Внеурочное занятие по теме "Числовые головоломки и ребусы"
план-конспект занятия (4 класс)

Внеурочное занятие по теме "Числовые головоломки и ребусы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovye_golovolomki_i_rebusy.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.11.2019

Студент: Савина Анастасия Юрьевна

Класс: 4 «Б»

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное

Название курса: «Логика»

Тема: «Числовые головоломки и ребусы»

Цель занятия: сформировать представление о числовых головоломках и ребусах, развитие интеллектуальных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.

Задачи занятия:

        обучающая: формирование умения выполнять логически-поисковые задания, которые учат проводить анализ и синтез, сравнение и классификацию, решать нестандартные задачи;

        развивающая: развивать логические мыслительные операции – сравнение, обобщение и установление причинно – следственных связей;

        воспитательная: формировать познавательный интерес к логическим понятиям как к понятиям общекультурного пространства.

Воспитательный результат – непосредственное когнитивное приобретение обучающегося благодаря его участию в общеинтеллектуальном виде деятельности.

Воспитательный эффект – влияние решения логических задач на процесс развития личности обучающегося.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ:  умеют решать числовые головоломки и ребусы, выполнять поиск закономерностей, сравнивать понятия, выполнять развивающие задания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные: выполняют сравнение, обобщение и устанавливают причинно – следственные связи.

Регулятивные: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умеют слушать и понимать других, работать в группах, владеют монологической и диалогической речью.  

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявляют творческое отношение к процессу познания, эмоционально – ценностное отношение к познавательной деятельности.

Средства обучения: презентация, проектор, дидактический материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Педагогическая деятельность учителя

Познавательная деятельность обучающихся

I. Вводная часть

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Юрьевна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие.

- Мы продолжаем изучать с вами логику, и, как вы уже знаете, логика - это наука о рассуждении или правильном мышлении.

- Тогда, чем мы будем заниматься на занятии?

- А целью нашего занятия будет развитие логическое мышление. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы.

- Как вы думаете, для чего вам нужно развивать память, внимание, мышление?

- А развиваем мы это с помощью различных упражнений.

- Знакомо вам такое выражение, как «ломать голову»?

- Попробуйте заменить его одним словом, близким по значению.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/08da/0002ef09-b4dcaf94/hello_html_m6cf96a92.jpg

- Вы знаете, как называются такие записи?

- Верно. Сегодня мы познакомимся с головоломками и ребусами. Только они будут числовыми, т.е. некоторые цифры будут обозначены звёздочками или буквами, или, например, необходимо будет расставить знаки арифметичеcких действий.

- Из всего вышесказанного предположите тему и задачи нашего занятия.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Воспринимают информацию.

Составляют слово:

- Головоломка.

- Ребусы.

Формулируют тему и задачи урока.

II. Основная часть.

- Разгадайте ребус, в котором необходимо расставить знаки арифметичеcких действий сложения и вычитания между цифрами так, чтобы получилось верное равенство.

5…4…3…2…1 = 3 

- Можно этот ребус решить по-другому?

- Перейдём к другому ребусу. Некоторые цифры обозначены звёздочками. Звёздочки обозначают любые цифры. Вставьте пропущенные цифры:

+*6*

   *7

**24

- Теперь попробуйте расшифровать ребус вместе с соседом по парте.

 **03

   *8*

     *6

Проверка парной работы.

- Молодцы, справились с заданием!

- Следующий ребус состоит из букв. Одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, разным буквам – разные цифры. Расшифруйте ребус, чтобы получился числовой пример.

 +УДАР

  УДАР

ДРАКА

- Обратите внимание, что при сложении четырёхзначного числа получилось пятизначное. Значит, буква Д = 1. В ребусе есть ещё буквы Д, следовательно, подставляем цифру 1. 1 + 1 = 2, значит, буква А = 2. В ребусе есть ещё буквы А, следовательно, подставляем цифру 2. Получается, что при сложении двух букв Р сумма равна 2. Делаем вывод, что 2 может получиться либо при сложении двух 1, либо при сложении двух 6 с переходом через десяток. Но цифра 1 = Д, следовательно, остаётся 6. Значит, Р = 6. 6 + 6 = 12, значит, А + А = 4, да ещё 1, следовательно, К = 5. Т.к. Р = 6, а мы выяснили, что в сумме должно получиться пятизначное число, то при сложении букв У должно получиться двузначное число 16, следовательно, У = 8. Как расшифровывается ребус?

- Расшифруйте следующий ребус, объединившись в группы.

  КРОСС

+

  КРОСС

  СПОРТ

Проверка работы в группах.

Анализируют, рассуждают:

5 + 4 – 3 – 2 - 1 = 3

Предлагают второй способ решения:

5 - 4 + 3 – 2 + 1 = 3

Анализируют, рассуждают:

- В разряде ед. верхнего слагаемого ребуса должна стоять цифра 7. При сложении дес. учитываем 1 дес., получившийся от сложения ед., поэтому в разряде дес. второго слагаемого ребуса должна быть цифра 5. Для того, чтобы сумма трёхзначного и двузначного числа равнялась четырёхзначному числу, необходимо, чтобы трёхзначное число содержало 9 сотен.

+967

   57

1024

Выполняют работу в парах:

-1003

   987

     16

Анализируют, рассуждают:

 +8126

  8126

16252

Анализируют, рассуждают:

- При сложении двух букв О должна получится О, значит, при сложении двух С должно получится двузначное число, чтобы перешёл один десяток. Существует такая цифра, при сложении которой получится число, оканчивающиеся этой же цифрой, если мы прибавим ещё 1, это цифра 9. Запоминаем 1 дес. Подбираем цифру, равную С. Помним, что при сложении двух С, должно получится двузначное число. Значит, С ≥ 5. Пробуем 5: 5 + 5 = 10, тогда Т = 0, 1 дес. запоминаем, 5 + 5, да ещё 1, = 11, тогда Р = 1. В ребусе есть ещё буква С, тогда при сложении двух К должно получится 5, следовательно, при сложении двух Р должно получится двузначное число, чтобы перешёл 1 дес. Если Р = 1, то при сложении двузначного числа не получается, следовательно, С ≠ 5. Пробуем 6: не получается. Пробуем 7: 7 + 7 = 14, тогда Т = 4,  1 дес. запоминаем, 7 + 7, да ещё 1, = 15, тогда Р = 5. В ребусе есть ещё буква С, тогда при сложении двух К должно получится 7, следовательно, при сложении двух Р должно получится двузначное число, чтобы перешёл 1 дес. Если Р = 5, то Р + Р = 10, да ещё 1 дес., = 11. Двузначное число получилось, тогда, если К + К = 7, а мы 1 дес. запоминали, то К = 3.

  35977

+

  35977

  71954

III.  Рефлексия.

- Наше занятие подходит к концу. Какие поставленные цели были нами реализованы?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- У вас на столах лежат цифры от 1 до 5, оцените свое настроение по 5-балльной шкале.

- Спасибо, ребята за занятие. Мне было очень приятно с вами работать.

Формулируют ответ.

Оценивают свое настроение.

Учитель:_______________________________

Руководитель практики:___________________________

Оценка:________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие : "Математические головоломки"

Внеурочное занятие способствует систематизации и закреплению знаний, умений и навыков, полученных за второй год обучения по духовно- нравственному и интеллектуальному направлению....

Тема: «Танграм – геометрическая головоломка». Внеурочное занятие .

На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели ....

конспект внеурочного занятия китайской головоломки танграм 4 класс используемая литература

материал подготовлен для проведения внеурочного занятия с заданной темой...

Внеурочное занятие "Танграм: древняя китайская головоломка"

Танграм: древняя китайская головоломка...

Фрагмент внеурочного занятия "Геометрические головоломки". Развитие инженерной культуры в начальной школе с использованием педагогической технологии "Гимнастика для ума"

НемаНемаловажную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют  развивающие игры и пособия. Ими увлечены как взрослые, так и дети.  На сегодняшний день существ...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...

Внеурочное занятие по теме :"Танграм- древняя китайская головоломка

Внеурочное занятие по математике с игрой танграм для 4 класса. Данное внеурочное занятие входит в курс внеурочной деятельности "Занимательная математика" и входит в раздел "Геометрическая мозаика"...