Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ОВЗ на занятиях
методическая разработка
Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе исходит из необходимости обеспечения своевременной специализированной помощи в освоении обязательного минимума содержания образования детям с ЗПР, испытывающим трудности обучения в классах КРО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основной формой ее организации являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (-Меллер, и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР может существенно повысить возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.
Известно, что дети с ЗПР имеют характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие процесс формирования приемов во время работы на уроке. В психолого-педагогических исследованиях (, , и др.) отмечаются поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Особо выделяются дети с ЗПР церебрально-органического происхождения, у которых более выраженные нарушения умственного развития обусловлены резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы.
Особенностью работы дефектолога по формированию приемов мыслительной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Также важно предусматривать перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке, связанность коррекционных программ специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.
Поэтому формирование приемов на занятиях дефектолога должно обеспечивать постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривать «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывать индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Перечисленные выше аспекты коррекционной работы реализуются в следующих психолого-педагогических условиях, способствующих формированию приему:
1. Первое условие основывается на известном положении «о единстве аффекта и интеллекта». Для определения уровня интеллектуальных возможностей ребенка учитывается «зона его ближайшего развития» не только в интеллектуальном аспекте, но и в эмоциональном. В связи с этим на занятиях осуществляется определенное структурирование внешней развивающей среды, которое включает:
· создание благоприятной эмоциональной ситуации, предусматривающей: демократический стиль общения, организацию совместной деятельности ребенка и взрослого, планирование взаимодействия со сверстниками (работа над заданием по подгруппам);
· активизацию познавательного интереса как средства формирования мотивационного компонента деятельности посредством использования игровых приемов, элементов соревнования, эффекта новизны и т. п. на всех этапах деятельности ребенка;
· формирование «адекватной реакции на неуспех» (по терминологии ).
2. Формирование обобщенных приемов, которые используются на разном учебном материале и не зависят от его конкретного содержания, тем самым оказывая существенное влияние на умственное развитие учащихся.
3. Формирование приема на наглядной основе, в одних случаях с использованием практических, «внешних» действий, в других — путем оперирования наглядными образами, т. е. осуществляется переход от «внешних» действий к умственным.
4. Формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перерехода от репродуктивной умственной деятельности к продуктивной самостоятельной.
5. Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования приема умственной деятельности. Слабость речевой регуляции деятельности, отмеченная у детей с ЗПР (, и др.), обусловливает необходимость включения речевого проговаривания действий во все этапы формирования приема с целью повышения осознанности усваиваемого материала.
6. Учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи, на вербальном и невербальном уровнях.
Соблюдение данных условий значительно повышает уровень усвоения приемов мыслительной деятельности учащимися с ЗПР, что оказывает существенное влияние на их умственное развитие и возможности обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Школа должна так организовать свое влияние на ребенка, чтобы воспитать всесторонне развитую личность. И поэтому, для развития личности учащихся в учебной деятельности учитель организует её мотив...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...
Игра как один из методов формирования приемов умственной деятельности.
Игра как один из методов формирования приемов умственной деятельности....
Формирование приемов умственной деятельности на уроках математики в начальных классах
Мною подробно рассмотрены такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия. Приведен фрагмент урока в 3 классе по обучению логическим приемам на практике...
Формирование культуры умственного труда у младших школьников (из опыта работы)
Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о ...
Формирование культуры умственного труда у младших школьников
В связи с изменившимися социально-экономическими преобразованиями в обществе пересмотрены многогранные требования к выпускнику высшего учебного заведения, что повлекло за собой из...
Выступление по теме самообразования «Формирование культуры умственного труда у младших школьников»
Выступление по теме самообразования «Формирование культуры умственного труда у младших школьников»...