи и обряды русского народа. | Открытие новых знаний | ||
17 | 17.01 | Обычаи и обряды русского народа. Царский обед. | Рефлексии | ||
18 | 24.01 | Терпенье и труд. | Открытие новых знаний | ||
19 | 31.01 | Терпенье и труд. Оружейник Никита Демидов. | Открытие новых знаний | ||
20 | 7.02 | Семья | Открытие новых знаний | ||
21 | 14.02 | Семья. Китайская притча «Ладная семья» | Открытие новых знаний | ||
22 | 21.02 | Семейные традиции. | Открытие новых знаний | ||
23 | 28.02 | Семейные традиции. Традиции годовщин супружества. | Открытие новых знаний | ||
24 | 6.03 | Проект «Моя семья – моя опора» | Рефлексии | Проект | |
25 | 13.03 | Сердце матери. | Открытие новых знаний | ||
26 | 20.03 | Сердце матери. Отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери» | Рефлексии | ||
27 | 3.04 | Правила твоей жизни. | Открытие новых знаний | ||
28 | 10.04 | Правила уличного движения. Правила поведения в общественном транспорте. | Открытие новых знаний | ||
29 | 17.04 | Праздники народов России. | Открытие новых знаний | ||
30 | 24.04 | Праздники народов России. Семь дней масленицы. | Открытие новых знаний | ||
31 | 8.05 | Защитники Отечества – 13, 14, 17 век. | Открытие новых знаний | ||
32 | 15.05 | Защитники Отечества – 18, 19, 20 век | Открытие новых знаний | ||
33 | 22.05 | ВОВ. Маршал Жуков | Открытие новых знаний | ||
34 | 22.05 | Итоговый тест | Развивающего контроля | Тест |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"
Рабочая учебная программа по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...
рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...
Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.
Рабочая программа составлена на основе программы с учётом нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....
Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина
Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе:Федерального государственного об...
Тест по ОРКСЭ к уроку №26 учебник "Светская этика" автор М.Т.Студеникин 4 класс
Данный тест содержит проверочный материал для 4 класса к уроку №26 по учебнику Светская этика авторМ.Т.Студеникин по теме: "Праздники народов России". В тесте содержатся и ответы....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс "Светская этика" Студеникин М.Т.
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами и расчитана на 34 ч в неделю. Программа имеет пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, о...
Урок ОРКСЭ в 4 классе по программе М. Т. Студеникина «Основы светской этики» (учебник за 5 класс) Тема: Доверие и доверчивость.
Данная разработка пригодится не только учителям, которые преподают ОРКСЭ, но и для проведения классного часа....