урок литературного чтения: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
На уроке ученики знакомятся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;
материал урока способствует воспитанию любви к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_chteniya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, К. Бальмонта)
Цель: познакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;
формировать умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику;
воспитывать любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения, живопись.
Задачи:
Предметные:
познакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта об осени;
-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;
Метапредметные:
- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;
- планировать свое выступление;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- развивать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся.
Личностные:
-воспитывать любовь и уважение к родной природе;
-утвердить значимость и ценность каждого слова;
- передать красоту и музыкальность поэтической речи;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Материалы и оборудование:
Литературный ряд: А. С. Пушкин» Осень», К. Бальмонт «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников пейзажистов: И. Э. Грабарь «Рябинка», В. К. Бялыницкий – Бируля «Задумчивые дни осени»,
И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень»;
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский « Времена года», первый концерт для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского 1-я часть.
Ход урока:
Эпиграф к уроку:
Пусть слово живое
Твой разум и душу разбудит,
Введёт тебя в мир красоты.
I Организационный момент.
-Мне приятно видеть вас всех на уроке литературного чтения.
-Улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения, удачной работы и новых знаний.
II Целеполагание.
-Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? На осенних листьях написаны фамилии авторов, они вам знакомы? О чем их произведения?
- Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает для себя что–то новое, знакомиться с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей земли.
- Какие задачи мы поставим на нашем уроке перед собой, чтобы стать вдумчивым читателями? (Делиться своими впечатлениями о прочитанном, увиденном; работать с текстом, подтверждать свои ответы текстом; понять замысел авторов).
Тема нашего урока: «Поэтический листопад», стихи русских поэтов об осени.
- Чтение стихотворения учителем.
Кружатся листочки,
Дождик моросит,
А вдали рябина
Пурпуром горит.
- Мы уже научились видеть красоту вокруг себя. Но природа ещё умеет говорить красивыми разными голосами. Слышите, кружатся листочки, дождик моросит…
- Какое время года описывает автор?
- По каким признакам вы узнали?
- «Можно по-разному увидеть и услышать осень. И помогут нам в этом стихи русских поэтов. Они были написаны в разное время, каждый из поэтов по-своему увидел и писал осеннюю природу, и в тоже время, что-то есть общее в этих стихах. Что же? Попробуем ответить на этот вопрос, когда прочитаем стихи.
- Дети читают стихи.
-Поделитесь своими впечатлениями.
-Какие картины представили?
-Выясните значение непонятных вам слов по словарю.
(работа в парах со словарём)
-К какому жанру относится произведение?
3.Элементы содержания и поэтического языка стихотворений.
-Нарисовать осеннюю природу можно по-разному: художник делает это с помощью красок (обращаюсь к репродукции).
Работа с репродукциями картин. Выборочное чтение
-Посмотрите, какие картины осени изобразили художники.
-Какие строки подходят к этим картинам? Прочитайте.
Работа с иллюстрацией в учебнике
-А теперь посмотрим, как в учебнике нарисовали иллюстрацию к этому произведению.
-Прочитайте строки из произведения, которые относятся к этому рисунку.
Композитор – с помощью звуков (слушание Чайковского «Времена года»)
-Какую музыку композитор написал для Осени? Почему именно такую, как вы думаете?
А писатель, поэт рисует картины словами. Попробуем увидеть эти слова-краски.
- Как они называются? (обращаюсь к записи на доске)
- Вспомните, что такое эпитеты?
- Давайте уточним…
Эпитеты – определение, которое прибавляется к слову для большей выразительности.
- попробуйте увидеть в тексте стихотворений такие слова: прощальная краса, пышное увяданье, лучезарны вечера).
- А есть и другие слова-краски, которые помогают оживить неживые предметы, увидеть что-то новое в знакомом, привычном пейзаже: это олицетворение: «солнце реже смеётся», «отдыхающее поле» и т. д.
- А сейчас я покажу вам в этих стихотворениях другие волшебные слова-краски: «Весь день стоит, как бы хрустальный…». Это сравнение. Что вы представляете себе, когда читаете эту строку? Вы видели такой день? Опишите его.
III Физминутка
4.Устное рисование.
- Вот видите, как много можно увидеть и почувствовать, если уметь читать волшебные слова-краски.
- Прочитайте стихотворение выразительно, старайтесь представить картину, которую нарисовал поэт.
5.Работа с диафильмом:
а) Какие строчки из стихотворений вы бы подписали под кадрами нашего «диафильма»? (на доске 3 репродукции, изображающие осень раннюю, позднюю, золотою).
б) – Угадайте, из каких стихотворений взяты строчки и слова, записанные на доске?
- Что такое багрец? Лазурь?
7. «Поэтический салон»
Дети по желанию под музыку Чайковского читают стихи .
8. Подведение итогов.
-Что же объединяет стихи Пушкина, Тютчева, Бальмонта?
(Любовь к родной природе, умение увидеть поэзию природы, передать её с помощью слов – красок).
III Итог урока.
- Дети, подойдите к окну. Посмотрите на небо, растения, на всё вокруг. Что вы видите?
- Кто помогает нам его увидеть? (писатели и поэты)
- Дома выучите понравившееся стихотворение наизусть.
Рефлексия: своё настроение сравните с пейзажем методика «Пейзаж - зеркало настроения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Внеурочная деятельность. "Стихи русских поэтов об осени" 1класс
Слайд2картина осениСлайд3 Картины русских художников "Осень"Слайд4Жуковский К.И.Слайд5Фет А.А.Слайд6Есенин ССлайд7Пушкин А.А.Слайд8Тютчев Ф.И.Слайд9-13 картины осени...
Конспект урока "Стихи русских поэтов об осени. Осенний пейзаж"
Интрегрированный урок по литературному чтению и ИЗО...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".
Урок по литературному чтению во 2 классе. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. 2 класс....
Презентация к уроку по литературному чтению "Осенние листья. Стихи русских поэтов об осени".
Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе по учебнику Л.Ф.Климановой "Стихи русских поэтов об осени"....
Конспект урока по литературному чтению на тему "Стихи русских поэтов о весне" 2 класс "Перспектива"
ПдЦели урока: познакомить с весёлыми произведениями русских писателей.Планируемые результаты:Предметные: формировать навык чтения стихотворений: выразительно, передавая настроение с помощью голоса и и...
Урок литературного чтения "Поэтическое восприятие мира поэтами и художниками", 4 класс
Обнаружение необычного авторского взгляда на мир в стихотворении К. Бальмонта, хокку Кобаяси Иссы, картинах Анри Матисса, Густава Климта; чуткого, бережного отношения авторов к природе....
Презентация "Стихи русских поэтов об осени"
В презенитации приведены примеры стихов русских поэтов об осени. Очень часто учащиеся начальной школы путают авторов стихотворений. В материале содержится фото автора стихотворений, а также замечатель...