Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
статья
Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_otkr_urok.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
УМК: Школа России
Тема «А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».
Класс: 3.
Цель: знакомство и анализ стихотворений А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой».
Задачи:
- познакомить с творчеством А. Фета;
- создать условия для выразительного чтения детьми лирического стихотворения;
- познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы;
- добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
- способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей;
- способствовать развитию эмоций и чувства детей.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- аудиозаписи;
- компьютер и проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
(Слайд 2 – запускается по щелчку, смена картинок происходит автоматически в сопровождении музыки) Приложение 1
– Как называется раздел, который мы проходим? (Поэтическая тетрадь)
– Мы познакомились с произведениями русских поэтов о временах года. На сегодняшний урок вы приготовили наизусть стихотворения об осени. Какое стихотворение было у нас в учебнике? (Тютчев «Листья». Ребенок читает наизусть)
– Кто подготовил другое произведение? (Читают наизусть)
3. Речевая разминка
(слайд 3 – по щелчку)
– Какое время года мы вспомним на сегодняшнем уроке вы узнаете, прочитав стихотворные строки Я.Акима.
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
Дети выполняют задания:
– «Жужжащее чтение»,
– Какова тема этого стихотворения? Как бы вы его назвали? («Первый снег»)
– Какие литературные приемы использует автор? Приведите примеры. (Метафора, олицетворение)
– Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая силу голоса.
– А теперь наоборот: начинайте читать громко, а заканчивайте тихо.
– А теперь прочитайте стихотворение выразительно, красиво.
4. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К.Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.
Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 191 год со дня рождения.
5. Знакомство с биографией и творчеством поэта (слайд 4 – по щелчку)
Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.
Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета. Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.
Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.
Стихотворение «Ласточки пропали...» (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Стихотворные строки этого поэта очень мелодичны, поэтому многие из них превратились в романсы. Музыку к одному из них написал Александр Варламов.
Слушание романса (слайд 5 – запускается по щелчку, смена картинок идет автоматически)
– Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?
– Что услышали?
– Какую картину увидели? (Ответы детей)
6. Подготовка к восприятию текста.
– Мы с вами уже говорили об осени, когда дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что происходит в природе потом? Нарисуйте словесную картину. (Ответы детей)
Если дети затрудняются, можно помочь вопросами: Что происходит с землей? Домами? Деревьями? Что можно сказать о природе в это время года?
– Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
– Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.
7. Первичное чтение произведения (слайд 6 – по щелчку)
Чтение учителем стихотворения «Мама, глянь-ка из окошка…» наизусть (учебники у детей закрыты)
8. Проверка первичного восприятия, анализ стихотворения (слайд 7 – по щелчку)
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
– От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка)
– Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ответы детей)
– Чему рад ребенок? Что его восхищает? (Ответы детей)
– Все ли слова вам понятны? (Непонятно слово ТОРОВАТЫЙ)
– Найдите значение этого слова. (ТОРОВАТЫЙ – щедрый, не скупой)
– Прочитайте восклицательные предложения. Какие чувства они помогают передать?
– Прочитайте вопросительное предложение. С какой интонацией его нужно читать и почему? (Читать с чувством неуверенности, с просьбой, надеясь на положительный ответ мамы)
– С какой интонацией говорит ребенок с мамой? Как будем читать это стихотворение? (С восторгом, быстро, потому что ребенок очень восхищен, торопится поделиться своими чувствами с мамой, говорит быстро)
– Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (Ответы детей)
9. Физкультминутка (слайд 8)
10. Подготовка к выразительному чтению (слайд 9 – по щелчку)
Самостоятельное чтение стихотворения.
– Всегда ли паузы совпадают с концом строки? Найдите строки, в конце которых делать паузы мы не будем. (2, 7, 11, 14.)
– А где паузы нужно сделать в середине строки и почему? (В 1, 16 конец предложения, а в 4,5, 7, 11 короткие паузы при перечислении)
Обсуждение понятия РИФМА.
– Что такое РИФМА? (Созвучное окончание строк)
– Найдите рифму в стихотворении.
Выразительное чтение стихотворения.
– А теперь прочитайте стихотворение своему соседу по парте так, как будто это вы обращаетесь к своей маме. (Чтение стихотворения учащимися)
После чтения дети указывают, у кого получилось прочитать особенно хорошо. Эти 2–3 учащихся читают стихотворение вслух.
11. Работа над стихотворением «Зреет рожь над жаркой нивой…» (слайд 10 – по щелчку)
– Фет писал стихи о природе. Ему удалось передать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом.
– Прочитайте стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» самостоятельно. Чтение стихотворения хорошо читающим ребенком. – Что изобразил Афанасий Афанасьевич в своем стихотворении? (Хлебное поле)
– Как помогают представить картину, изображенную поэтом, слова: ЖАРКАЯ, ПРИХОТЛИВЫЙ, ЗОЛОТЫЕ, БЕЗБРЕЖНАЯ, ОГНЕДЫШАЩЕЕ. (Ответы детей)
– Найдите значение слова СМЕЖАЕТ. (Закрывает)
– Прочитайте стихотворение выразительно. Какую интонацию вы выберете?
Выразительное чтение стихотворения детьми.
12. Итог урока. Рефлексия (слайд 11)
– С творчеством какого русского поэта мы познакомились сегодня? (А.А.Фет)
– И мы сегодня почувствовали, что стихи Фета вечны, как трели соловья, как «робкое дыханье» любви, как «говор звёзд на небесах», как …
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.
Синквейн: Тема синквейна «Поэзия Фета» (на доске написана схема – подсказка написания синквейна).
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой, которая позволяет выразить к ней личное отношение.
– Покажите свое настроение мимикой.
– Поднимите правую руку, если вам понравился урок. Поднимите левую руку, если вам понравилось как вы и одноклассники работали на уроке. Поаплодируйте себе и друзьям.
– Сегодня работали хорошо……(оценивание работы на уроке). Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения, правильно и выразительно читать стихотворения.
13. Домашнее задание.
Выучить понравившееся стихотворение наизусть.
Цель урока: знакомство и анализ стихотворения А.А. Фета “Мама! Глянь-ка из окошка”.
Задачи урока:
- познакомить с творчеством А. Фета;
- подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения;
- расширять и пополнять словарный запас детей;
- познакомить с новым жанром стихотворения просьбы;
- добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;
- развивать эмоции и чувства детей.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- аудиозапись Вивальди “ Зима” из цикла “Времена года”;
- компьютер и проектор.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
(Звучит аудиозапись Вивальди “Зима” из цикла “Времена года”). Приложение1-3
- Какие чувства возникли при прослушивании этого произведения?
- Что услышали?
- Какую картину увидели?
- К какому времени года подходит эта музыка? (ответы детей)
Некоторые из вас были близки к точке зрения автора. Попробуйте отгадать загадку, и вы точно убедитесь в правильном ответе.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белолица, белокожа.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Приложение1-4)
- Молодцы! Речь на самом деле идет о зиме. Вы, конечно, догадались, что мы не случайно слушаем эту музыку.
- Сегодня мы будем говорить о зиме, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом.
- Мы познакомимся с поэтом XIX века, имя которого золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы этого века. (Приложение1-5)
- Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Орловской губернии, в имении своего отца помещика А.Н. Шеншина. Власти не разрешили поэту носить фамилию отца, потому что мать с отцом были обвенчаны после его рождения.
- Стихи поэт начал писать очень рано. В 1840 году был выпущен первый сборник стихов.
- Фет писал стихи о природе. Ему удалось передавать в них ощущения и настроения, чувства, которые наполняют душу восторгом. (Приложение1-6)
- И мы понаблюдаем, как, и с помощью, каких средств, поэты создают картины природы.
3. Подготовка к восприятию текста.
- На наших уроках мы уже говорили об осени, когда уже дуют “буйные ветры”, срывающие последние листочки с деревьев. А что бывает потом? (ответы детей)
- Давайте рассмотрим картину. Что вы видите? (Приложение1-7)
- Что происходит с землей? Домами? Деревьями?
- Что можно сказать о природе в это время года?
- Как вы догадались, что снег выпал недавно?
Вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени.
- Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета “Мама! Глянь-ка из окошка” и узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег. (Приложение 1-8)
4. Первичное чтение произведения.
- Сядьте удобно. Попытайтесь представить все то, что увидел мальчик Фет, проснувшись однажды, пока я буду читать это стихотворение. (Учебники у детей закрыты, учитель читает стихотворение.)
5. Проверка первичного восприятия стихотворения.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
- Что запомнилось больше всего?
- Отличаются ли чувства мальчика XIX века, от ваших, при виде первого снега? (ответы детей)
6. Физкультминутка.
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять читать начнем.
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровнее!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильнее! (Приложение 1-9)
7. Чтение и анализ стихотворения.
1. Словарная работа.- Прежде, чем перечитать стихотворение, уточним значение некоторых слов.
- Что, по вашему мнению, обозначает слово “тороватый”?
- Как вы понимаете слово “ салазки”? (Приложение1-10)
2. Речевая разминка
Прочитайте скороговорку, четко произнося слова:
Три скороговорки
Прокатились с горки.
Затем чтение с нарастанием темпа. (Приложение1-11).
3. Чтение стихотворения.
- Теперь давайте внимательно прочитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием.
- Вы сказали, что чувства поэта совпадают с нашими, но Фет-мальчик был очень внимательным ребенком, поучимся и мы с вами быть такими же.
- Прочитаем первые шесть строк (читает хорошо читающий ученик).
- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?
- Как преобразилась земля? Похоже это на картину, которую мы рассматривали?
- О какой народной примете пишет поэт в этих строках?
- Читаем следующие шесть строк. Какими словами поэт описывает иней? С чем он его сравнивает?
- О чем он просит маму в этих строках? (“Погляди хоть ты!”, не надо идти на улицу, только полюбуйся из окна.)
- Как вы думаете, какие чувства переполняют мальчика?
-Какую картину вы могли бы здесь нарисовать?
- Меняется ли настроение сына в последних строчках стихотворения? (Читаем последние строчки.)
- Как он произносит последние три строчки?
- А теперь рассмотрите рисунок в учебнике. Соответствует он содержанию стихотворения? Смотрите внимательно. (Ответы детей.)
8. Подготовка к выразительному чтению.
Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать друг другу (работа в парах.)
9. Выразительное чтение стихотворения.
Прослушивание 1 – 3 учеников.
10. Итог урока.
Сегодня все работали хорошо, молодцы. Я думаю, что такая работа поможет вам анализировать и другие стихотворения. Правильно и выразительно читать стихотворения.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать свою иллюстрацию к нему.
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой. Он успел платок пуховый
Расстелить над мостовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях
Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...
Рабочая программа коррекционного курса "Развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Класс: 4
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным прик...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития.
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с задержкой психического развития 1 классов.Цель:1.Коррекция про...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)
Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»
Конспект занятияКонспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста«В поисках сильного духа&r...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ПОСРЕДСТВОМ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Современные требования определяют новое представление о содержании и организации модели образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника. Взрослый выступает для ребенка в качестве ...
Конспект занятия по развитию высших психических функций у детей младшего школьного возраста
В конспекте описаны упражнения на развитие высших психических функций, таких как: память, внимание, мышление, а также на развитие межполушарного взаимодейсвтия у детей младшего школьного возраста....