Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"2019
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7._okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.docx | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_____ от «___» августа 2019 г. директор:____________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по учебной работе: _________________ И.В. Вдовенкова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__ от «__» ______ 2019 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей начальных классов и воспитателей Протокол № 1 от «__» __________ 2019 г. руководитель МО:__________ Л.В. Мартыненкова |
Рабочая программа учебного предмета
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся
4 класса
на 2019/2020 учебный год
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
учитель начальных классов
г. Смоленск
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития детей с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, еѐ культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде, общепринятых правилах поведения.
Задачи:
- Формировать представления о мире, созданном руками человека.
- Знакомство с явлениями социальной жизни.
- Формировать представления об окружающих людях:
а) овладение первоначальными представлениями о социальной жизни;
б) овладение представлениями о профессиональных и социальных ролях людей.
- Развивать межличностные и групповые отношения.
- Формировать представления о стране проживания – Россия.
- Формировать представления об обязанностях и правах ребенка.
- Формирование представлений о предметном мире, созданном человеком.
В связи с особенностями психического развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития практическая направленность реализуется через наглядно – практический характер, т.е. представление об окружающем социальном мире усваиваются в результате наблюдения за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами, реализуется через решение соответствующих возрасту житейских задач.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности;
- представления о деятельности и профессиях людей;
- представления о социальных ролях людей;
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- умение соблюдать правила поведения на уроках;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности.
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 32 часов,
во в II полугодии – 34 час,
всего – 66 часов.
Раздел | Количество часов |
Раздел «Школа». | 6 |
Раздел «Страна» | 12 |
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком» | 7 |
Раздел «Обычаи, традиции» | 7 |
Раздел «Город» | 12 |
Раздел «Квартира, дом» | 12 |
Раздел «Продукты питания» | 5 |
Раздел «Транспорт» | 5 |
4. Календарно-тематическое планирование
по предмету «Окружающий социальный мир» в 4 «А»
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть – 18 часов | |||||
Школа | |||||
1. | Основные сведения о себе и своей семье. | 1 | 3.09 | ||
2. | Основные правила дорожного движения (светофор, пешеходный переход). | 1 | 6.09 | ||
3. | Знакомство с новым классом. | 1 | 10.09 | ||
4. | Узнавание и различение помещений школы. Знание назначений помещений. Нахождение помещений школы. | 1 | 13.09 | ||
5. | Узнавание участков школьной территории. Знание и соблюдение правил поведения на территории школы. | 1 | 17.09 | ||
6. | Знание и соблюдение школьного распорядка. | 1 | 20.09 | ||
Страна | |||||
7. | Наша страна – Россия. | 2 | 24.09 27.09 | ||
8. | Государственная символика. | 2 | 1.10 4.10 | ||
9. | Населенные пункты нашей страны. | 1 | 8.10 | ||
10. | Столица России – Москва. | 1 | 11.10 | ||
11. | Основные достопримечательности. | 2 | 15.10 18.10 | ||
12. | Города России и их достопримечательности. | 2 | 22.10 25.10 | ||
13. | Деньги нашей страны. | 2 | 29.10 1.11 | ||
II четверть – 14 часов | |||||
Предметы и материалы, изготовленные человеком | |||||
1. | Бумага. Свойства. | 1 | 12.11 | ||
2. | Дерево. Свойства. | 1 | 15.11 | ||
3. | Стекло. Свойства. | 1 | 19.11 | ||
4. | Резина. Свойства. | 1 | 22.11 | ||
5. | Металл. Свойства. | 1 | 26.11 | ||
6 | Ткань. Свойства. | 1 | 29.11 | ||
7. | Пластмасса. Свойства. | 1 | 3.12 | ||
Традиции и обычаи | |||||
8. | День Победы. | 1 | 6.12 | ||
9. | 8 марта.23 февраля. | 1 | 10.12 | ||
10. | Масленица. | 1 | 13.12 | ||
11. | Пасха. | 1 | 17.12 | ||
12. | Новый год. Рождество. | 3 | 20.12 24.12 27.12 | ||
III четверть – 18 часов | |||||
Город | |||||
1. | Наш город – Смоленск. | 2 | 14.01 17.01 | ||
2. | Профессии вокруг нас. | 4 | 21.01 24.01 28.01 31.01 | ||
3. | Достопримечательности нашего города. | 3 | 4.02 7.02 11.02 | ||
4. | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 14.02 | ||
5. | Элементы городской инфраструктуры. | 1 | 18.02 | ||
6. | Назначение зданий нашего города. | 1 | 21.02 | ||
Квартира, дом | |||||
7. | Дом. Части дома. | 1 | 3.03 | ||
8. | Типы домов. | 2 | 6.03 10.03 | ||
9. | Места общего пользования в доме | 1 | 13.03 | ||
10. | Лифт. | 2 | 17.03 20.03 | ||
IV четверть – 16 часов | |||||
1. | Правила безопасности во время аварийной ситуации в доме. | 2 | 31.03 3.04 | ||
2. | Коммунальные удобства в квартире. | 4 | 7.04 10.04 14.04 17.04 | ||
Продукты питания | |||||
3. | Напитки. | 1 | 21.04 | ||
4. | Молочные и рыбные продукты. | 1 | 24.04 | ||
5. | Мясные продукты. | 1 | 28.04 | ||
6. | Мучные изделия. | 1 | 8.05 | ||
7. | Кондитерские изделия. | 1 | 12.05 | ||
Транспорт | |||||
8. | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | 15.05 | ||
9. | Наземный транспорт. | 1 | 19.05 | ||
10. | Воздушный и космический транспорт. | 1 | 22.05 | ||
11. | Водный транспорт. | 1 | 26.05 | ||
12. | Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 2015-2019 учебный год УМК Школа России
Программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности...
рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его про...
Рабочая программа по математике 2 класс 2019 год
Рабочая программа по математике 2 класса с характеристикой основных видов деятельности...
Рабочая программа по русскому языку на 2019 -2020 учебный год 1 класс
Рабочая программа по русскому языку 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс...
Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа во 2 классе на 2019 - 2020 учебный год....
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по математике 3 класс 2019-2020 учебный год...