Внеурочное занятие по теме "Числовые головоломки и ребусы"
план-конспект занятия (4 класс)
Внеурочное занятие по теме "Числовые головоломки и ребусы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislovye_golovolomki_i_rebusy.docx | 55.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 12.11.2019
Студент: Савина Анастасия Юрьевна
Класс: 4 «Б»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Название курса: «Логика»
Тема: «Числовые головоломки и ребусы»
Цель занятия: сформировать представление о числовых головоломках и ребусах, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.
Задачи занятия:
обучающая: формирование умения выполнять логически-поисковые задания, которые учат проводить анализ и синтез, сравнение и классификацию, решать нестандартные задачи;
развивающая: развивать логические мыслительные операции – сравнение, обобщение и установление причинно – следственных связей;
воспитательная: формировать познавательный интерес к логическим понятиям как к понятиям общекультурного пространства.
Воспитательный результат – непосредственное когнитивное приобретение обучающегося благодаря его участию в общеинтеллектуальном виде деятельности.
Воспитательный эффект – влияние решения логических задач на процесс развития личности обучающегося.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ: умеют решать числовые головоломки и ребусы, выполнять поиск закономерностей, сравнивать понятия, выполнять развивающие задания. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные: выполняют сравнение, обобщение и устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: умеют слушать и понимать других, работать в группах, владеют монологической и диалогической речью. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявляют творческое отношение к процессу познания, эмоционально – ценностное отношение к познавательной деятельности. |
Средства обучения: презентация, проектор, дидактический материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Педагогическая деятельность учителя | Познавательная деятельность обучающихся |
I. Вводная часть | |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. - Мы продолжаем изучать с вами логику, и, как вы уже знаете, логика - это наука о рассуждении или правильном мышлении. - Тогда, чем мы будем заниматься на занятии? - А целью нашего занятия будет развитие логическое мышление. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы. - Как вы думаете, для чего вам нужно развивать память, внимание, мышление? - А развиваем мы это с помощью различных упражнений. - Знакомо вам такое выражение, как «ломать голову»? - Попробуйте заменить его одним словом, близким по значению. - Вы знаете, как называются такие записи? - Верно. Сегодня мы познакомимся с головоломками и ребусами. Только они будут числовыми, т.е. некоторые цифры будут обозначены звёздочками или буквами, или, например, необходимо будет расставить знаки арифметичеcких действий. - Из всего вышесказанного предположите тему и задачи нашего занятия. | Приветствуют учителя. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Воспринимают информацию. Составляют слово: - Головоломка. - Ребусы. Формулируют тему и задачи урока. |
II. Основная часть. | |
- Разгадайте ребус, в котором необходимо расставить знаки арифметичеcких действий сложения и вычитания между цифрами так, чтобы получилось верное равенство. 5…4…3…2…1 = 3 - Можно этот ребус решить по-другому? - Перейдём к другому ребусу. Некоторые цифры обозначены звёздочками. Звёздочки обозначают любые цифры. Вставьте пропущенные цифры: +*6* *7 **24 - Теперь попробуйте расшифровать ребус вместе с соседом по парте. **03 *8* *6 Проверка парной работы. - Молодцы, справились с заданием! - Следующий ребус состоит из букв. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным буквам – разные цифры. Расшифруйте ребус, чтобы получился числовой пример. +УДАР УДАР ДРАКА - Обратите внимание, что при сложении четырёхзначного числа получилось пятизначное. Значит, буква Д = 1. В ребусе есть ещё буквы Д, следовательно, подставляем цифру 1. 1 + 1 = 2, значит, буква А = 2. В ребусе есть ещё буквы А, следовательно, подставляем цифру 2. Получается, что при сложении двух букв Р сумма равна 2. Делаем вывод, что 2 может получиться либо при сложении двух 1, либо при сложении двух 6 с переходом через десяток. Но цифра 1 = Д, следовательно, остаётся 6. Значит, Р = 6. 6 + 6 = 12, значит, А + А = 4, да ещё 1, следовательно, К = 5. Т.к. Р = 6, а мы выяснили, что в сумме должно получиться пятизначное число, то при сложении букв У должно получиться двузначное число 16, следовательно, У = 8. Как расшифровывается ребус? - Расшифруйте следующий ребус, объединившись в группы. КРОСС + КРОСС СПОРТ Проверка работы в группах. | Анализируют, рассуждают: 5 + 4 – 3 – 2 - 1 = 3 Предлагают второй способ решения: 5 - 4 + 3 – 2 + 1 = 3 Анализируют, рассуждают: - В разряде ед. верхнего слагаемого ребуса должна стоять цифра 7. При сложении дес. учитываем 1 дес., получившийся от сложения ед., поэтому в разряде дес. второго слагаемого ребуса должна быть цифра 5. Для того, чтобы сумма трёхзначного и двузначного числа равнялась четырёхзначному числу, необходимо, чтобы трёхзначное число содержало 9 сотен. +967 57 1024 Выполняют работу в парах: -1003 987 16 Анализируют, рассуждают: +8126 8126 16252 Анализируют, рассуждают: - При сложении двух букв О должна получится О, значит, при сложении двух С должно получится двузначное число, чтобы перешёл один десяток. Существует такая цифра, при сложении которой получится число, оканчивающиеся этой же цифрой, если мы прибавим ещё 1, это цифра 9. Запоминаем 1 дес. Подбираем цифру, равную С. Помним, что при сложении двух С, должно получится двузначное число. Значит, С ≥ 5. Пробуем 5: 5 + 5 = 10, тогда Т = 0, 1 дес. запоминаем, 5 + 5, да ещё 1, = 11, тогда Р = 1. В ребусе есть ещё буква С, тогда при сложении двух К должно получится 5, следовательно, при сложении двух Р должно получится двузначное число, чтобы перешёл 1 дес. Если Р = 1, то при сложении двузначного числа не получается, следовательно, С ≠ 5. Пробуем 6: не получается. Пробуем 7: 7 + 7 = 14, тогда Т = 4, 1 дес. запоминаем, 7 + 7, да ещё 1, = 15, тогда Р = 5. В ребусе есть ещё буква С, тогда при сложении двух К должно получится 7, следовательно, при сложении двух Р должно получится двузначное число, чтобы перешёл 1 дес. Если Р = 5, то Р + Р = 10, да ещё 1 дес., = 11. Двузначное число получилось, тогда, если К + К = 7, а мы 1 дес. запоминали, то К = 3. 35977 + 35977 71954 |
III. Рефлексия. | |
- Наше занятие подходит к концу. Какие поставленные цели были нами реализованы? - Что вам больше всего понравилось на уроке? - У вас на столах лежат цифры от 1 до 5, оцените свое настроение по 5-балльной шкале. - Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать. | Формулируют ответ. Оценивают свое настроение. |
Учитель:_______________________________
Руководитель практики:___________________________
Оценка:________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие : "Математические головоломки"
Внеурочное занятие способствует систематизации и закреплению знаний, умений и навыков, полученных за второй год обучения по духовно- нравственному и интеллектуальному направлению....
Тема: «Танграм – геометрическая головоломка». Внеурочное занятие .
На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели ....
конспект внеурочного занятия китайской головоломки танграм 4 класс используемая литература
материал подготовлен для проведения внеурочного занятия с заданной темой...
Внеурочное занятие "Танграм: древняя китайская головоломка"
Танграм: древняя китайская головоломка...
Фрагмент внеурочного занятия "Геометрические головоломки". Развитие инженерной культуры в начальной школе с использованием педагогической технологии "Гимнастика для ума"
НемаНемаловажную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют развивающие игры и пособия. Ими увлечены как взрослые, так и дети. На сегодняшний день существ...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ
⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...
Внеурочное занятие по теме :"Танграм- древняя китайская головоломка
Внеурочное занятие по математике с игрой танграм для 4 класса. Данное внеурочное занятие входит в курс внеурочной деятельности "Занимательная математика" и входит в раздел "Геометрическая мозаика"...