Рабочая программа по предмету "Домоводство" 2019
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Домоводство" 2019
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._domovodstvo.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_____ от «___» августа 2019 г. директор:____________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по учебной работе: _________________ И.В. Вдовенкова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__ от «__» августа2019 г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей начальных классов и воспитателей Протокол № 1 от «__» августа 2019 г. руководитель МО:__________ Л.В. Мартыненкова |
Рабочая программа учебного предмета
«Домоводство»
для обучающихся
4 класса
на 2019/2020 учебный год
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
учитель начальных классов
г. Смоленск
2019
- Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Домоводство» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Воронкова В.В. Букварь. 1 класс: для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение. 2012. 143с.
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно-бытовыми навыками не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы. Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо).
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения.
Цель обучения – формирование у воспитанников знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи обучения:
- формировать умения обращаться с инвентарем и электроприборами;
- осваивать действия по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами;
- формировать умения соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов;
- формировать умения выполнять доступные бытовые виды работ.
Учебный предмет «Домоводство» является основной частью предметной области «Окружающий мир». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
2. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
- иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;
- уметь выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
- уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Личностные результаты
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- работа в коллективе (ученик – ученик);
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога;
- социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;
- владение правилами поведения в учебной ситуации;
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 48 часов, во в II полугодии – 51 час,
всего – 99 часов.
1. Покупки – 17 ч.
Введение. Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в магазине. Виды магазинов. Продуктовый магазин. Взвешивание продуктов. Складывание продуктов в сумку. Правила расчета в магазине. Обращение с деньгами. Магазин одежды. Обувной магазин. Магазин игрушек. Рынок. Правила поведения. Практическое занятие «Поход в магазин». Практическое занятие «Мы пришли из магазина».
2. Обращение с кухонным инвентарем – 37 ч.
Что такое посуда? Из каких материалов делают посуду? Обращение с посудой. Виды посуды. Гжель. Посуда в русском народном стиле. Посуда для сервировки (тарелка, стакан, кружка). Посуда для сервировки (ложка, чайная ложка, вилка, нож). Различение предметов посуды для сервировки. Посуда для приготовления пищи. Практическое занятие: «Для чего это нужно?», «Угадай тень». Кухонные принадлежности (терка, разделочная доска, лопатка, венчик). Кухонные принадлежности (дуршлаг, шумовка, открывалка). Практическое занятие: сервируем стол. Приспособления для мытья посуды. Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды. Практическое занятие: «Моем посуду». Что такое бытовые приборы. Виды. Техника безопасности обращения с бытовыми приборами.
Холодильник. Правила использования. Микроволновка. Правила пользования. Помощники в доме: электрочайник, его назначение в хозяйстве.
Хранение посуды и бытовых приборов. Игра «Разложи по местам».
3. Приготовление пищи – 21ч.
Подготовка к приготовлению блюда. Правила гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления пищи. Игра «Что приготовим?». Выбор посуды, необходимой для приготовления пищи.
Игра «Что для чего?». Обработка продуктов. Мытье продуктов. Чистка овощей. Раскатывание теста. Способы приготовления пищи. Действия при варке продукта. Действия при жарке продукта. Игра «Жарим мясо». Духовка. Игра «Готовим праздничный обед». Хранение приготовленной пищи
4. Уход за вещами – 9ч.
Ручная стирка. Порошок, мыло. Помощники в доме: утюг, его назначение в хозяйстве. Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью.
5. Уборка помещения – 10ч.
Представление о назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений. Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Помощники в доме: пылесос. Практическое занятие: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, мытье пола.
«Пусть зеркало расскажет…» История стекла и зеркала. Правила ухода за зеркалами и стеклами. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
6. Уборка территории – 5ч.
Знакомство с инвентарем для уборки территории. Уборка бытового мусора. Подметание территории. Повторение пройденного за год материала.
4. Календарно-тематическое планирование предмета
«Домоводство» в 4 «А» классе
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть – 27 часов | |||||
Покупки – 17 ч. | |||||
1. | Введение. Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. | 3 | 2.09 3.09 4.09 | ||
2. | Правила поведения в магазине. | 1 | 9.09 | ||
3. | Виды магазинов. | 1 | 10.09 | ||
4. | Продуктовый магазин. | 2 | 11.09 16.09 | ||
5. | Взвешивание продуктов. | 1 | 17.09 | ||
6. | Складывание продуктов в сумку. | 1 | 18.09 | ||
7. | Правила расчета в магазине. Обращение с деньгами. | 2 | 23.09 24.09 | ||
8. | Магазин одежды. | 1 | 25.09 | ||
9. | Обувной магазин. | 1 | 30.09 | ||
10. | Магазин игрушек. | 1 | 1.10 | ||
11. | Рынок. Правила поведения. | 1 | 2.10 | ||
12. | Практическое занятие «Поход в магазин». | 1 | 7.10 | ||
13. | Практическое занятие «Мы пришли из магазина». | 1 | 8.10 | ||
Обращение с кухонным инвентарем | |||||
14. | Что такое посуда? | 1 | 9.10 | ||
15. | Из каких материалов делают посуду? | 1 | 14.10 | ||
16. | Обращение с посудой. | 1 | 15.10 | ||
17. | Виды посуды. | 1 | 16.10 | ||
18. | Гжель. | 1 | 21.10 | ||
19. | Посуда в русском народном стиле. | 1 | 22.10 | ||
20. | Посуда для сервировки (тарелка, стакан, кружка). | 1 | 23.10 | ||
21. | Посуда для сервировки (ложка, чайная ложка, вилка, нож). | 1 | 28.10 | ||
22. | Различение предметов посуды для сервировки. | 1 | 29.10 | ||
23. | Повторение. | 1 | 30.10 | ||
II четверть – 21 час | |||||
1. | Посуда для приготовления пищи. | 4 | 11.11 12.11 13.11 18.11 | ||
2. | Практическое занятие: «Для чего это нужно?», «Угадай тень» | 1 | 19.11 | ||
3. | Кухонные принадлежности (терка, разделочная доска, лопатка, венчик). | 2 | 20.11 25.11 | ||
4. | Кухонные принадлежности (дуршлаг, шумовка, открывалка). | 2 | 26.11 27.11 | ||
5. | Практическое занятие: сервируем стол. | 1 | 2.12 | ||
6. | Приспособления для мытья посуды | 2 | 3.12 4.12 | ||
7. | Различение чистой и грязной посуды. Очищение остатков пищи с посуды. | 1 | 9.12 | ||
8. | Соблюдение последовательности действий при мытье и сушке посуды | 1 | 10.12 | ||
9. | Практическое занятие: «Моем посуду». | 1 | 11.12 | ||
10. | Что такое бытовые приборы. Виды. | 2 | 16.12 17.12 | ||
11. | Техника безопасности обращения с бытовыми приборами. | 1 | 18.12 | ||
12. | Холодильник. Правила использования. | 1 | 23.12 | ||
13. | Повторение | 2 | 24.12 25.12 | ||
III четверть – 27 часов | |||||
1. | Микроволновка. Правила пользования. | 1 | 13.01 | ||
2. | Помощники в доме: электрочайник, его назначение в хозяйстве. | 1 | 14.01 | ||
3. | Хранение посуды и бытовых приборов | 1 | 15.01 | ||
4. | Игра «Разложи по местам» | 1 | 20.01 | ||
5. | Повторение материала по теме «Обращение с кухонным инвентарем» | 2 | 21.01 22.01 | ||
Приготовление пищи | |||||
6. | Подготовка к приготовлению блюда. | 1 | 27.01 | ||
7. | Правила гигиены при приготовлении пищи. | 2 | 28.01 29.01 | ||
8. | Выбор продуктов, необходимых для приготовления пищи. | 1 | 3.02 | ||
9. | Игра «Что приготовим?». | 1 | 4.02 | ||
10. | Выбор посуды, необходимой для приготовления пищи. | 1 | 5.02 | ||
11. | Игра «Что для чего?». | 1 | 10.02 | ||
12. | Обработка продуктов. | 2 | 11.02 12.02 | ||
13. | Мытье продуктов. | 1 | 17.02 | ||
14. | Чистка овощей. | 1 | 18.02 | ||
15. | Раскатывание теста. | 1 | 19.02 | ||
16. | Способы приготовления пищи. | 2 | 2.03 3.03 | ||
17. | Действия при варке продукта. | 2 -1 час | 4.03 9 марта | ||
19. | Действия при жарке продукта. | 1 | 10.03 | ||
20. | Игра «Жарим мясо» | 1 | 11.03 | ||
21. | Духовка. Игра «Готовим праздничный обед». | 1 | 16.03 | ||
22. | Хранение приготовленной пищи | 1 | 17.03 | ||
23. | Повторение по теме «Приготовление пищи» | 1 | 18.03 | ||
IV четверть – 24 часа | |||||
Уход за вещами | |||||
1. | Ручная стирка. Порошок, мыло. | 1 | 30.03 | ||
2. | Помощники в доме: стиральная машина, ее назначение в хозяйстве. | 2 | 31.03 1.04 | ||
3. | Помощники в доме: утюг, его назначение в хозяйстве. | 2 | 6.04 7.04 | ||
4. | Складывание белья и одежды. | 1 | 8.04 | ||
5. | Чистка одежды. | 2 | 13.04 14.04 | ||
6. | Уход за обувью. | 1 | 15.04 | ||
Уборка помещения | |||||
7. | Представление о назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений. | 2 | 20.04 21.04 | ||
8. | Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. | 2 | 22.04 27.04 | ||
9. | Помощники в доме: пылесос. | 2 | 28.04 29.04 | ||
10. | Практическое занятие: сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совок, мытье пола. | 1 | 6.05 | ||
11. | «Пусть зеркало расскажет…» История стекла и зеркала. Правила ухода за зеркалами и стеклами. | 2 | 12.05 13.05 | ||
12. | Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий. | 1 | 18.05 | ||
Уборка территории | |||||
13. | Знакомство с инвентарем для уборки территории. | 1 | 19.05 | ||
14. | Уборка бытового мусора. | 1 | 20.05 | ||
15. | Подметание территории. | 1 | 25.05 | ||
16. | Повторение пройденного за год материала. | 2 | 26.05 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...