РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 4 «В» КЛАССА
рабочая программа (4 класс)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 4 «В» КЛАССА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_4klass_fgos.docx | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
городского округа Орехово-Зуево
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
ШМО учителей начальных Зам. Директора по УВР Директор МОУ ОШ №5
классов и надомного обучения, _________Шуршикова И.А. для обучающихся с ОВЗ
протокол №_от «_»___2019г «_»____________2019г. _________Чугунова И.К.
__________Гончарова Л.Г. «_»___________2019г.
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
4 «В» КЛАССА
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Пушечкина Юлия Евгеньевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» предназначена для обучающихся 4 класса «В», составлена на основе АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.,в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с учётом следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
- Приказ № 206 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
- Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)
- Учебный план для учащихся 4-в класса МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2019-2020 учебный год.
Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта через формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточнять и обогащать представления об окружающей действительности и способствовать овладению на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формировать первоначальные «дограмматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки;
- способствовать овладению различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
- осуществлять коррекцию недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формировать основы навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развивать навыки устной коммуникации;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности.
Основные направления коррекционной работы:
- -развитие абстрактных математических понятий;
- -развитие зрительного восприятия и узнавания;
- -развитие пространственных представлений и ориентации;
- -развитие основных мыслительных операций;
- -развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- -коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- -развитие речи и обогащение словаря;
- -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Специфика интеллектуального недоразвития обучающихся 4 класса не даёт возможности закладывать в программу сведения о сложных явлениях в неорганическом и органическом мире, поэтому содержание предмета базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира.
Учебный предмет «Мир природы и человека» в младших классах должен заложить основы для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География», создать преемственную систему знаний между названными предметами.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Основное содержание программы
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел.
Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение
ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Описание места предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание». Срок реализации программы 1 год. На изучение предмета «Мир природы и человека» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Возможно увеличение и уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Межпредметные связи
Занятия на уроках по живому миру продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: математикой, музыкой, рисованием и трудовым обучением.
В процессе уроков учитель может использовать различные виды деятельности: игровую, ручной труд, конструктивную, изобразительную, которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению элементарных представлений об окружающем мире.
Планируемые результаты освоения предмета «Мир природы и человека»
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
- ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Названия темы | Часы | План дата | Факт дата |
1 | Сезонные изменения в природе.(16ч.) Времена года. Осень. Признаки осени. | 1 | 05.09 | 05.09 |
2 | Растения осенью. | 1 | 12.09 | |
3 | Животные осенью. | 1 | 19.09 | |
4 | Труд людей осенью. | 1 | 26.09 | |
5 | Зима. Признаки зимы. | 1 | 03.10 | |
6 | Растения зимой. | 1 | 17.10 | |
7 | Животные зимой. | 1 | 24.10 | |
8 | Труд людей зимой. | 1 | 31.10 | |
9 | Весна. Признаки весны. | 1 | 07.11 | |
10 | Растения весной. | 1 | 14.11 | |
11 | Животные весной. | 1 | 28.11 | |
12 | Труд людей весной. | 1 | 05.12 | |
13 | Лето. Признаки лета. | 1 | 12.12 | |
14 | Растения летом. | 1 | 19.12 | |
15 | Животные летом. | 1 | 26.12 | |
16 | Труд людей летом. | 1 | 09.01 | |
17 | Неживая природа. (2 ч.) Почва. | 1 | 16.01 | |
18 | Рельеф. Горы. Холмы. | 1 | 23.01 | |
19 | Живая природа. (13 ч.) Растения. (8ч.) Огород. | 1 | 30.01 | |
20 | Лес. | 1 | 06.02 | |
21 | Сад. | 1 | 13.02 | |
22 | Растения культурные и дикорастущие. | 1 | 27.02 | |
23 | Лекарственные растения. | 1 | 05.03 | |
24 | Красная книга. | 1 | 12.03 | |
25 | Парки. | 1 | 1903 | |
26 | Растения поля. Поле в разное время года. | 1 | 26.03 | |
27 | Животные. (3 ч.) Домашние животные. | 1 | 02.04 | |
28 | Птицы. | 1 | 16.04 | |
29 | Насекомые. | 1 | 23.04 | |
30 | Человек.(2ч.) Мозг человека. Режим дня. | 1 | 30.04 | |
31 | Охрана природы. | 1 | 07.05 | |
32 | Безопасное поведение.(3ч.) Правила поведения дома, в школе. | 1 | 14.05 | |
33 | ПДД. Пешеходный переход. | 1 | 21.05 | |
34 | Транспорт. Мы – пассажиры. | 1 | 28.05 |
Материально-техническое обеспечение
- Презентации,
- раздаточный материал,
- предметные картинки,
- компьютер, проектор.
Учебно-методическое обеспечение
- Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А. Мир природы и человека. 1-4 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобр. организаций, реализующих адаптированные осн. общеобр. программы,2019г.
- Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова. Живой мир. 4 класс: – М.: «Просвещение», 2019г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), соответствующая ФГОС для детей с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / под ред. В.В.Воронковой. - М.: «Просвещение», 2013.
- Рабочая тетрадь «Мир природы и человека» в 2 частях. (Н.Б.Матвеева, М.А. Попова) 4 класс: – М.: «Просвещение», 2019г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека». 1 класс ФГОС ОВЗ....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс ( коррекционная школа) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс.
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» 2 класс ФГОС ОВЗ....