Рабочая программа "Основы светской этики". Студеникин М.Т.
рабочая программа (4 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Рабочая программа. "Основы светской этики".Студеникин М.Т. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orks_4_klass.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Место учебного предмета, курса в учебном плане:

       Рабочая программа адресована учащимся 4-х классов с разноуровневой подготовкой и позволяет обеспечить требуемый уровень дальнейшей подготовки школьников, предусматриваемый федеральным государственным образовательным стандартом НОО.

       В соответствии с учебным планом государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год  на изучение курса  «Основы  светской этики» отводится  по 1 ч. в неделю, 34 учебные недели, всего 34 часа. Право выбора предмета предоставляется родителям обучающихся или лицам, официально их заменяющим.

        Данная программа «Основы  светской этики» для учащихся 4 класса разработана на основе программы «Основы светской этики» М.Т.Студеникин, Москва, изд. «Русское слово», 2017 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной.

Составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и учебным планом образовательного учреждения.

Цели изучения курса:

Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебно – методический комплект:

«Основы светской этики» М.Т.Студеникин. Учебник для общеобразовательных учреждений. – Москва: ООО «Русское слово», 2017. 

Литература для учителя

  1. М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2017. 

  1. Электронное пособие к каждому модулю курса «Основы светской этики»

  1. Книга для учителя «Справочные материалы для общеобразовательных учреждений» В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошникова, Москва, Просвещение 2015год

Интернет-ресурсы.

  1. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru
  2. Российское образование – федеральный портал http://www.edu.ru
  3. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, раздел ОРКС http://www.apkpro.ru/content
  4. Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru
  5. Государственный музей истории религии - www.gmir.ru

Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Обучение по программе курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

-формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;

-формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

-развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;

-развитие этических чувств как регулятора морального поведения;

-воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;

-формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

Коммуникативные УУД:

- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Регулятивные УУД:

- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности; поиска оптимальных средств ее достижения;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

Познавательные УУД:

- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Требования к предметным результатам: В результате изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» ученик научится:

  • понимать значимость нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, способность выражать это понимание своими словами, приводить примеры;
  • формулировать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, в обществе и государстве;
  • называть и иллюстрировать примерами понятия добро, справедливость, ответственность, честь, совесть, дружба, долг;
  • рассуждать о нравственных качествах человека и ориентироваться на них в повседневных коммуникациях;
  • разбираться в проявлениях негативных качеств и эмоций человека, уметь выявлять их проявления и адекватно реагировать на них, уметь контролировать собственные негативные эмоции и действия;
  • демонстрировать адекватность самооценки, воспринимать конструктивную критику со стороны старших, прислушивается к мнению окружающих;
  • понимать дистанцию между детьми и взрослыми, проявлять уважение к старшим и младшим членам семьи и общества;
  • понимать важность семейных отношений, демонстрировать заботу о членах семьи, готовность принять на себя обязанности по оказанию посильной помощи в семье;
  • уважительно относится к сверстникам и взрослым, придавать значение собственному внешнему виду и манерам поведения, осуществлять вербальную и невербальную коммуникацию с учетом интересов, положения и возраста собеседника;
  • высказывать мнение о поступках окружающих в адекватной ситуации форме, не навязывать собственное мнение окружающим, проявлять дружелюбие в общении с окружающими;
  • распознавать особенности речевого общения, использовать в собственной речи вежливые слова и речевые обороты, нести ответственность за свои слова и действия;
  • понимать значимость природы в жизни общества, проявлять заботу об окружающей среде;
  • понимать необходимость физического развития, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни, относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих как к ценности;
  • рассказывать об основных памятных датах и праздниках России, понимать их значение для общества, принимать активное участие в подготовке и реализации праздничных мероприятий в школе и дома;
  • проявлять интерес к истории своей семьи, знать имена и биографии предков и выдающихся людей России;
  • объяснять значение моральных норм для человека и общества;

рассуждать о многонациональном и многоконфессиональном составе российского общества, понимать значение и формы выражения патриотизма, любви к Отечеству, нашей Родине — России.

Формы контроля:

Проектов – 1 «За 1 полугодие»

Проверочных работ – 1 «Итоговая»

Содержание курса «Основы светской этики» (34 часа)

Введение в предмет. ( 1 час ) Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости.

Россия – Родина моя. ( 2 часа ) Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русьрусские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса.

Этика и этикет. ( 2 часа )  Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики.

Вежливость. ( 2 часа ) Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.

Добро и зло. ( 2 часа ) Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты.

Дружба и порядочность. ( 2 часа ) Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях.Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Честность и искренность. ( 2 часа ) Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Гордость и гордыня. ( 2 часа ) Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Обычаи и обряды русского народа. ( 2 часа )  Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России.

Терпение и труд. ( 2 часа ) Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника.

Семья. ( 2 часа ) Семья объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи.

Семейные традиции. ( 2 часа ) Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Сердце матери. ( 2 часа ) Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет.

  1.  Правила твоей жизни. ( 2 часа ) Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

 Праздники народов России. ( 3 часа ) Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение.

Поурочно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

план.

Дата

факт.

Тема урока

Тип урока

Контроль

1

6.09

Введение. Знакомство с учебником.

Открытие новых  знаний

2

13.09

Россия – Родина моя.

Открытие новых  знаний

3

20.09

Наши предки древние славяне.

Открытие новых  знаний

4

27.09

Этика и этикет.

Открытие новых  знаний

5

4.10

Этика и этикет. Ассамблеи.

Открытие новых  знаний

6

11.10

Вежливость.

Открытие новых  знаний

7

18.10

Вежливость. Вежливые слова

Открытие новых  знаний

8

25.10

Добро и зло.

Открытие новых  знаний

9

8.11

Добро и зло. Язык жестов.

Открытие новых  знаний

10

15.11

Дружба и порядочность

Открытие новых  знаний

11

22.11

Дружба и порядочность. О дружбе журавля и лягушки.

Открытие новых  знаний

12

29.11

Честность и искренность.

Открытие новых  знаний

13

6.12

Честность и искренность. Корейская сказка « Честный мальчик»

Открытие новых  знаний

14

13.12

Гордость и гордыня.

Открытие новых  знаний

15

20.12

Гордость и гордыня. К тебе пришли гости.

Рефлексии

16

27.12

Обычаи и обряды русского народа.

Открытие новых  знаний

17

17.01

Обычаи и обряды русского народа. Царский обед.

Рефлексии

18

24.01

Терпенье и труд.

Открытие новых  знаний

19

31.01

Терпенье и труд. Оружейник Никита Демидов.

Открытие новых  знаний

20

7.02

Семья

Открытие новых  знаний

21

14.02

Семья. Китайская притча «Ладная семья»

Открытие новых  знаний

22

21.02

Семейные традиции.

Открытие новых  знаний

23

28.02

Семейные традиции. Традиции годовщин супружества.

Открытие новых  знаний

24

6.03

Проект «Моя семья – моя опора»

Рефлексии

Проект

25

13.03

Сердце матери.

Открытие новых  знаний

26

20.03

Сердце матери. Отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери»

Рефлексии

27

3.04

Правила твоей жизни.

Открытие новых  знаний

28

10.04

Правила уличного движения. Правила поведения в общественном транспорте.

Открытие новых  знаний

29

17.04

Праздники народов России.

Открытие новых  знаний

30

24.04

Праздники народов России. Семь дней масленицы.

Открытие новых  знаний

31

8.05

Защитники Отечества – 13, 14, 17 век.

Открытие новых  знаний

32

15.05

Защитники Отечества – 18, 19, 20 век

Открытие новых  знаний

33

22.05

ВОВ. Маршал Жуков

Открытие новых  знаний

34

22.05

Итоговый тест

Развивающего контроля

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по "Основы религиозных культур и светской этике", модуль "Светская этика"

Рабочая учебная программа  по модулю "Светская этика" для обучающихся 4 класса...

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы с учётом  нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина

       Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:Федерального   государственного об...

Тест по ОРКСЭ к уроку №26 учебник "Светская этика" автор М.Т.Студеникин 4 класс

Данный тест содержит проверочный материал для 4 класса к уроку №26 по учебнику Светская этика авторМ.Т.Студеникин по теме: "Праздники народов России". В тесте содержатся и ответы....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс "Светская этика" Студеникин М.Т.

Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами и расчитана на 34 ч в неделю. Программа имеет пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, о...

Урок ОРКСЭ в 4 классе по программе М. Т. Студеникина «Основы светской этики» (учебник за 5 класс) Тема: Доверие и доверчивость.

Данная разработка пригодится не только учителям, которые преподают ОРКСЭ, но и для проведения классного часа....