Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс "Светская этика" Студеникин М.Т.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами и расчитана на 34 ч в неделю. Программа имеет пояснительную записку, общую характеристику учебного курса, описано содержание учебного предмета, разработано тематическое планирование. Данна рабочая программа прошла рецензирование в 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_svetskoy_etiki_2014-15_-_studenikin_m.t.docx | 62.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Рассмотрено и принято Согласовано УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО на заседании НМС приказ от 30.08.2013 № 75-о
учителей начальных классов
протокол от 29.08.2013 № 1 протокол от 29.08.2013 № 1 Директор МБОУ СОШ № 28
руководитель МО зам. директора по НМР ______________ А.А. Фаизов
____________Н.Е. Аверина _____________ О.А.Пронина
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики,
4 класс, базовый уровень,
на 2014-2015 учебный год
Грушина Н.Е., учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
город Ульяновск
2014
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании РФ» №273 от 29.12.2012 г.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.
- авторской учебной программы М.Т. Студеникина к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс. Москва «Русское слово», 2012.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
Цель и задачи обучения в начальной школе:
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Его изучение направлено на достижение следующих целей:
• развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
Нетрадиционные формы проведения:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий;
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 34 часа в год.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость, и многое другое. При изучении основных категорий светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.
Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к восприятию отечественной истории и культуры в основной школе.
Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и культуры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происходит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизводящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти задания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разрешения родителей прибегают к ресурсам Интернета.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Для этого необходимо воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир».
Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии, распространенной на той территории, где находится школа. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных праздниках и традициях верующих.
Структура учебного предмета «Основы светской этики»
4 класс № п/п | Наименование раздела, блока | Количество часов |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. | 30 |
3 | Духовные традиции многонационального народа России | 3 |
Итого: | 34 |
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
В ходе изучения 2 блока учащиеся должны получить знания о светской этике. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
3 блок итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося.
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год.
- Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Формирование семейных ценностей;
- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
- признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
5. Содержание учебного предмета.
Тема | Кол-во час. | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | |
1 | 1 | Введение в предмет. Народы России, их духовно-нравственная культура. Учебник «Основы светской этики», его структура. Истоки вежливых слов. Значение вежливости. | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, светский. Уметь: проявлять дружелюбие, культуру своего поведения; формулировать вопросы к тексту и отвечать на них | |
2 | 2 | Россия – Родина моя Понятие Родины. Древняя Русь. Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина – Россия, ее географическое положение, природа, население. Радушие и доброжелательность россиян. Россия – многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Уметь: показывать границы РФ на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | |
3 | 2 | Этика и этикет. Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристики | Иметь представление о понятиях: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль). Уметь: следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым поступкам | |
4 | 2 | Вежливость. Понятия вежливость, уважение. Происхождение слов здравствуйте, спасибо, пожалуйста, их значения. Обычай рукопожатия, обычай снимать головной убор. Этикет приветствия в школе и дома, на улице. Отношение к недостаткам и слабостям людей. Обида словом, извинение. Этикет разговорной речи.
| Умение слушать друг друга. Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения | |
5 | 2 | Добро и зло Понятия добро и зло. Слова с корнем добро. Добра и зло в русских народных сказках, былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность. Забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты | Иметь представление о понятиях: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие. Уметь: выявлять элементы общечеловеческих ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок; определять значения слов; соотносить понятия с определениями; соотносить текст с рисунком; применять правила разговорной речи; проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | |
6 | 2 | Дружба и порядочность. Понятие и проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятия-синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе | Иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. Уметь: выявлять общечеловеческие ценности; соблюдать правила дружбы; дружески общаться в коллективе; проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей; объяснять смысл пословиц и поговорок | |
7 | 2 | Честность и искренность. Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.). Что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность –составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов | Иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон. Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки; оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов; решать практические задачи и рассмотреть часто возникающие ситуации; соотносить иллюстрацию с текстом | |
8 | 2 | Гордость и гордыня. Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России | Иметь представление о понятиях: гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие. Уметь: проявлять порядочность и скромность, гордость за поступки героев России; раскрывать авторский замысел художественного произведения | |
9 | 2 | Обычаи и обряды русского народа. Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Решение вопросов женитьбы и замужества. Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом - солью. Этикет царского обеда. Особенности бракосочетания в современной России | Иметь представление о понятиях: обычай, обряд, помолвка, венчание, бракосочетание. Уметь: подобрать нужные пословицы и поговорки; соотносить рисунок с текстом; пользоваться словарем в конце учебника; составлять план для сообщения; работать с разнообразными источниками информации | |
10 | 2 | Терпение и труд. Значения слова терпение. Что такое труд. Трудовые дела в школе и дома, их последовательность и систематичность. Постоянные домашние поручения и их выполнение. Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. Повседневные дела и техника безопасности в работе. Твои любимые дела. Потребность в труде. Сочетание труда умственного и физического. Учеба – важнейший труд школьника | Иметь представление о понятиях: терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень. Уметь: заниматься самообслуживающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; бережно относиться к материальным и духовным ценностям; давать определения понятий; отгадывать ребусы, решать кроссворды | |
11 | 2 | Семья. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи | Иметь представление о понятиях: род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане. Уметь: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи; изготовить аппликацию; ответить на вопросы анкеты; написать эссе; подготовить фотогазету | |
12 | 2 | Семейные традиции. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание
| Иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота. Уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье; обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы; выявить различия понятий, дать их определение; соотнести части пословиц; написать мини-сочинение | |
13 | 2 | Сердце матери. Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье – нераздельные понятия. Мать – творец человека. Подарить радость маме. Ответственность мамы за своих детей, помощь детей своим родителям. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким. Подарочный этикет | Иметь представление о понятиях: семья, любовь, счастье, забота, терпение Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме; анализировать рассказы для детей; участвовать в классных играх; структурировать учебный материал по предложенному плану | |
14 | 2 | Правила твоей жизни. Сознательная дисциплина учащихся в школе. Правила приема пищи в школе. Этикет школьного праздника. Самообслуживание учащихся. Поддержание порядка и чистоты в школе и дома, во дворе дома и на улице. Помощь детей родителям. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников. Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им. | Иметь представление о понятиях: правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; поддерживать чистоту в школе и дома; соблюдать распорядок дня; выполнять правила личной безопасности; определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок | |
15 | 2 | Праздники народов России. Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Семь дней Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести | Иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести Уметь: выполнять правила поведения на праздниках; проявлять уважение, терпимое отношение к людям, к их религии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность | |
16 | 2 | Защитники Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины с ХIII до ХХ в.: Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в ХVII в., подвиги полководца А.В. Суворова, Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины. | Иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин. Уметь: уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.; подготовить сообщение о патриотах России; определять значение красных дат календаря; планировать и контролировать учебные действия, | |
17 | 3 | Итоговое повторение. Основные знания и умения по этике и этикету
| Знать основное содержание учебника. Иметь представление о важнейших понятиях; Уметь: ответить на вопросы, соотнеся определения с понятиями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые задания |
6. Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во час. | Тип и форма урока | планируемые результаты (задачи) | основные понятия | Вид и форма контроля | Дата урока по плану | Дата урока факт | ||
предметные результаты (образовательный аспект ТДЦ) | метапредметные (развивающий аспект ТДЦ) | личностные (воспитатель-ный аспект ТДЦ) | ||||||||
1. | Введение в предмет. | 1 | УИПЗЗ | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов- ному саморазвитию | готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; | становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Этика, этикет, светский | Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, | ||
2-3. | Россия – Родина моя. | 2 | УКИЗ | Формирование первоначальных представлений о происхождении Руси, ее географическом населении, природе, культуре. | Познавательные: Умение осуществлять «анализ» текста с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять логическое действие «синтез», «сравнение», «обобщение»; устанавливать аналогии; строить простые рассуждения, давать характеристики поступкам; давать определение понятиям: этика, мораль, добро, зло, от-ветственность, долг, справед-ливость, эгоизм, нравственность, честь, идеалы, этикет, дружба, честь и др.; выполнять творческие, поисковые задания; устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом тексте; находить существенные межпредметные связи (с чтением, ИЗО, музыкой); обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям. | Воспитание доброжелательности, нравственности на основе духовных традиций народов России. | родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы. | беседа, чтение, работа с картой, пересказ по опорным словам. | ||
4-5 | Этика и этикет. | 2 | УКИЗ | Формирование первоначальных пред-ставлений о светской этике современной России. Умение применять правила этикета в условиях различных жизненных ситуаций | Формирование уважительного отношения к окружающим, умение выбирать форму поведения в соответствии с ситуацией | Этика, Мораль, этикет, образец, правила этикета | Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск ин-формации, работа в группах | |||
6-7 | Вежливость | 2 | УИПЗЗ | Раскрыть понятия вежливость, уважение. Умение применять правила этикета в разговорной речи | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | вежливость уважение | Ролевые игры, Проект «Правила поведения в классе, мага-зине и т.д. (групповая работа) | |||
8-9 | Добро и зло. | 2 | УИПЗЗ | Понимание значения нравственности в жизни человека и общества | Личностные: умение различать основные нравственно-этические понятия; идеен-тифицировать себя с принадлеж-ностью к народу, стране, государству; проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); Умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь при выполнение заданий; умение выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность; проявлять правила делового сотрудничества; Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре. Коммуникативные умения: сознательно строить речевое высказывание в соответствии учебной задачей; формулировать точку зрения; определить общую цель и пути её достижения; аргументировать свою точку зрения; ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации; договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности (чтение по ролям, совместная подготовка дополнит. материала, создание презентаций); адекватно оценить поведение окружающих, героев произведений; умение вести диалог, работать в группе. Регулятивные умения: сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи; определять наиболее эффективные способы достижения результата; планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности; оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки; осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху; удерживать цель деятельности до получения ее результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; наме-чать способы их устранения; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности | Воспитание потребности в добрых делах, проявление заботы о родных и близких, нуждающихся в помощи людях | Добро, зло, забота, щедрость души, бездушие | Чтение и обсуждение русских сказок, былин, рассказов, подбор пословиц Инсценировка Исполнение песен | ||
10-11 | Дружба и по-рядочность | 2 | УКИЗ | познакомить с истинным толкованием слова "дружба", "друг", "приятель", "товарищ"; | Воспитание доброжелательности, справедливости, уважение друг к другу | Дружба, бескорыстие, симпатия | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, песни о дружбе | |||
12-13 | Честность и искренность | 2 | УИПЗЗ | Раскрыть понятия честность и искренность | Соблюдение правил поведения в школе и дома, законов коллективной жизни | Честность искренность правдивость тактичность | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему | |||
14-15 | Гордость и гордыня | 2 | УИПЗЗ | создать условия для осознания учащимися ответственности за человеческую жизнь; | развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах | Гордость гордыня | чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложен-ной проблеме | |||
16-17 | Обряды и обычаи русского народа | 2 | УИПЗЗ | Сформировать у учащихся представления о морали гражданина | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | Гражданин, права, обязанности, патриот, Конституция | Работа с ис-точниками, решение познавательных задач, диалог по предложенной проблеме | |||
18-19 | Терпение и труд | 2 | УИПЗЗ | Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. | Воспитывать стремление к добрым поступкам | Мораль, нравствен-ность, справедли-вость | Составление плана, групповая работа | |||
20-21 | Семья | 2 | УИПЗЗ | Расширять представления детей о семье, роде, семейных традициях, реликвиях.
| Воспитывать ценностное, бережное отношение к семье. | Семья, род, фамилия, родословная. | Беседа, ком-ментирован-ное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах. | |||
22-23 | Семейные традиции. | 2 | УИПЗЗ | уточнить понятия: традиция, ритуал, забота, любовь | Формирование семейных ценностей и традиций. | традиция, ритуал, забота, любовь | Индивид. рассказы | |||
24-25 | Сердце матери
| 2 | УИПЗЗ | Формирование внимательного и уважительного отношения к своим близким, маме. | Воспитание у учащихся чуткого, внимательного и уважительного отношения к своим близким, к маме | семья любовь счастье забота терпение | Учебный диалог, решение проблемной ситуации, поиск информации, работа в группах | |||
26-27 | Правила твоей жизни | 2 | УИПЗЗ | Сформировать у уча-щихся пред-ставления о моральных нормах как разновидности социальных норм, регулирующих поведение человека в обществе. Формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге с целью предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма | знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие этических чувств, доброжелательности | дисциплина культура | беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | |||
28-29 | Праздники народов России | 2 | УИПЗЗ | Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях, обрядах разных народов России. | Развивать культуру поведения на праздниках | Презентации, сообщенния | ||||
30-31 | ЗащитникиОтечества. | 2 | УИПЗЗ | Познакомить детей с легендарными личностями, которые в разное историческое время внесли свой героический вклад в борьбу с врагом. | Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа | Родина, Отечество | Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с ис-точниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи | |||
32-34 | Итоговое повторение | 3 | Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, проведение их актуализации. Обобщение и систематизация знаний по курсу этики и этикета | Ответственное отношение к выполняемым заданиям | С.р. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа реализуется на основе учебно-методического комплекса:
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- технические и электронные средства обучения:
Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; Интерактивная доска PROMETHEAN.
Программное обеспечение: операционная система Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word.
Учебно-методический комплекс:
- Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», 4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа).
- Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник М.Т. Студеникина для 4 класса. – 4-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- М.Т. Студеникин. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики» 4 класс. - 2-е изд. – Москва: ООО «Русское слово», 2014. (Начальная инновационная школа)
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ
К КОНЦУ 4 КЛАССА
К результатам освоения курса следует отнести:
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Формирование семейных ценностей;
- Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
- признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Приложение:
Темы творческих работ:
- Россия – Родина моя.
- Составление правил (кодекса) дружбы.
- Моя родословная.
- Мини-сочинение «Моя семья».
- Семейные традиции.
- Народные праздники.
- Защитники Отечества.
- Добро и зло в русских народных сказках.
- Вот что значит настоящий, верный друг.
Темы проектов:
- Семейные праздники.
- Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны.
- Правила поведения в школе (в общественных местах, в транспорте).
- Всюду добрые люди вокруг…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...
Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе
Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...