Особенности высших психических функций при умственной отсталости.
учебно-методический материал
Материал представлен в табличном варианте. Будет полезен как студентам дефектологических факультетов, так специстам, работающим с детьми с УО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uo_osobenosti_vpf_-opublikovano.docx | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности высших психических функций при умственной отсталости».
Степень | Психич. функция | Особенности психической функции | Механизмы нарушения психической функции |
Незначительная степень умственной отсталости (70-80% от всего количества УО) | Память | У умственно отсталых учащихся память формируется в процессе деятельности так же, как у нормальных школьников. Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои особенности. Нарушение процесса сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. При отсроченном и моментальном воспроизведении обнаруживаются привнесения и замещения; нередко воспроизведенный материал искажается. Причем при отсроченном воспроизведении эти недостатки оказываются выраженными в большой степени. Представления - это вторичные образы действительности; они являются воспроизведением образов восприятия. У детей с умственной отсталостью представления отличаются недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью. Произвольное оперирование представлениями нарушено. Анализ и синтез на образном уровне протекают неполноценно. В отсроченных представлениях имеется тенденция к утрате специфичности, целостности образа, уподоблению образов. Специальная - коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. | Нарушение функциональных процессов высшей нервной деятельности (слабость замыкательной функции, патологическая инертность нервных процессов возбуждения и торможения и т. д.). Функциональные нарушения тесно связаны с первичным дефектом - органическим поражением головного мозга. Но на особенности процесса сохранения большой отпечаток накладывают вторичные нарушения - личностное недоразвитие умственно отсталых. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания - один из самых эффективных путей оптимизации запоминания, сохранения и воспроизведения. |
Внимание | Для умственно отсталых характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Слабая сосредоточенность внимания олигофренов объясняется нарушениями концентрации процесса возбуждения, низкое распределение и переключение внимания. Проблема внимания умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста относится к числу малоразработанных. | Объясняется особенностями их нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением, инертностью процессов возбуждения и торможения. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности. | |
Мышление | Особенно нарушено обобщение и опосредование, неадекватно осознают существо задания, упрощают его или искажают. Таким образом, с самого начала утрачивается целенаправленность мышления, и оно перестает выполнять регулирующую функцию. В процессе выполнения решения обнаруживаются тенденции соскальзывания, ухода от поставленной цели, застревания на каком-то частном фрагменте проблемы. Процесс решения нередко сводится к совокупности проб и ошибок. Проверка не осознается как необходимый этап. Связь полученных результатов с исходными данными не производится. Низка критичность мышления на всех этапах решения мыслительной задачи. | Нарушение функциональных процессов высшей нервной деятельности (слабость замыкательной функции, патологическая инертность нервных процессов возбуждения и торможения и т. д.). Функциональные нарушения тесно связаны с первичным дефектом - органическим поражением головного мозга. | |
Восприятие | Наблюдаются недифференцированность ощущений, отклонения в порогах чувствительности, снижение адаптации органов чувств. часто встречается снижение цветовой чувствительности. Большинство умственно отсталых детей правильно узнают и называют основные цвета. Однако узнавание и называние промежуточных и слабонасыщенных цветовых оттенков вызывает большие затруднения. | Характерно диффузное недоразвитие поверхностных слоев коры больших полушарий головного мозга, что обусловливает отклонения в развитии познавательной деятельности, в частности ее сенсорно-перцептивной организации. У умственно отсталых детей могут быть нарушены все звенья анализатора - периферический отдел (рецептор), проводящие нервные пути и соответствующие участки коры головного мозга. Рецептор анализирует элементарные раздражения, а сложная аналитико-синтетическая работа осуществляется на уровне центрального звена анализатора. В органах зрения детей с умственной отсталостью нарушение рефракции, нистагм, косоглазие, микрофтальм (уменьшение размеров одного или обоих глаз) и др. Снижение слуха у детей с умственной отсталостью встречается в три-четыре раза чаще, чем у нормально развивающихся сверстников. У детей с умственной отсталостью, как указывает Л. В. Занков, наблюдается нарушение проприоцептивных, тактильных и болевых ощущений. | |
Речь | По сравнению с нормально развивающимися детьми у умственно отсталых наблюдается запаздывание развития речи. Этапы сдвинуты во времени и характеризуются качественным своеобразием. Так, первые слова появляются лишь к 3-5 годам, а фразы еще позднее. Более 40% умственно отсталых детей начинают говорить позднее трех лет. Темп развития речи замедлен. Развитие речевой деятельности носит системный характер и предполагает сложное взаимодействие ее различных сторон: фонетической (звуковой), лексической, грамматической. В структуре речи умственно отсталых детей прослеживается нарушение указанных компонентов. Учащиеся начальных классов вспомогательной школы имеют выраженные дефекты устной речи (от 40 до 60%). К наиболее распространенным из них относятся косноязычие, гнусавость, заикание. В коммуникативной функции речи умственно отсталых оказываются дефектными все ее стороны: информационная, эмоционально-выразительная, регулятивная. Ученики затрудняются выразить в речи имеющиеся знания, ответить на вопросы, самостоятельно построить рассказ (недоразвитие информационной стороны); испытывают большие затруднения в передаче в речи чувств, отношения к предмету (недоразвитие выразительной стороны); не могут с помощью речи побудить слушателей к желаемому говорящим поведению (недоразвитие регулятивной стороны). | Интеллектуальное недоразвитие ведет к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи. Понимание речи предполагает нормальное функционирование центрального звена слухового анализатора речи (центр Вернике). При его поражении у умственно отсталого ребенка нарушается понимание смысла обращенной к нему речи. Физиологической основой речи является деятельность второй сигнальной системы в единстве с первой сигнальной системой; при нарушении их взаимодействия речь превращается в бессодержательный поток слов. Произносительная сторона связана с функционированием двигательного анализатора речи (центр Брока). При его поражении человек понимает речь, но не может говорить, хотя артикуляторный аппарат (периферический отдел анализатора) сохранен. | |
Умеренная степенью умственной отсталости. | Человек владеет речью, но он довольно косноязычен, имеет скудный словарный запас (всего несколько десятков). Имбецилы могут усваивать простейшие знания, заниматься самым элементарным трудом, сохранена способность к обслуживанию себя. Часто бывают агрессивны, имеют неконтролируемое половое влечение. Выражена неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. В узком смысле слова способны к усвоению простейших житейских навыков. Нуждаются в уходе и контроле. Людям с таким диагнозом оформляют инвалидность. | При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. | |
Тяжелая степень умственной отсталости | Мышление практически неразвито. Идиоты имеют запас слов не более 20, отличаются глубоким слабоумием. Они не понимают речь, обращённую к ним, ведут себя как младенцы. Навыки по самообслуживанию у них отсутствуют, поэтому идиот полностью зависит от человека, ухаживающего за ним. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают к ведению лежачего образа жизни. Медленно и трудно формируются элементарные навыки самообслуживания, в том числе гигиенические. Иногда могут овладеть навыками элементарного речевого (безречевого) общения, расширять свои представления об окружающем мире. В России лица этой категории в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты, где за ними обеспечивается только уход. | ||
Глубокая умственная отсталость | Не доступно осмысление окружающего, речь не развивается вообще. Не обучаемы. Обслуживать себя не способны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по логопедии по теме "Локализация высших психических функций в коре головного мозга"
Локализация высших психических функций в коре головного мозга....
Трудности письма и их анализ с точки зрения принципа системности строения высших психических функций
Коррекционно-развивающие методы преодоления трудностей обучения....
Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях
Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...
Статья: «Совершенствование фонематических процессов в начальной школе и их взаимосвязь с высшими психическими функциями».
Совершенствование фонематических процессов в начальной школе и их взаимосвязь с высшими психическими функциями....
Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным прик...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...