Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
статья

Анна Владимировна Концедалова

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_otkr_urok.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

УМК: Школа России

Тема «А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Класс: 3.

Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».

Задачи:

  • познакомить с творчеством А. Фета;
  • создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;
  • познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;
  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
  • способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;
  • способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • аудиозаписи;
  • компьютер и проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

(Слайд 2 – запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении музыки) Приложение 1

– Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь)

– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (Тютчев «Листья». Ребенок читает наизусть)

– Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть)

3. Речевая разминка

(слайд 3 – по щелчку)

– Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки Я.Акима.

Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый 
Расстелить над мостовой.

Дети выполняют задания:

– «Жужжащее чтение»,

– Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)

– Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение)

– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.

– А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.

– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.

4. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения.

5. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку)

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.

Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.

Слушание романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически)

– Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?

– Что услышали?

– Какую картину увидели? (Ответы детей)

6. Подготовка к восприятию текста.

– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)

Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?

– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.

7. Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку)

Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты)

8. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку)

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)

– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)

– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)

– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)

– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)

– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?

– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)

– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)

– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)

9. Физкультминутка (слайд 8)

10. Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)

Самостоятельное чтение стихотворения.

– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)

– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)

Обсуждение понятия РИФМА.

– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)

– Найдите рифму в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения.

– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)

После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.

11. Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (слайд 10 – по щелчку)

– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.

– Прочитайте стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» самостоятельно. Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком. – Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? (Хлебное поле)

– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: ЖАРКАЯ, ПРИХОТЛИВЫЙ, ЗОЛОТЫЕ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩЕЕ. (Ответы детей)

– Найдите значение слова СМЕЖАЕТ. (Закрывает)

– Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

12. Итог урока. Рефлексия (слайд 11)

– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)

– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

Синквейн: Тема синквейна «Поэзия Фета» (на доске написана схема – подсказка написания синквейна).

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, которая позволяет выразить к ней личное отношение.

– Покажите свое настроение мимикой.

– Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.

– Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.

13. Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

Цель урока: знакомство и анализ стихотворения А.А. Фета “Мама! Глянь-ка из окошка”.

Задачи урока:

  • познакомить с творчеством А. Фета;
  • подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения;
  • расширять и пополнять словарный запас детей;
  • познакомить с новым жанром стихотворения просьбы;
  • добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
  • развивать эмоции и чувства детей.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • аудиозапись Вивальди “ Зима” из цикла “Времена года”;
  • компьютер и проектор.

Ход занятия

1. Организационный момент.

(Приложение 1-1)

2. Сообщение темы и цели урока.

(Приложение 1-2)

(Звучит аудиозапись Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”). Приложение1-3

- Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?

- Что услышали?

- Какую картину увидели?

- К какому времени года подходит эта музыка? (ответы детей)

Некоторые из вас были близки к точке зрения автора. Попробуйте отгадать загадку, и вы точно убедитесь в правильном ответе.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокожа.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. 
(Приложение1-4)

- Молодцы! Речь на самом деле идет о зиме. Вы, конечно, догадались, что мы не случайно слушаем эту музыку.

- Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом.

- Мы познакомимся с поэтом XIX века, имя которого золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы этого века. (Приложение1-5)

- Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Орловской губернии, в имении своего отца помещика А.Н. Шеншина. Власти не разрешили поэту носить фамилию отца, потому что мать с отцом были обвенчаны после его рождения.

- Стихи поэт начал писать очень рано. В 1840 году был выпущен первый сборник стихов.

- Фет писал стихи о природе. Ему удалось передавать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом. (Приложение1-6)

- И мы понаблюдаем, как, и с помощью, каких средств, поэты создают картины природы.

3. Подготовка к восприятию текста.

- На наших уроках мы уже говорили об осени, когда уже дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что бывает потом? (ответы детей)

- Давайте рассмотрим картину. Что вы видите? (Приложение1-7)

- Что происходит с землей? Домами? Деревьями?

- Что можно сказать о природе в это время года?

- Как вы догадались, что снег выпал недавно?

Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.

- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег. (Приложение 1-8)

4. Первичное чтение произведения.

- Сядьте удобно. Попытайтесь представить все то, что увидел мальчик Фет, проснувшись однажды, пока я буду читать это стихотворение. (Учебники у детей закрытыучитель читает стихотворение.)

5. Проверка первичного восприятия стихотворения.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

- Что запомнилось больше всего?

- Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (ответы детей)

6. Физкультминутка.

Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее! 
(Приложение 1-9)

7. Чтение и анализ стихотворения.

1. Словарная работа.- Прежде, чем перечитать стихотворение, уточним значение некоторых слов.

- Что, по вашему мнению, обозначает слово “тороватый”?

- Как вы понимаете слово “ салазки”? (Приложение1-10)

2. Речевая разминка

Прочитайте скороговорку, четко произнося слова:

Три скороговорки
Прокатились с горки.

Затем чтение с нарастанием темпа. (Приложение1-11).

3. Чтение стихотворения.

- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.

- Вы сказали, что чувства поэта совпадают с нашими, но Фет-мальчик был очень внимательным ребенком, поучимся и мы с вами быть такими же.

- Прочитаем первые шесть строк (читает хорошо читающий ученик).

- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?

- Как преобразилась земля? Похоже это на картину, которую мы рассматривали?

- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?

- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?

- О чем он просит маму в этих строках? (“Погляди хоть ты!”, не надо идти на улицу, только полюбуйся из окна.)

- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?

-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?

- Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.)

- Как он произносит последние три строчки?

- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения? Смотрите внимательно. (Ответы детей.)

8. Подготовка к выразительному чтению.

Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать друг другу (работа в парах.)

9. Выразительное чтение стихотворения.

Прослушивание 1 – 3 учеников.

10. Итог урока.

Сегодня все работали хорошо, молодцы. Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения. Правильно и выразительно читать стихотворения.

(Приложение 1-12)

Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать свою иллюстрацию к нему.


Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.        Он успел платок пуховый 
Расстелить над мостовой.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным прик...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...

Развитие высших психических функций у младших школьников

В данной статье представлена подборка  заданий и упражнений, которая  позволит педагогам, родителям, либо  другим специалистам (логопедам, дефектологам) в игровой форме работать над раз...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»

Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве ...