РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 4 «В» КЛАССА
рабочая программа (4 класс)

Пушечкина Юлия Евгеньевна

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 4 «В» КЛАССА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_4klass_fgos.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа №5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Орехово-Зуево

«СОГЛАСОВАНО»                             «СОГЛАСОВАНО»                   «СОГЛАСОВАНО»    

ШМО учителей начальных                   Зам. Директора по УВР             Директор МОУ ОШ №5

классов и надомного обучения,          _________Шуршикова И.А.        для обучающихся с ОВЗ

протокол №_от «_»___2019г                «_»____________2019г.            _________Чугунова И.К.

__________Гончарова Л.Г.                                                                         «_»___________2019г.

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

4 «В» КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                              Составитель:

                                                                                           Пушечкина Юлия Евгеньевна,

                                                                                      учитель начальных классов,

                                                                                                     высшая квалификационная категория

                           

2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.,в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учётом  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
  6. Учебный план для учащихся 4-в класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020  учебный год.

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

  • уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;
  • способствовать овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
  • осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формировать основы навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развивать навыки устной коммуникации;
  • формировать положительные нравственные  качества  и  свойства личности.

Основные направления коррекционной работы:

  • -развитие абстрактных математических понятий;
  • -развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • -развитие пространственных представлений и ориентации;
  • -развитие основных мыслительных операций;
  • -развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • -развитие речи и обогащение словаря;
  • -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся  4 класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире,  поэтому содержание предмета базируется на   знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира.

Учебный предмет  «Мир природы и человека»  в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Основное содержание программы

Сезонные изменения в неживой природе

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.

Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.

Неживая природа

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.

Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.

Живая природа Растения

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.

Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.

Парк (сквер). Создание человеком парков.

Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.

Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел.

Пасека.

Насекомые-вредители.

Человек

Голова и мозг человека.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Безопасное поведение

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение

ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

Описание места  предмета в учебном плане.

            Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание». Срок реализации программы 1 год.  На изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа  в год.

Возможно увеличение и уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.

Межпредметные связи

         Занятия на уроках по живому миру продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами:  математикой, музыкой, рисованием и трудовым обучением.

       В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире.

Планируемые результаты освоения предмета «Мир природы и человека»

Личностные результаты:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  •  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  •  представления о назначении объектов изучения;
  • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;
  • знание правил гигиены органов чувств;
  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
  • выполнение доступных природоохранительных действий;
  • готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Календарно-тематическое   планирование

п/п

Названия темы

Часы

План дата

Факт

дата

1

Сезонные изменения в природе.(16ч.)

Времена года. Осень. Признаки осени.

1

05.09

05.09

2

Растения осенью.

1

12.09

3

Животные осенью.

1

19.09

4

Труд людей осенью.

1

26.09

5

Зима. Признаки зимы.

1

03.10

6

Растения зимой.

1

17.10

7

Животные зимой.

1

24.10

8

Труд людей зимой.

1

31.10

9

Весна. Признаки весны.

1

07.11

10

Растения весной.

1

14.11

11

Животные весной.

1

28.11

12

Труд людей весной.

1

05.12

13

Лето. Признаки лета.

1

12.12

14

Растения летом.

1

19.12

15

Животные летом.

1

26.12

16

Труд людей летом.

1

09.01

17

Неживая природа. (2 ч.)

Почва.

1

16.01

18

Рельеф. Горы. Холмы.

1

23.01

19

Живая природа. (13 ч.)

Растения. (8ч.) Огород.

1

30.01

20

Лес.

1

06.02

21

Сад.

1

13.02

22

Растения культурные и дикорастущие.

1

27.02

23

Лекарственные растения.

1

05.03

24

Красная книга.

1

12.03

25

Парки.

1

1903

26

Растения поля. Поле в разное время года.

1

26.03

27

Животные. (3 ч.)

Домашние животные.

1

02.04

28

Птицы.

1

16.04

29

Насекомые.

1

23.04

30

Человек.(2ч.)

 Мозг человека. Режим дня.

1

30.04

31

Охрана природы.

1

07.05

32

Безопасное поведение.(3ч.)

Правила поведения дома, в школе.

1

14.05

33

ПДД. Пешеходный переход.

1

21.05

34

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

28.05

Материально-техническое обеспечение

  1. Презентации,
  2.  раздаточный материал,
  3. предметные картинки,
  4. компьютер, проектор.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. 1-4 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптированные осн. общеобр. программы,2019г.
  2. Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. Живой мир. 4 класс: – М.: «Просвещение», 2019г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.
  5. Рабочая тетрадь «Мир природы и человека» в 2 частях. (Н.Б.Матвеева, М.А. Попова) 4 класс: – М.: «Просвещение», 2019г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.

Рабочая программа  по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ....