Формирование культуры умственного труда у младших школьников
статья (1 класс)
В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены многогранные требования к выпускнику высшего учебного заведения, что повлекло за собой изменение парадигмы высшего образования и вызвало настоятельную необходимость перехода от «знаниевой» на компетентностную парадигму образования.
Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uk.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у учащихся культуры умственного труда на уроках, во время выполнения практических занятий
Современная ситуация развития общества обусловила преобразования во всех его сферах, в том числе и педагогической. Одной из важнейших задач образования сегодня выступает создание условий для интеллектуального развития учащихся, ориентированного на владение способами самостоятельного приобретения знаний, формирования умений и навыков учебного труда. В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены многогранные требования к выпускнику высшего учебного заведения, что повлекло за собой изменение парадигмы высшего образования и вызвало настоятельную необходимость перехода от «знаниевой» на компетентностную парадигму образования. Постепенно приходит осознание того, что интеллектуальный потенциал нации создает надежный капитал - человеческий, обеспечивающий процветание России за счет культуры труда, прежде всего, высокоинтеллектуального. Развитие интеллекта, формирование культуры умственного труда в высшем учебном заведении не может обеспечиваться только знаниями, умениями и навыками. Главное - не столько их количество, сколько качество и умение (готовность, потребность) их добывать и творчески применять в разных ситуациях, создание нового знания - интеллектуального продукта, так высоко ценимого в современном обществе. Все это предполагает формирование у обучающихся готовности и привычки к умственному труду (К.Д. Ушинский). В связи с этим большое внимание необходимо уделить формированию общей культуры современного ученика, ядро которой составляет культура умственного труда. В результате теоретического и практического изучения феномена умственного труда школьников были выделены противоречия, разрешение которых весьма необходимо для организации процесса формирования культуры умственного труда учеников:
- между определением потенциала культуры умственного труда и несоответствием уровню овладения этим феноменом учащимися;
- между требованиями к владению студентами культурой умственного труда и недостаточной ориентированностью на ее формирование;
- между пониманием объективной необходимости целенаправленного формирования культуры умственного труда школьников и неполнотой разработанности условий и методов ее формирования.
Можно сделать предположение, что формирование культуры умственного труда у школьников на практических занятиях будет успешным:
- при развитии у них рефлексивной личностной функции;
- при формировании профессиональных мотивов за счёт содержания учебной информации;
- за счёт накопления опыта творческой деятельности;
- за счёт интеграции учебного материала по психологии, дидактике и методике преподавания.
В соответствии с поставленными предположениями, можно определить задачи:
- Осуществить теоретический анализ проблемы формирования культуры умственного труда школьников.
- Исследовать понятие «культура умственного труда» с позиций культурологического, деятельностного и компетентностного подходов.
- Выявить и содержательно охарактеризовать структурные компоненты культуры умственного труда.
- Теоретически и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих формированию культуры умственного труда школьников на практических занятиях.
- Апробировать способы и средства реализации педагогических условий, способствующих формированию культуры умственного учеников.
Теоретическую основу исследования составили: концепция интеллектуально-развивающего образовательного процесса (Т.А. Соловьева [42]); современные подходы к трактовке понятий «личность», «интеллектуальная свобода», «личностно-ориентированное образование» (К.А. Абульханова-Славская [1], А. Маслоу [28] и др.); а также работы отечественных и зарубежных педагогов по организации процесса обучения в школе.
Исследование проблемы культуры умственного труда вызвало интерес ученых разных наук. Так, философское осмысление данного понятия представлено в работах П.С. Гуревича [11], М.С. Кагана [21] и других ученых, которые рассматривают культуру как совокупность многообразных проявлений человеческой деятельности.
Психологи, обращаясь к названной проблеме, рассматривают культуру умственного труда как систему приемов, методов, привычек, определяющих стиль умственной работы (Д.Б. Богоявленская [4], П.Я. Гальперин [10], Л.П. Доблаев [16], Н.Ф. Талызина [43] и др.).
Большой интерес к изучению проблемы умственного труда и интеллектуальной деятельности обучающихся проявляет педагогическая наука и практика. Педагоги выделяют, прежде всего, культуру учебного (умственного) труда (М.А. Данилов [14] и др.), научную организацию умственного труда и учебного процесса (Ю.К. Бабанский [3], Е.А. Нечаева [30] и др.).
Следует отметить, что культура умственного труда - не просто черта личности (т. к. черта - это только свойство, отличительная особенность), но и синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень ее интеллектуальных, личностных, организационно-деятельностных, гигиенических и эстетических сторон, дающих возможность студенту качественно, рационально, с наименьшими затратами сил и времени выполнять любую умственную работу.
Результатом культуры умственного труда являются знания, которые человек приобретал о предмете своей деятельности; освоение тех способов, умений и приемов, которыми он пользовался в своей умственной деятельности, т. к. их совершенствование обеспечивает человеку наибольшую успешность и в его последующей деятельности.
В теоретическом плане была проанализирована психолого-педагогическая литература, определена методологическая основа исследования, выделены ключевые понятия темы: «культура», «культура умственного труда», выделена и обоснована структура КУТ (когнитивно - ценностный компонент; инструментальный компонент; мотивационно-волевой компонент; эмоциональный компонент; креативный компонент.
В каждой из разработанных непосредственных образовательных деятельностей использовали дидактические условия, способствующие повышению интеллектуальной культуры школьников.
Первое дидактическое условие - развитие рефлексивной личностной функции школьников на занятиях - реализовывали за счет специально отобранных стратегий на внешнюю и внутреннюю рефлексию.
Второе условие - формирование у школьников профессиональных мотивов за счёт содержания учебной информации, нашло свое отражение в заданиях следующих мотивах: формирование положительного отношения к профессии; мотивация личным примером; доброжелательный, спокойный тон, создание положительного микроклимата в группе; отмечать успехи учеников и хвалить публично, демонстрировать достижения учеников; четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации; применение различных форм, приемов организации деятельности школьников, чередование различных форм деятельности.
Третье условие мы обозначили как накопления опыта творческой деятельности школьников на практических занятиях как условие формирования у них культуры умственного труда. Данное условие мы реализовали в проведенных нами занятиях посредством такого приема как методический портфель, написание сочинений в технике «РАФТ» и др.
В качестве четвертого условия мы выделили - роль интеграции учебного материала по психологии, дидактике и методике преподавания на практических занятиях в процессе формирования у учащихся культуры умственного труда. Преимущество интеграции в обучении — это создание предпосылок для формирования не узко информированного специалиста, а творческой личности, которая целостно воспринимает мир и способна активно действовать в социальной и профессиональной сфере. На основании полученных данных можем сделать следующий общий вывод, что формирование культуры умственного труда у учащихся на практических занятиях успешно осуществляется :
- при реализации рефлексивной личностной функции школьников на практических занятиях в школе;
- при формировании у учеников профессиональных мотивов за счёт содержания учебной информации;
- при накоплении опыта творческой деятельности, при интеграции учебного материала по психологии, дидактике и методике преподавания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Научная организация труда младшего школьника"
Выступление на МО на тему "Научная организация труда младшего школьника"...
Различные формы организации труда младших школьников с применением технологий РКМ.
Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах....
Использование занимательных игр для развития умственных способностей младших школьников
О роли игры в формировании личности рбенка в дошкольный и младший школьный период.Ее воздействие на развитие умственных способностей детей.Различные виды развивающих и занимательных игр....
Формирование культуры умственного труда у младших школьников (из опыта работы)
Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о ...
Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ОВЗ на занятиях
Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе исходит из необходимости обеспечения своевременной специализированной помощи в освоении обязательного минимума содержания образования ...
Выступление по теме самообразования «Формирование культуры умственного труда у младших школьников»
Выступление по теме самообразования «Формирование культуры умственного труда у младших школьников»...
Буклет "Рекомендательный список литературы о труде для младших школьников"
Русский писатель А.П. Чехов сказал:"Без труда не может быть чистой и радостной жизни". В буклете представлен перечень произведений о труде....